Сейчас в Архангельске

03:00 3 ˚С Погода
18+

Барк «Седов» штурмует Севморпуть

Легендарному российскому барку «Седов» не привыкать брать рекордные вершины

Северный морской путь Седов
Валентин Юшкевич
5 сентября, 2020 | 09:12

Барк «Седов» штурмует Севморпуть
Фото: russiansails2020.ru

Легендарному российскому барку «Седов» не привыкать брать рекордные вершины. Четырехмачтовый немецкий парусник, отошедший в 1945 году Советскому Союзу в качестве репарации, на новом месте приписки не раз становился «самым-самым». Неоднократный победитель Большой гонки парусных судов «Tall Ship’s Races» («Cutty Sark»), имеющий в своей биографии кругосветку (2012-2013 гг.) и занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное учебное из сохранившихся парусных судов, замахнулся на очередное достижение. Здесь и сейчас он идет из Владивостока в Калининград по Северному морскому пути. Маршруту, который под силу далеко не всем современным судам, не говоря уже о «дедушке», который в следующем году отметит свое 100-летие.

Само это событие во многом произошло не благодаря, а вопреки. Все началось с уникальной кругосветной экспедиции «Паруса мира», приуроченной к 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

«Седов», «Крузенштерн» и «Паллада». Фото: russiansails2020.ru

 

По замыслу организаторов, каждый из трех учебных парусников Росрыболовства – «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада» – должны были разными маршрутами выполнить свою культурно-историческую, научную и образовательную миссию. Однако в дело вмешалась пандемия. В этой связи экипажам пришлось отказаться от захода во многие ранее запланированные порты, ограничиваясь только бункеровкой (пополнением запасов воды, продовольствия и топлива).

Тем не менее, все три судна успешно выполнили первый этап экспедиции. Команда фрегата «Паллада», принадлежащего Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, за 216 дней прошла три океана, дважды пересекла экватор, преодолела больше 26 000 морских миль, сыграла 294 парусных аврала и осталась в месте приписки.

 

Фото: russiansails2020.ru

 

В свою очередь, экипаж барка «Крузенштерн» за полгода экспедиции дважды пересек Атлантику, посетил 8 иностранных портов Европы и Южной Америки, прошел более 24 000 морских миль и вернулся в Калининград.

По первоначальному плану, калининградский барк «Седов», который вместе с «Палладой» 3 июня ошвартовался во Владивостоке, должен был пройти через Панамский канал на Кубу, Канарские острова, далее пересечь Атлантику и так же завершить поход в родном Калининграде. Однако, с учетом всех обстоятельств, родилась идея вернуться домой по арктическому варианту. Предложенная руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым, она была поддержана министром сельского хозяйства России Дмитрием Патрушевым и другими членами оргкомитета «Парусов мира».

Таким образом, 19 августа «Седов» вышел из Владивостока и начал новую экспедицию под названием «Северный морской путь».

 

Фото: пресс-служба Федерального агентства по рыболовству

 

Профессионалы в общем успехе задуманного не сомневаются:

«Даже для современного корабля пройти по Севморпути – это серьезное испытание, а здесь парусное судно! Около 15 лет назад наш парусник «Мир» шел вокруг Скандинавии в Архангельск теми же морями, поэтому нельзя сказать, что нынешняя экспедиция абсолютно новое дело. Но если раньше мы проходили только какие-то участки, то сейчас весь путь будет пройден целиком, и это очень достойно. Тем более, «Седов» океанский четырехмачтовый барк, которому нужны большие просторы и расстояния», – оценивает возможности судна ректор ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.

В Росрыболовстве тоже уверены в общем удачном исходе. Тем более, что опыт высокоширотного плавания у самого «Седова» имеется. 23 сентября 2010 года барк пересёк 78-ю параллель северной широты и, ошвартовавшись в порту Баренцбург на Шпицбергене, поставил очередной рекорд для парусников своего класса. Однако, полноценный поход по Северному ледовитому океану – это задача совсем другого масштаба.

«Безусловно, это новый вызов для всех нас. В сентябре там преимущественно свободная вода, но, на всякий случай, есть договоренность с Росатомфлотом о ледокольной проводке в случае сложной ледовой обстановки. Основной маршрут проложен вдоль береговой линии, чтобы в случае неблагоприятных погодных условий и нагона ледовой крошки иметь возможность укрыться в ближайшей бухте. Кроме того, так легче поддерживать постоянную связь с большой землей. При этом судно пойдет преимущественно машинным ходом, поскольку время на переход ограничено, а полагаться на ветер в этот период времени не приходится», – комментирует ситуацию представитель пресс-службы Росрыболовства Алексей Фомин.

Фото: russiansails2020.ru

 

Кроме того, в ведомстве уверяют, что в результате проведенной детальной оценки все корпусные конструкции соответствуют ледовым усилениям по правилам Российского морского регистра судоходства, а за навигацию на маршруте будет отвечать администрация Севморпути.

«У моряков не принято идти «на авось». Поэтому, конечно, у этой экспедиции просчитаны и погода, и период, когда уходят льды. Теоретически, там сейчас открытая вода, и сомнение вызывают только несколько мест. Например, между Новой Землей и материком, где образуется ледовая перемычка и может понадобиться ледокол. Все остальное – это береговой припай, и пройти можно. И, тем не менее, это не безрассудный, а очень мужественный поступок. Вы попробуйте даже летом просто постоять хотя бы 15 минут на берегу Северного моря и поймете, что такое холодный пронизывающий ветер», - продолжает размышлять Сергей Барышников.

Возглавляет северный поход Виктор Николин, который до этого полгода выступал на «Парусах мира» в качестве капитана-дублера и имеет серьезный опыт судовождения в Арктике. Ему в помощь капитаном-наставником определен Михаил Новиков, простоявший много лет на капитанском мостике «Крузенштерна». Среди 136 курсантов случайных людей тоже нет. Это будущие судоводители, судомеханики, электромеханики и радисты, которым после получения диплома предстоит работать преимущественно в высоких широтах. Тем ценнее полученный уникальный опыт плавания в условиях Крайнего Севера.

 

Фото: пресс-служба Федерального агентства по рыболовству


Настроение у курсантов самое боевое:

«Когда я сообщил ребятам, что в Мурманске экипаж сможет поменяться, многие попросили дать возможность дойти до Калининграда», – рассказывает ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон, который находится на борту «Седова».

За три месяца всем им предстоит пройти 8 305 морских миль (78 суток перехода), чтобы 15 ноября пришвартоваться в Калининграде. Первый порт прибытия – Петропавловск-Камчатский – уже остался позади. 10 сентября экипаж будут встречать в поселке Эгвекинот на Чукотке, затем последуют порты Певек, Сабетта и Мурманск. Но об одной точке высадки следует сказать особо.

«Получается очень символичная история, поскольку барк назван в честь великого полярника Георгия Седова, и теперь этот парусник идет Северным морским путем. Более того, запланировано, что мы подойдем к мысу Желания у Северного острова архипелага Новая Земля, где проходила зимовка экспедиции Седова к Северному полюсу. Недавно Русским географическим обществом здесь были найдены останки астрономического знака в виде креста, который поставила его команда. Наш барк встанет неподалеку в дрейф, а курсанты на лодках высадятся и, в свою очередь, оставят свой памятный знак на этом легендарном месте», – поясняет Алексей Фомин.

 

Деревянный крест, которым сухопутная группа под руководством Георгия Седова отмечала астрономические пункты по маршруту своего продвижения по Новой Земле. Фото: Комплексная экспедиция Северного флота и РГО на архипелаги Арктики

 

Не остается в стороне и научная составляющая, ведь в экипаж включены российские ученые. В задачу сотрудников Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии входит проведение гидробиологических работ, которые позволят оценить масштабы загрязнения микропластиком территориальных вод России, а также дополнят знания в области экологии гидробионтов. Своими изысканиями они смогут поделиться совсем скоро.

У калининградского «Музея Мирового океана» есть свой научный интерес:

«В течение всей кругосветки на борту «Седова» находится наш старший научный сотрудник Павел Матвиец. Мы не побоялись расстаться с ним почти на год, твердо зная, что он привезет из похода богатую коллекцию геологических, биологических, ботанических и других материалов, которую мы будем использовать в своей выставочной деятельности. Кроме того, как искусствовед и специалист по историческому мореплаванию, он постоянно читает на борту для курсантов лекции по искусству, истории исследования Мирового океана, русским кругосветкам, а для внешних потребителей записывает репортажи, которые мы выкладываем на своем ютуб-канале», – говорит генеральный директор ФГБУК «Музея Мирового океана» Светлана Сивкова.

 

«Седов» во время захода на Камчатку. Фото: пресс-служба Федерального агентства по рыболовству

 

По мнению оргкомитета экспедиции, прохождение барка Северным морским путем будет иметь большой символический и практический эффект:

«Переход судов такого класса по этому маршруту не имеет аналогов в истории. Курсанты учебных заведений Росрыболовства, проходящие практику на паруснике «Седов», смогут получить уникальный опыт плавания в условиях Крайнего Севера, который будет востребован в их дальнейшей профессиональной деятельности», – отмечается в официальном сообщении.

Эксперты видят в рекордном походе и другие преимущества:

«Мы очень много говорим об освоении Севморпути, и доказательство, что по нему можно пройти даже на паруснике, умерит пыл многочисленных скептиков. Это дело очень правильное, нужное и, я уверен, что маршрут обязательно заработает. Мы потом еще будем улыбаться над нашими сомнениями, а сама экспедиция – еще один и очень важный шаг в этом направлении», – заключает Сергей Барышников.

Сами калининградцы уверены, что три месяца пролетят очень быстро и, по словам Светланы Сивковой, уже сейчас начинают готовиться:

«В Калининграде давно существуют отработанные ритуалы и традиции по встрече наших кораблей. Мы очень надеемся, что коронавирус никак не повлияет на предстоящие торжества и курсантов, стоящих на палубе и реях «Седова», будут встречать поднятые флаги, оркестр и, по сути, весь город, включая самое высокое руководство».

 

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике