Арктическая кооперация: на машине, на лодке, на лошади

Арктический продукт Русский Север Транспорт и логистика
24 Ноября, 2021, 14:07
Арктическая кооперация: на машине, на лодке, на лошади


Скрип полозьев о шуршащий снег, редкие крики птиц, да конь, бегущий впереди саней. Это рабочая лошадь Пинежского потребительского общества везет хлеб в удалённую деревню Соялу. Четыреста лет назад тут родился Семён Дежнёв, в советские годы был колхоз, а сегодня нет ничего из-за отсутствия транспортной доступности -- на днях вдобавок окончательно вышел из строя единственный мост. Таких деревень у общества много. Куда хлеб доставляют лодкой, куда машиной, а в Соялу -- на лошади. Потому что это единственный транспорт, который способен до деревни добраться. А Пинежское потребительское общество -- это единственное предприятие, которое доставляет хлеб в труднодоступные деревни возле Пинеги.

  Контора Пинежского потребительского общества.


Предыстория

Кооператив, созданный в перерыве между буржуазной революцией и большевистским переворотом, успешно преодолел советский период, Великую Отечественную, злые девяностые и время поглощений и укрупнений нулевых. Сегодня это пусть и небольшая, но сеть магазинов у дома, работающая даже там, где прибыли взяться неоткуда. Мы встретились в Пинеге с руководителем кооператива Иваном Олькиным, обсудили успехи общества, конкуренцию с федеральными сетями и проблемы, которые есть у всех, кто работает в Арктике. 


 Олькин Иван Петрович


Контора кооператива расположена в добротном кирпичном здании с автономным отоплением и центральным водоснабжением. В деревне не любят городское слово офис, и место, где сидят бухгалтеры и руководители, называют по старинке конторой. Здание вместе с потребкооперацией ещё в девяностых строил Россельхозбанк, но после всероссийского дефолта дело бросил. Общество достраивало помещение самостоятельно, попутно выкупая ту часть, которая принадлежала банку. Все конторские помещения кооператива находятся на втором этаже. На первом размещена котельная, да с бокового входа примостился маленький магазинчик, торгующий электроникой. Стены коридора, из которого ведут двери в кабинеты работников, украшают дипломы и награды, полученные кооперативом на конкурсах. Олькин Иван Петрович работает в обществе уже четверть века. Это немолодой мужчина с твёрдыми взглядами на мир, с тихим, но проникновенным голосом. Кажется, что он никогда его не повышает, даже когда возмущается существующей несправедливостью. Дед Ивана Петровича стоял у истоков кооператива, который был образован 29 июня 1917 года. Спустя век общество не только существует, но и сильно разрослось. Сегодня потребкооперация занимается производством хлебобулочных, кондитерских изделий, торговлей продуктами, промышленными товарами, бытовым обслуживанием жителей, общественным питанием и продажей лекарств. У общества восемнадцать предприятий торговли в десятке населённых пунктов. На предприятии трудится 160 жителей, а парк средств передвижения насчитывает девять фургонов, три моторных лодки, снегоход "Буран" и ту самую лошадь, доставляющую хлеб в заречные деревни. До тех пор, пока до Пинеги не было окружной лесовозной дороги, по которой хоть и дольше, но можно проехать во время паводка, кооператив содержал катер с баржей. На нём автомобили сплавлялись по реке до точки, где дорога не затапливается, и следовали оттуда до Архангельска, забирая продукты для населения Пинеги и отвозя в столицу Поморья свои товары.


  Пекарня Пинежского ПО, 1900 года постройки.


Отвозить есть что

Предприятие имеет кондитерский цех и пекарню, построенную аж в 1900 году. В этой самой пекарне в период холодов хлеб выпекается в старинной печи на дровах. Печь, как и сама пекарня, была обустроена на деньги местных купцов Володиных, создавших в Пинеге множество производств в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. 


  Старинная печь на дровах в пекарне.


Когда Иван Петрович рассказывает о пекарне, в его тоне проскальзывает гордость — Пекарня у нас старинная, крепкая, хорошая, мы её очень любим. В прошлом году перекрыли крышу; надеюсь, что она ещё долго будет служить нашей Пинеге. Там у нас выпекается двадцать видов хлеба, мы постоянно модернизируем оборудование, но сохраняем традиции. Хлеб "Житник" и хлеб "Кефирный", производимые пекарней, имеют диплом победителей федерального этапа конкурса "100 лучших товаров России". Хлеб общества поставляется в магазины по всему региону: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Онегу, Емецк, Карпогоры. Туда же отправляется и продукция кондитерского цеха: пряники, печенье, сухари. Когда общество только-только начало производство "Житника", он пользовался огромным успехом у городских жителей, но спустя некоторое время аналогичную продукцию стали производить многие хлебозаводы Архангельска, а торговую марку и патент на хлеб общество не зарегистрировало. Между тем обычный пшеничный хлеб, который так любят жители Пинеги и который раскупается с прилавков ещё теплым, жителям городов нравится меньше других сортов. С приобретением нового тестомеса, кооператив стал поставлять на архангельский рынок батоны, а в перспективе рассматривает и производство багетов. 


 Тестомес


Сохранение традиций и качество выгодно выделяет пинежский хлеб на фоне других производителей, но в то же время снижает его конкурентоспособность. Хлеб производится без консервантов, без химических добавок, без кислот, которые сохраняли бы его свежесть на протяжении нескольких дней. Купленный только-только из пекарни, ещё горячий, он выглядит аппетитно, так же и пахнет. Но на следующий день хлеб уже черствеет, а через пару дней становится откровенно невкусным и твёрдым. Между тем большинство продукции супермаркетов сохраняют товарный вид на протяжении нескольких дней, а порой и недель. Иван Петрович уверен, что вступать в гонку с производителями долгоиграющих хлебов бесперспективно. Занять существенную нишу на рынке вряд ли удастся, а доверие покупателей будет утеряно.


Внешняя экспансия

Хлеб и кондитерские товары кооператива на реализацию берут в основном фирмы, ориентированные на продажу продукции архангельского производства. Главной проблемой роста продаж вне района Иван Петрович называет торговую наценку. По его словам, магазины, реализующие товар общества в городах, поднимают его цену чуть ли не в два раза по сравнению с той ценой, за которую покупают у Пинежского ПО. — Если бы наши партнеры устанавливали разумную наценку, возможно, что продукция была бы более конкурентной. Кто-то из них поднимает цену на 50, а кто-то даже на 80 процентов. Для ряда предприятий у нас есть оптовые цены, для других мы устанавливаем планку на уровне магазинов в Пинеге. Все зависит от параметров контракта: объёмы поставок, условия возврата продукции, -- но в любом случае цена не выше той, по которой хлеб, пряники или печенье продаются в Пинеге. С крупными сетями работать вообще не получается. Когда в Пинеге появился универсам федеральной сети "Магнит", представители ретейлера общались с Иваном Петровичем на предмет продажи в "Магните" хлебобулочных изделий потребительского общества. Но, как говорит Иван Олькин, предлагаемые условия разорили бы общество за несколько месяцев. — Когда они только открывались в Пинеге, они на меня вышли и стали сильно давить по цене. Хотя и обещали продвигать наш хлеб в Архангельске. Это был жёсткий демпинг, минус 30 процентов к нашей цене, мы просто бы уходили в глубокий минус. Наши предложения они не слушали. У нас есть большое желание расширить сбыт в Архангельске, но с теми условиями, которые нам предлагались, это невозможно, разговаривать нет смысла об этом, — подчёркивает Иван Петрович. Сейчас предприятие взаимодействует с одной из основных региональных сетей Поморья, работающей под торговой маркой "Гарант". Магазины фирмы расположены в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске, в первую очередь занимаются продажей товаров, произведённых в Архангельской области. Был у потребкооперации опыт и открытия своей торговой точки в Архангельске на рынке, но, как вспоминает Иван Олькин, большого успеха предприятие не возымело.


  Мятные пряники из кондитерского цеха.


Мы поставляем качество

К присутствию на территории Пинеги торговой точки федерального ретейлера Иван Петрович относится спокойно. Его позиция предельно проста: конкурировать за цену с федеральными сетями не получится ни у кого. Там, где федералы делают наценку в 1 рубль на миллион товаров, небольшая компания или кооператив вынуждены поднимать цену в десятки и сотни раз, чтобы оставаться рентабельными. Поэтому общество делает упор не на ценовой доступности товаров, а на их качестве и производстве продукции. Торты, пирожные, шаньги, калитки, сочни, оладьи, кренделя, калачи, сухари и множество других кондитерских и кулинарных изделий моментально уходят с полок потребкооперации. У Пинежского ПО есть два кафе, работающие на обслуживание местного населения. 


  Кафе "У Володина" Пинежского ПО.


Есть у кооператива и столовая, расположенная на региональной трассе, которая кормит всех путешественников по пути в Мезень. — Наш упор -- это качество. Мы возим напрямую от производителя. Например, колбаса, мы забираем её у предприятия в Северодвинске, она ещё тёплая, она свежайшая. А на следующий день она уже на прилавках в Пинеге. У "Магнита" такой возможности нет, чтобы колбаса от производителя на следующий день была у нас в Пинеге. То же самое и с другими продуктами. Рыба у нас свежее, лучше, молочку покупаем только у проверенных поставщиков. Масло аналогично: берем с фермы, я знаю, что там никто его не разбавляет. Также и с алкоголем. Никогда не ориентируемся на какие-либо акции, снижение цен, берём только там, где точно знаем, что не будет проблем. Ну, и своя продукция у нас поступает на прилавки в тот же день, когда изготовлена. Везде, где мы можем конкурировать, мы конкурируем качеством. Мы ценим своего покупателя и поставляем в первую очередь, качество, — твёрдо заявляет Иван Петрович.


 Украшенный торт в кондитерском цеху.


Главное – люди, а не убытки

Магазины общества расположены по всей территории муниципалитета "Пинежское". Они есть как в ближних, так и в труднодоступных деревнях. Там, где не проходит автомобиль, -- доезжает лошадь, где нет мостов, -- отправляется моторная лодка. Кузомень, Заозерье, Петрово, Тайга, Кривые Озёра, Труфанова, Воепала и другие населённые пункты района постоянно снабжаются хлебом и продуктами питания от Пинежского ПО. Большая часть из этих точек либо работает в ноль, либо убыточны. Иван Олькин подчеркивает, что основополагающая цель кооператива -- обеспечить продуктами все территории, где они присутствуют, несмотря на отсутствие у торговых точек прибыли. — Я уже в который раз подчёркиваю: мы не закрыли ни одного магазина по экономическим причинам. Это наша принципиальная позиция. Везде, где есть люди, готовые работать, мы продолжаем содержать магазины. Если человек работает, мы туда везём, доставляем и деревня живёт. Для нас это важно, потому что там есть население, есть жизнь, — отвечает Иван Петрович на прямой вопрос "зачем содержать убыточные точки". По его словам, основная проблема в деревнях -- это отсутствие кадров. Работают, в основном, люди пенсионного возраста. Когда у них больше нет сил работать или они переезжают куда-либо, магазин почти наверняка закрывается, потому что заменить их некому. Убытки же обществом покрываются из прибыли торговых точек в Пинеге и за счёт реализации своей продукции в крупных городах Поморья. Частично расходы компенсирует муниципалитет совместно с региональным правительством. В Архангельской области действует программа, по которой из бюджета выделяются субсидии в помощь предпринимателям, доставляющим продукты первой необходимости на труднодоступные территории. Иван Петрович уточняет, что это около 10% в общей сумме затрат кооператива на доставку.


  Магазины Пинежского ПО в центре Пинеги.


Государство пока не товарищ

Субсидия на доставку продуктов в удалённые деревни -- едва ли не единственная помощь, которая оказывается государством предприятиям торговли в Арктике. Директор кооператива приводит ряд проблем, которые есть у любого бизнеса, работающего на Крайнем Севере. Первым в длинной череде стоит МРОТ. Из-за того, что государство требует от предпринимателей начислять северные надбавки на МРОТ, конкурентность северных товаров заметно снижается. Те же самые продукты, производимые в ЦФО или более южных городах региона, имеют меньшую себестоимость просто из-за более низкого фонда оплаты труда. Следовательно, при ценовой конкуренции, на голову выигрывают у производителей с высоким северным коэффициентом. Также и с длительными отпусками, оплатой расходов на проезд к месту отдыха раз в два года. Все это складывается в копилку, не позволяющую пинежским товарам успешно продвигаться на региональный рынок. Иван Петрович подчёркивает, что в условиях севера людям тяжелее жить и надбавки обоснованы. Но вместе с тем он убеждён, что социальные обязательства должно брать на себя государство, а не предприниматели, которые и без того работают в сложных условиях. 

Второй заметный фактор -- это цена древесного топлива. Пинежье -- один из основных лесодобывающих регионов Поморья, однако цены на дрова для бизнеса постоянно растут. Иван Петрович рассказывает, что несколько раз пытался добиться от правительства Архангельской области корректив в региональную программу о ценообразовании на добычу лесных ресурсов, чтобы кооператив мог получать лесосеку на льготных условиях и самостоятельно добывать себе дрова. Но все предпринятые действия положительного итога так и не возымели. 


  Распиленные дрова возле пекарни.


Третий фактор -- это качество местных дорог. Издержки на доставку продукции всегда будут выше там, где нет дорог с твёрдым покрытием. Гравий портит шины, бьёт стекла, нарушает ЛКП. Ямы сказываются на подвеске автомобиля, конструкции кузова. Все эти расходы включаются в амортизацию основных средств, а дальше, как следствие, в себестоимость готовой продукции. Совокупность всех названных факторов сильно влияет на возможности бизнеса выходить на региональный и, тем более, на федеральный рынки. Вхождение в Арктическую зону Пинежского района также никак не отразилось на существующих компаниях. Льготы по НДФЛ, налоги на имущество и другие преференции предназначены лишь для новых проектов. Для тех же, кто годами и десятилетиями работает в Арктике, такая поддержка не предусмотрена. Больше всего директор кооператива сетует на МРОТ. По его мнению, если бы государство уравняло условия по данному параметру по всей стране или взяло на себя социальные обязательства по доплатам в Арктике, то северные производители смогли бы заметно повысить своё присутствие на всех рынках. Это, в свою очередь, приведёт к росту производства, увеличению занятости сельского населения на севере и повышению налоговой отдачи.


Вся прибыль в производство

За 2020 год в общедоступных источниках чистая прибыль предприятия оценивается в объёме около 3 млн рублей. Иван Олькин подтверждает, что эта сумма близка к реальности. Все заработанные средства компания реинвестирует в производство: покупает новые печи в кондитерский цех, тестомесы в пекарню, автомобили с рефрижераторами для доставки замороженной продукции. По заверениям директора, три миллиона -- это не самый низкий, но и не самый высокий показатель чистой прибыли. Обычно предприятие зарабатывало за год меньше, однако ковидный год положительно сказался на доходах общества. Иван Петрович рассказывает, что карантинные меры и другие ограничения заметно увеличили приток городского населения на сельские территории. Это помогло увеличить объём продаваемой продукции, что и привело к росту чистой прибыли до суммы около трёх миллионов рублей. В текущем году общество запустило в работу новый тестомес и универсальную печь, работающую как на топливе, так и от электросети. Последнюю, к слову, кооперативу помог приобрести Архангельский областной потребсоюз, разделив с обществом расходы на покупку. Решение о приобретении того или иного оборудования принимается кооперативом на общем собрании, а приоритет всегда отдаётся более совершенной технике. Сегодня у общества несколько тысяч пайщиков, каждый из которых имеет право на один голос. От определённого числа пайщиков на общее собрание приезжает выбранный представитель, всего в таких мероприятиях участвуют около двух десятков человек.


  Печь в кондитерском цеху.


От автора

Пинежская потребкооперация -- это пример того, как коммерция может решать социальные задачи. Ни одна федеральная сеть не будет поставлять продукцию в деревню с сотней жителей или удалённый посёлок, до которого можно добраться только по льду, вплавь или на лошади. Если государство сможет выработать механизмы поддержки не только новых проектов в арктическом регионе, но и помогать тем, кто давно здесь работает, -- это стало бы значительным шагом навстречу предпринимателям. Асфальтирование дорог, равные условия для всех экономических субъектов, увеличение субсидий для доставки продуктов на удалённые территории... Тогда, возможно, глухие села перестанут называться глухими, а станут местом, где хочется жить и работать.


Автор: Алексей Павлов. 

Фотографии Алисы Павловой.



далее в рубрике