Сейчас в Архангельске

00:01 4 ˚С Погода
18+

90 лет НАО: самобытность и современность

НАО Нарьян-Мар Тельвиска Каратаевка
15 июля, 2019 | 15:11

90 лет НАО: самобытность и современность

15 июля 2019 года Ненецкий автономный округ отмечает своё 90-летие. Регион сравнительно молодой и небольшой, всего-то около 44 тысяч жителей (по разным оценкам и с учётом вахтовиков от 42-х до 50 тысяч), но с интересной историей и настоящим. Это самое «настоящее» не похоже на жизнь во всех остальных регионах нашей необъятной страны. Почему – убедитесь сами, а пока небольшой экскурс в историю. Ведь, как известно, без прошлого мы не знаем будущего. 

Ненецкий национальный округ был образован 15 июля 1929 года постановлением Президиума ВЦИК и стал первым национальным округом на Крайнем Севере России. 7 октября 1977 года переименован из национального в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции РФ 1993 года стал равноправным субъектом в составе РФ. Территориально (традиция ещё с советского времени) входит в Архангельскую область, хотя и является отдельным субъектом Российской Федерации.

Первой столицей округа было село Тельвисочное, ныне село Тельвиска. 

Октябрь 1931 г. – перенос столицы округа в рабочий посёлок Нарьян-Мар.

Март 1935 г. – Нарьян-Мар получил статус города. 

Основные мероприятия советской власти в 30-е годы: создание кооперативов, снабжение населения продовольствием, борьба с неграмотностью, оказание медицинской помощи.

НАО в годы войны:
26 июня 1941 года экипаж капитана Гастелло совершил таран колонны фашистской техники. В составе экипажа был уроженец Нижней Пёши (Ненецкий автономный округ) Алексей Калинин.
17 августа 1942 года в районе острова Матвеев в Печорском море буксиры «Норд» и «Комсомолец» были атакованы немецкой подводной лодкой. Погибло 305 человек, спаслось 23 человека.
Зимой 1941 года на фронт было отправлено 6 тысяч оленей в составе 5 оленно-транспортных эшелонов. За годы войны на фронт было мобилизовано 9383 жителя Ненецкого округа. 

Основные направления развития округа в 1950-1980-е годы: геология, звероводство, кирпичное строительство, оленеводство, рыболовство, развитие телевидения. 

В 1958 г. – пробурена первая скважина в районе Нарьян-Мара 
В 1963 г. – строительство первых кирпичных зданий (ДК и школа №3) 
В 1972 г.  – введён в эксплуатацию космический цех «Орбита», появление телевидения.

На этом с исторической частью, пожалуй, и закончу. Даты выбраны неслучайно, каждое из описанных событий, напрямую связано с современным округом.

И начну со столицы региона. Приезжающие в Ненецкий округ часто задают вопрос: «А какие у вас в округе ещё есть города, кроме Нарьян-Мара?». Никаких. Он один, он столица, он гордость жителей региона, воспетая в песнях, которые поют, любят и знают даже те, кто никогда не был в регионе. 

В небе зори алеют, полыхают вдали,

Будто солнце олени на рогах принесли.

Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар...

***

В промёрзлой тундре на краю земли

Есть маленький город, огни мерцают вдали.

Огни мерцают и манят меня –

Мне теперь без тебя не прожить даже дня.

Пусть в Нарьян-Маре не цветут каштаны,

Пусть в Нарьян-Маре не шумят сады,

Но он мне дорог, этот маленький город,

Потому что живёшь в этом городе ты...

 

Нарьян-Мар — город контрастов. Современна только его центральная часть. Здесь даже есть свой Арбат. И многоэтажные дома, которые за свой внешний вид получили различные народные названия — Пряничный домик, Титаник, Красная шапочка, Бутерброд, Синяк, Китайская стена, Баязет и другие. Чтобы было понятно, почему дома нарекли именно так, поясню. Красная шапочка — дом построенный из белого и красного кирпича. Дизайн таков, что у белого дома верхушка выложена красными блоками. Синяк — дом обшитый панелями синего и бежевого цвета. Отсюда и названия.

В центре сосредоточена вся городская инфраструктура — школы, детские сады, поликлиники, административные здания, символ города — почта, и прочие объекты. 

Почта

Здание почты можно встретить на открытках, блокнотах, магнитах и т. д. Памятник архитектуры местного значения. Треугольные формы напоминают чумы.

По соседству с современной застройкой в городе хотели сохранить облик города старого, исторической части окружной столицы, той самой, о которой и поётся в песне: «Деревянные дома, деревянный тротуар. Не высокий, не широкий, славный город Нарьян-Мар». Пока о сохранении исторической части говорили на уровне власти и обсуждали с общественностью, деревяшки одна за другой сгорели (точнее, их подожгли, а потом разобрали -- кому-то они помешали...). Теперь историческая часть – в виде пустых пятен. Есть на чём строить новую историю. Впрочем, деревяшек в городе всё равно в разы больше, чем домов кирпичных и монолитных. Это и двухэтажные многоквартирные дома, и частный сектор. Многие из строений не обеспечены централизованным водоснабжением и канализацией. Поэтому воду для питья горожане носят вёдрами и флягами с колонок, а нечистоты откачивает ассенизаторская машина  и вывозит содержимое на очистные сооружения.

С некой грустью на нынешнюю столицу округа смотрят жители первой столицы — села Тельвиска. Расстояние между ними всего-то пять километров, но, как говорится, «близок локоть, да не укусишь». В конце 2014 года жители села должны были получить транспортное сообщение с Нарьян-Маром в виде дороги. И ведь построили, правда, но в половодье половину дороги смыло водой, да и о мосте круглогодичном почему-то не подумали. Зато сельчане подумали год, два, что дорога была бы удобна, ведь многие работают в городе… и перестали думать. Сейчас долгострой используется только как зимник. Впрочем, эта дорога была бы востребована и в качестве туристического тракта до Пустозерска. А так – только по воде летом и по льду зимой. 

Тельвиска


Вообще, дороги, а точнее, их полное отсутствие между Нарьян-Маром и населёнными пунктами — ещё одна изюминка Ненецкого округа. Таковы географические особенности. И время здесь не в счёт. Да, справедливости ради отмечу, что зимой есть связь с «большой землей» по зимнику (об этом я вам с огромным удовольствие уже рассказывала). И скоро эта дорога станет круглогодичной. Ждём! А пока давайте вернёмся к сообщению внутри округа. Если посмотреть на регион из иллюминатора самолёта, то можно поразиться количеству рек и озёр, которые просто изрезали территорию, на секундочку, равную четырём Швейцариям по площади. Поэтому говорить о сообщении наземном — невозможно. 

НАО, вид с воздуха


   Главный транспорт на севере — вертолёт Ми-8 или самолёт Ан-2. По комфорту и скорости они, конечно, уступают «Боингам», зато по цене в разы превосходят. Так, например, до села Несь из Нарьян-Мара (расстояние 377 км) необходимо выложить по регулируемому пассажирскому тарифу более 9 тысяч рублей. Из Нарьян-Мара до Варнека — более 10 тысяч рублей. На самом деле стоимость билета в разы выше, разница покрывается Нарьян-Марскому объединённому авиаотряду — главному перевозчику в регионе – из бюджета Ненецкого округа.

Если обратиться к итогам пассажирских перевозок внутри региона за 2018 год, то становится понятно, насколько востребован авиационный транспорт у жителей сёл. Всего за отчётный период авиапредприятием было перевезено 23 559 пассажиров, при общем числе жителей поселений (без учёта городских) более 21 тысячи человек.  Порядка 8 781 тысяч из них летали по округу по специальным тарифам. Общая сумма субсидий за выполнение авиаперевозок по межмуниципальным маршрутам в 2018 году составила порядка 218 млн рублей.

Помните сцену из фильма «Мимино», когда все жители аула пришли встречать вертолёт? Так вот в Ненецком округе в поселениях до сих люди приходят встречать и провожать каждый прилетающий Ми-8. Пусть не всем селом, не всей деревней, но приходят, бегут на встречу. Такова традиция. И в этом, поверьте, что-то есть.  

Вертолётом в Ненецком округе пользуются не только пассажиры, но и потребкооперация. Да, основной запас продовольствия в населённые пункты стараются завезти морем и по рекам в навигацию из «большой России», однако в течение года без винтокрылой техники не обойтись. Своими услугами Союз потребительских обществ охватывает 80% населённых пунктов региона. При этом в 20 из 42 обслуживаемых населённых пунктов проживает менее трёхсот человек. В муниципалитетах работают 42 магазина, 6 предприятий общественного питания, 23 хлебопекарни. В системе Потребкооперации создано 419 рабочих мест. При всём при этом во многих населённых пунктах магазины Потребкооперации работают по принципу самообслуживания и по безналичному расчету. Кстати сказать,  в островной Усть-Каре я прикупила невероятно вкусные пирожки, которые пекут в местной пекарне, а в одной из зимних командировок в посёлок Каратайка была удивлена ассортименту в магазине Потребкооперации. Удивило наличие и ассортимент ювелирных украшений (это исключение для сельских торговых точек), да и вообще разнообразие порадовало, особенно приятно удивили цены: на многие товары они оказались ниже, чем в Нарьян-Маре. Как пояснили мне тогда продавцы, некоторые товары завозятся из республики Коми, что и влияет на цены. 

Без вертолётной техники невозможно в Ненецком округе представить и медицину – речь о санитарной авиации. В регионе она одна из старейших в России. Создана служба была 7 августа 1947 года. Санитарно-авиационная эвакуация организуется службой медицины катастроф и отделением экстренной консультативной медицинской помощи. В среднем за год осуществляется 230 вылетов по округу, ежегодно таким образом оказывается медицинская помощь более чем четырёмстам жителям Ненецкого автономного округа, в том числе за пределы региона ежегодно эвакуируется более шестидесяти пациентов. В рамках реализации приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» Нарьян-Марский объединённый авиаотряд получил два вертолёта МИ-8 АМТ с медицинским модулем. 

В этом году свой юбилей отметит и медицинский проект «Красный чум». Первый аргиш (олений обоз) «Красного чума» отправился в тундру в 1929 году, когда был образован Ненецкий округ. В задачу проекта, участниками которого были обыкновенные комсомольцы, входила не только медицинская помощь, но и ликвидация безграмотности кочующего населения. В состав бригады обязательно входил киномеханик. Проводились спортивные состязания среди оленеводов. В 1975 году "Красный чум" свернул свою работу. Проект был возрождён по инициативе общественного движения «Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» при поддержке ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2002 году, в 2005 – продолжен, а в 2008 году получил долгосрочный ежегодный плановый характер и пополнился партнёрами. 

За десять лет — с 2008 по 2018 год — медицинское обследование в рамках медико-социального проекта «Красный чум», который до сих пор реализуется ПАО «ЛУКОЙЛ» совместно с администрацией НАО, прошли порядка 6,5 тысяч человек.

Всего в 2018 году врачами разных категорий было обследовано 411 человек, в том числе 146 детей. Из них количество оленеводов и членов их семей составило 104 человека (41 ребёнок).

В состав выездных медицинских бригад входили такие врачи как отоларинголог, хирург, терапевт, офтальмолог, педиатр, невролог, дерматовенеролог, акушер-гинеколог, психиатр-нарколог, стоматолог и специалист УЗИ.

Также в рамках проекта врачи обучают чумработниц оказанию первой медицинской помощи и правилам пользования медицинскими аптечками. (Чумработницы — это хозяйки чума, жёны оленеводов. На чумработнице держится весь быт: готовка, уборка, шитьё, воспитание детей; отмечу, что и возведение самого чума, — это тоже прямая обязанность женщины, то есть чумработницы).

Среди выявленных в ходе проведённой диспансеризации заболеваний преобладают болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни эндокринной системы, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечного аппарата, мышечной системы и соединительной ткани.

Нужно отметить, что проект «Красный чум» был не раз отмечен экспертами как пример успешного взаимодействия нефтяного бизнеса и органов власти в решении вопроса оказания медицинской помощи оленеводам-кочевникам и жителям отдалённых посёлков региона. Кроме того, проект «Красный чум» получил высокую оценку известного профессора, учёного Леонида Михайловича Рошаля. 

Спустя десятилетия, с приходом современных цифровых технологий, внедрением проектов «умных школ» и инновационных образовательных программ, в Ненецком округе работает образовательный проект Кочевой детский сад. Он, как и «Красный чум», тоже несёт образовательную миссию. Проект реализуется в регионе с 2016 года. В этом году кочевой детсад развернётся в четырёх оленеводческих бригадах ненецкой общины «Канин» и будет работать для двадцати детей. В течение месяца с ребятами будут заниматься выпускники Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа им. И.П. Выучейского. Наряду с занятиями, педагоги подготовили для детей праздничную и культурную программу. Для детского сада уже закуплены учебные пособия и художественная литература, палатки, кровати и спортинвентарь. 

Конечно, девяностолетнюю историю Ненецкого округа невозможно представить без геологии. Без нефтяников Ненецкий округ жить не может. Зависимость казны от нефтяных поступлений составляет 98%!

Впрочем, развивать есть что. Ненецкий автономный округ — край оленеводов. Мясная продукция, в основном для нужд региона, производится на Нарьян-Марском мясокомбинате. Из мясной пищевой промышленности, это, пожалуй, всё (за исключением нескольких оленеводческих сельскохозяйственных кооперативов). Ещё в регионе, также для внутренних нужд, производят молочную продукцию и овощную. Когда-то в Нарьян-Маре был и свой рыбозавод. Консервы «Треска в масле» жители округа до сих пор вспоминают с ностальгией. Кроме того, это край дикоросов — царицы-морошки и грибов, включая белые и грузди. Когда-то в Нарьян-Маре работала и  звероферма. И даже был свой кирпичный завод. Сейчас от последнего остались руины. И воспоминания людей старшего поколения…

Конечно, возникает вопрос: почему нефтяной регион до сих пор живёт на границе прошлого и современности? Не сделав рывок и не став на обе ноги в XXI веке? Возможно, впрочем, что в том числе и благодаря этому он за 90 лет, не растерял свою индивидуальность, свою особенность. Чем и остаётся привлекательным для всех, кто хоть раз решит приехать сюда. 


Автор: Мария Владимирова, старший редактор ГБУ НАО «Ненецкая ТРК».

















 




далее в рубрике