8 сентября начнется народное голосование за название аэропорта в одном из самых северных мест России – Хатанге
Итоги планируется подвести после 20 сентября

Хатанга. Фото: Общественная палата Красноярского края. Источник: vk.com/infokmns
В Красноярском крае провели масштабное социологическое исследование и конкурс по определению названия аэропорта, расположенного в одном из самых северных населённых пунктов России – селе Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района. Общественная палата края подвела итоги и сформировала шорт-лист из трех претендентов, чьими именами может быть назван аэропорт, информирует Агентство по развитию северных территорий региона.
Конкурс по определению имени северного аэропорта сопровождался комплексным опросом общественного мнения – интервью с жителями Таймыра, онлайн-опросами в социальных сетях, анкетированием пассажиров рейсов Красноярск–Хатанга. Всего было собрано 1598 анкет, в которых жители района выразили свое мнение – кто из персонажей даст имя аэропорту. В тройку лидеров вошли: Николай Фокин, много лет возглавлявший Хатангу и Хатангский район (21,8% голосов), долганская писательница Евдокия Аксёнова (18,9%) и полярный исследователь Харитон Лаптев (17,8%).
Фото: Общественная палата Красноярского края. Источник: vk.com/infokmns
Следующий этап – народное голосование, которое продлится с 8 по 20 сентября, после чего будет подведен окончательный итог. Голосовать можно будет на сайте Общественной палаты Красноярского края, посредством СМС-голосования, через «горячую линию», волонтеров и официальное сообщество Общественной палаты во «ВКонтакте».
Сейчас в Хатанге живут долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы и русские. О Николае Фокине, вероятно, лучше известно самим хатангцам. А об Огдо (Евдокии) Егоровне Аксеновой (1936-1995), или Огдуо, как на родном наречии произносится ее имя, – первой долганской писательнице и поэтессе, родоначальнице современной долганской письменности, сказочнице и переводчице, – GoArctic рассказывал. Как и о Харитоне Прокофьевиче Лаптеве (1700–1763) – русском полярном исследователе, создателе карты Таймыра, капитане 1-го ранга, руководителе Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции (1733-1743 гг.).
Много писал GoArctic и о Таймыре, и о Хатанге. Основание в 1626 году ясачного зимовья на месте Хатанги связано с продвижением России на восток. Местные жители свозили на зимовье пушнину, и Хатанга была частью Мангазейского морского хода, который играл ключевую роль в торговле. В XX веке Хатанга поддержала статус знакового форпоста Заполярья – там готовились и оттуда стартовали высокоширотные экспедиции, в том числе на Северный полюс. Во второй половине XX века селению пророчили большое будущее, называя богатые природными ископаемыми окрестности Хатанги ресурсной базой севера России, сравнимой с месторождениями Норильска. Но удаленность населенного пункта сделала все экономические планы нерентабельными.
Хотя планы на развитие Хатанги перешли и в XXI век: губернатор Красноярского края Михаил Котюков предложил сделать Хатангу одним из опорных пунктов Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Кроме того, поблизости от Хатанги находится Попигайская астроблема – месторождение импактных алмазов, которое ждёт своего освоения. Порт Хатанга принимает как морские суда, так и суда класса «река-море». Из любопытных фактов – село знаменито единственной в мире льдозащитной дамбой, которую возводят изо льда в течение 5 месяцев, постепенно намораживая слой за слоем. Во время ледостава за ней укрываются зимующие в порту суда. После того как дамба тает, ее тут же начинают строить вновь.
Ледяная льдозащитная дамба. Фото: Олег Кузьмин. Источник: gnkk.ru