Сейчас в Мурманске

14:44 6 ˚С Погода
18+

Андрей Иванов, учитель-полярник: «Мне приснилась моя профессия»

Как странствующий географ стал школьным учителем, и что такое «Пятая четверть»?

Герои Арктики Полярники Общество
Максим Упиров
20 июня, 2025, 09:26
Андрей Иванов, учитель-полярник: «Мне приснилась моя профессия»

А.И. Иванов

Иванов Андрей Юрьевич – учитель географии в гимназии № 85 Санкт-Петербурга. Почетный работник общего образования России. Сотрудник отдела подготовки кадров Арктического и антарктического научно-исследовательского института, действительный член Русского географического общества, участник высокоширотных экспедиций с 1992 года.



Знак свыше


Как бы невероятно это ни звучало, но своё будущее Андрей Иванов увидел во сне, когда служил в армии.

Андрей Иванов, полярник, учитель географии Гимназии №85 (СПб):

«Мне приснилась моя профессия, скорее, даже образ жизни. И связано это, наверное, с романами Григория Федосеева, автора таких произведений как "Злой дух Ямбуя", "По восточному Саяну". И мне захотелось жить такой же походной полевой жизнью у костра. И после армии я стал заниматься туризмом. А туризм – это первый шаг к странствиям и путешествиям. Именно туризм привёл меня на географический факультет».

Андрей Юрьевич учился в Ленинградском государственном университете на географическом факультете на кафедре физической географии, которая раньше называлась «кафедра географии полярных стран». Но при этом о высоких широтах не задумывался. Работал в Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах.





«Честно говоря, я не думал ни об Арктике, ни об Антарктике. Хотя на столе у меня стояла фотография массива Винсон в горах Сентинел в Антарктике. Я даже не знаю, откуда она у меня появилась, но она была украшением стола. И вторая маленькая деталь. Мои папа и мама познакомились на острове Эзель. Это [сейчас] остров Сааремаа в Рижском заливе, ныне территория Эстонии. На острове Эзель родился руководитель первой кругосветной Антарктической экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Было ли это судьбой: остров Эзель, кафедра географии полярных стран? Не знаю. Но в Антарктиде я все-таки оказался! Я, конечно, мог добавить немножечко "перчику" и сказать, что именно там, на острове, я и был зачат. Но родился я чуть позже уже в Ленинграде».


Знакомство с Арктикой


После университета Андрей Иванов отправился в Азию. Исследовал горы на юге Сибири. А в начале 90-ых годов впервые оказался на Крайнем Севере.

«Я в составе экспедиции Института Арктики и Антарктики прямо по Енисейскому Меридиану из Тувы перелетел на Север. Оказавшись первый раз в экспедиции на полуострове Таймыр, я понял, что Север не хуже гор. И я остался на Севере на долгие годы – лет на 30. Регулярно каждый год, начиная с 1992 года, я отправлялся в составе экспедиции Института Арктики и Антарктики на Север. Это был Таймыр, Северная Земля, дельта Лены, Новосибирские острова, потом были замечательные экспедиции на Яну в составе уже другой экспедиции Института истории материальной культуры АН РФ. Это археологические работы. Так что Север – это было для меня всё».




В горах Бырранга, Таймыр


Во время первой поездки арктическая природа произвела на Андрея неизгладимое впечатление. И как на человека, и как на географа.

«Я поразился многоцветию Севера, многоцветию Арктики. Причём мы были довольно далеко на Севере. Это полуостров Таймыр, озеро Таймыр. И вот там стремительная смена цветовой гаммы, палитры. Быстрая смена растительности из-за того, что очень короткий вегетативный период, за который растения должны пройти весь цикл формирования. И это происходит так стремительно, буквально на глазах. Ну и, конечно же, это восхитительные восходы и закаты, которые в Арктике, наверное, кроме ещё и Антарктики, являются самыми красивыми. А полярные ночи и полярный день, когда вообще не заходит солнце – это вообще какая-то фантастика».


Работа с детьми


Параллельно с экспедиционной деятельностью Андрей Юрьевич занимался и преподавательской. Причем школьным учителем он стал случайно.

«Меня попросили мои друзья заменить отсутствующего учителя. Я переступил порог школы в 1992 году. И нисколько не пожалел о том, что стал учителем. Знаете, я понимал, что могу много дать детям. У меня есть, что им рассказать, ведь я был странствующим географом. На тот момент я работал в Азии. Это был Восточный Казахстан, Алтай, Саяны. Это Республика Тува, нынешняя Тыва. Собственный опыт учителя географии позволяет открыть глаза и рассказать о том, что видел лично: и о предметах исследований, и о новых открытиях, и о людях, с которыми встречался».

Андрей Иванов рассказывает своим ученикам не о том, что прочитал в книгах или учебниках, а о том, что видел своими глазами. И это бесценно.




А.Ю. Иванов в своём классе


«Я верю, что можно быть хорошим учителем, никуда не выезжая, ничего не видя. Можно много читать. Книги – это замечательные источники знаний. А у меня это прекрасное сочетание путешествий и новых открытий – с возможностью рассказать об этом своим ученикам».

Более того, Андрей Юрьевич сам организует экспедиции для своих учеников. На протяжении многих лет он участвует вместе с ними в профессиональных научных экспедициях.

«Когда закончились крупные научные проекты, я оказался почти в вакууме, и мне очень часто задавали вопросы, когда я представлял свои северные экспедиции в педагогической среде: "А вы с учениками ездите?" Я говорю: "Нет, я езжу в научные экспедиции". А потом, вдруг, какой-то момент я понял – почему бы и нет. И вот, когда наступил такой период, когда не поступало никаких предложений отправиться в дальние края, я решил, что нужно организовать свою экспедицию, школьную, и родился замечательный школьный проект, который стал называться "Пятая четверть". Это название настолько всем понравилось, что у меня пытались его купить, выторговать, просили подарить. И этот проект включил себя школьные археологические экспедиции и походы».

Попасть в археологическую экспедицию проще всего – там всегда рады дополнительным помощникам, потому что на раскопках лишних рук не бывает. А в обмен на физическую помощь ученые делятся со школьниками своими знаниями.

«Наша школьная экспедиция была интегрирована в профессиональную археологическую среду. Ребятам читали лекции, ребята учились методике археологических раскопок, участвовали в научных экспериментах, учились находить общий язык со взрослыми, ведь это были настоящие научные экспедиции, учились смотреть на мир другими глазами. Это самое главное. Причем мы не часто ездили в одно и то же место – две экспедиции были в Воронежской области, одна в Брянской области, затем Тамань, Азовское море. Потом была экспедиция в Кенозерье, на границе Карелии и Архангельской области. В 2020-ом мы поработали в Ленинградской области, здесь поблизости. Так что география наших археологических экспедиции была довольно широка».


Приключения на краю земли


Самой необычной для школьников стала экспедиция в Антарктику. Её в 2019 году организовал Арктический и антарктический институт для победителей регионального конкурса, посвящённого 200-летию открытия Антарктиды.




Участники школьной поездки в Антарктиду


«Мне позвонил директор института Арктики и Антарктики Александр Сергеевич Макаров, предложил поучаствовать в конкурсе и спросил, готов ли я отвести детей в Антарктиду. Я сказал, что готов. В конкурсе приняли участие около 50-ти человек. Составлял вопросы сам Валерий Владимирович Лукин. Они были очень непростые. И вся сложность состояла в том, что нужно было ответить очень кратко. По-моему, на 7 страниц нужно было уместить 9 или 10 ответов на довольно сложные и глубокие вопросы про Антарктиду. Время проведения конкурса выпало на новогодние каникулы, и кто не поленился и заставил себя работать, получили результат. Трое победителей, в том числе и одна из моих учениц, отправились в Антарктиду».

Дети, в отличии от полярников, направились на самый южный континент не на морском судне, а на самолете, поэтому вся экспедиция заняла только неделю. Для школьников это был невероятный опыт, а вот для Андрея Иванова – рядовое путешествие.




В Антарктиде


«Всего у меня было около 40 экспедиций, если не больше. Ну, и около 30 в Арктику и Антарктику. Один из примечательных эпизодов моей жизни – когда я вернулся из Антарктиды в 2000 году в мае, а в начале июня уже сидел в самолете и летел в Тикси и на остров Жохова. То есть в один год я смог покорить сразу два полярных района».


Передача опыта


К счастью, Андрею Юрьевичу удалось найти общий язык с руководством школы, и оно с пониманием относится к его длительным поездкам.

«Сейчас, конечно, сложнее, потому что июнь – это экзаменационная пора, а в те годы, когда не было экзаменов в июньский период, директор шел навстречу и отпускал меня совершенно запросто на три месяца. Два месяца – официальный отпуск и один месяц за свой счет. И на три месяца я спокойно улетал в Арктику. Это не составляло особенного труда. Ну и сейчас администрация гимназии идет навстречу и отпускает меня даже в Антарктику».

Занимается Андрей Иванов с детьми и углубленным изучением полярных областей планеты. Проходят такие занятия на базе Арктического и антарктического института.

«Возникла идея, которую поддержал Александр Сергеевич Макаров – о создании ῝Полярной школы῝ в стенах института Арктики и Антарктики. Идея "Полярной школы" состояла в том, чтобы провести курс занятий и лекций для школьников, чтобы открыть им глаза на полярные профессии, показать научные исследования, которые проводятся в институте. И надо сказать, что нам удалось увлечь ребят. В этом году будет третий выпуск "Полярной школы", и с гордостью можно сказать, что это исключительно мотивированные ребята. Слушатель ῝Полярной школы῝ первого выпуска сейчас учится на втором курсе Государственного гидрометеорологического университета. Причем это целевое обучение, и гарантированно этот ученик, я надеюсь, как дипломированный специалист, вернется в институт».




А.Ю. Иванов за работой


Правда, по словам Андрея Юрьевича, сейчас увлечь чем-то молодёжь становится всё сложнее.

«Система образования осталась в принципе та же, но школьники изменились. Их современная среда изменила. Это люди гаджетов. К сожалению, не все умеют читать. То есть читать умеют, но осмысленно складывать слова в предложения умеют не все. Ну и, конечно, нет того интереса и горения, которое было в наше время. Ребята сегодня не могут точно сформулировать, чего они хотят, чем бы они хотели заниматься и в какую бы профессию они пошли. За 32 года, что я работаю в школе, не было случая, чтобы кто-то поднял руку и сказал: "Я буду учителем". Вы представляете?»

Каждый путешественник что-то коллекционирует. Не стал исключением и Андрей Иванов. В школе хранятся две его коллекции – это пески со всех пляжей мира и компасы. Кроме этого, из каждой своей поездки Андрей Юрьевич привозит наглядные пособия, которые использует на своих уроках – образцы геологических пород.

«Вот это замечательная геологическая коллекция – это все собственные сборы. Какие-то мне приходилось докупать. Что-то дарили друзья. Например, это агаты из Монголии. Это с острова Беннетта аметистовая щетка. Кстати, это песочек с острова Кинг-Джордж. Антарктика».




А.Ю. Иванов на острове Жохова


Для тех, кого полярный учитель смог заразить своим энтузиазмом, и кто всё-таки готов посвятить свою жизнь высоким широтам, путешествиям и научным исследованиям, у Андрея Иванова есть один простой совет.

«Знаете, по-моему, эту фразу сформулировал Владимир Ильич Ленин: ῝Учиться, учиться и ещё раз учиться. Учиться получать базовые знания, профессиональные знания в выбранной области. И учиться коммуникабельности, учиться разговаривать с людьми, слышать их и слушать. Вот эти три навыка, которые необходимы для будущего полярника. На самом деле это общечеловеческий рецепт для хорошего человека и специалиста».





Смотрите на платформе YouTube:



Благодарим за помощь в организации съёмок ГБОУ Гимназия №85, г. Санкт-Петербург


***

Максим Упиров, специально для GoArctic



далее в рубрике