Сейчас в Архангельске

14:27 3 ˚С Погода
18+

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

История обычного беспризорника Сани Григорьева, ставшего капитаном-авиатором, полярным летчиком, охватит 30 лет его жизни, в ней будут победы и поражения, удачи и разочарования, любовь и борьба за нее. 

Два капитана Вениамин каверин
Сергей Палагин
14 апреля, 2021 | 09:03

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Фото: prorivists.org

В 1934 году на безымянном в ту пору острове у западного побережья Таймыра исследователи местности случайно обнаружили врытый в землю столб с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», на соседнем клочке суши – патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и остатки одежды. Предположили, что обнаруженные вещи принадлежат участникам экспедиции арктического исследователя Владимира Александровича Русанова, который в 1912 году на парусном боте «Геркулес» отправился исследовать полярные земли и вместе с членами команды бесследно исчез в Карском море. 

Тайна гибели экспедиции осталась до конца не раскрытой, остров вскоре назвали Геркулес, журналисты написали несколько статей о находке в советские журналы и газеты, читатели с удовольствием прочитали и обсудили очень модную в ту пору тему арктических исследований, после чего добросовестно забыли, мало ли интересного вокруг? 

На этом история вполне могла закончиться, если бы газетные статьи не попались на глаза талантливому кандидату истории искусствоведения Вениамину Абелевичу Зильберу, после чего вдохновленный рассказами о пропавшей полярной экспедиции писатель Вениамин Каверин начинает создавать роман, известный всем под названием «Два капитана».

История обычного беспризорника Сани Григорьева, ставшего капитаном-авиатором, полярным летчиком, охватит 30 лет его жизни, в ней будут победы и поражения, удачи и разочарования, любовь и борьба за нее. «Второй капитан» – руководитель пропавшей в начале 20 века арктической экспедиции Татаринов – незримо присутствует в романе с первой страницы до последней, словно томящаяся душа порядочного и оклеветанного человека. Капитан Григорьев раскроет тайну капитана Татаринова, совсем как в газетной заметке о шхуне «Геркулес», случайно оказавшись на месте гибели экспедиции. 

Петр Любаев. Из иллюстраций ко II тому романа Вениамина Каверина «Два капитана». Из фондов Пушкинского Заповедника.

На первый взгляд выдуманная история имеет совершенно конкретных прототипов, сам автор не скрывал, что использовал в романе прямую речь известных исследователей Арктики, а капитан Татаринов наделен чертами Владимира Русанова, Георгия Брусилова, Георгия Седова и Роберта Скотта.

Экспедиция Владимира Русанова была третьей в списке трагических, но очень важных арктических походов в начале двадцатого века. Безусловно, история молодого геолога повлияла на сюжет произведения и характер капитана Татаринова. 

До начала похода в 1912 году Русанов уже принял участие в нескольких экспедициях на Новую Землю, связав свою жизнь с Арктикой в 1907 году. 

Основной целью его плавания была «демонстрация флага» Российской Империи на Шпицбергене, где обнаружили значительные запасы каменного угля, в котором нуждались страны-конкуренты, имеющие реальную возможность начать разработку российской территории. Благодаря походу Русанова месторождения были «паспортизированы» Россией. Члены экспедиции за полтора месяца смогли «застолбить» 28 перспективных мест предполагаемой добычи угля с выставлением «заявочных знаков», что впоследствии решило сложную задачу бесперебойного и долговременного обеспечения российского Северного флота топливом. 

После выполнения основной задачи, которая, по сути, являлась единственной, Владимир Русанов отправил в Санкт-Петербург трех человек для передачи документации с результатами исследований, а также собранную им коллекцию палеонтологических, зоологических и ботанических образцов, а сам устремляется к Новой Земле, откуда намеревается идти на восток. 


Владимир Русанов (1875 - предп. 1913). Источник: Wikimedia Commons

Образ Владимира Русанова в качестве основного прототипа Татаринова наиболее вероятен по причине его близости с социал-демократической партией, искренним увлечением марксистской идеологией. Основное время написания романа «Два капитана» (1938-1944) приходится на период «большого террора», связанного с развитием культа личности Сталина, поэтому представить в роли Татаринова человека, чуждого Советской власти, было небезопасно. 

В романе имя Сталина упоминается один раз, что для периода конца 30-х – начала 40-х является дерзким поступком. Однако талант писателя оказался сильнее исторических обстоятельств, и еврей Зильбер был награжден Сталинской премией за роман «Два капитана» в самый разгар борьбы с космополитизмом в 1946 году. Вряд ли подобное было возможно в случае откровенной поддержки прототипом главного героя глубоко «враждебного» класса буржуазии или дворянства. Впрочем, без дворян не обошлось, внимательней заглянем в фабулу романа, где четко нарисован образ полярного исследователя, морского офицера, лейтенанта Георгия Львовича Брусилова, командира экипажа шхуны «Святая Анна». 

Судно Брусилова покинуло порт Санкт-Петербурга в 1912 году для похода неизведанным, сложнейшим Северным морским путем во Владивосток. 

  

Лейтенант Г.Л. Брусилов (1884 - предп. 1914). Источник: Wikimedia Commons

«Святая Анна» с командой на борту напрочь вмерзнет в лед и будет дрейфовать далеко на север. Впоследствии в руки исследователей попадает дневник штурмана экспедиции Валериана Ивановича Альбанова, где он описывает историю трагического похода, сложные отношения участников экспедиции. Штурман с разрешения капитана покинул «Святую Анну» в апреле 1914 года и вместе с десятью товарищами попытался пешком дойти до Земли Франца Иосифа.


00030039.jpg

Полярный штурман В. И. Альбанов (1882 - 1919). Источник: Из кн.: Северный флот на страже / lexicon.dobrohot.org


Достичь заветной цели удается только штурману и одному из матросов. Позже дневник Альбанова был издан отдельной книгой «На юг к земле Франца-Иосифа!», а автор стал прототипом штурмана Климова из «Двух капитанов». 

Никаких следов «Святой Анны»  найти не удалось, письма участников экспедиции, переданные Альбанову, пропали, поэтому единственным источником информации о ходе экспедиции является дневник штурмана, который, безусловно, мог быть пристрастным. 

В романе Каверина почта экипажа «Святой Марии» случайно обнаруживается в сумке утонувшего почтальона и становится началом приключений, в реальной жизни письма обнаружены не были, история плавания «Святой Анны» до сих пор покрыта тайной.  

Девиз романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – строка из стихотворения британского поэта лорда Альфреда Теннисона «Улисс». Она выбита на кресте в память о погибшей экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервер в Антарктиде. 

Жена английского полярника получила прощальное письмо мужа, начинавшееся словами: «Моей вдове....». В романе Каверина именно так начинается последнее письмо капитана Татаринова своей супруге.


Роберт Скотт (1868 - 1912). Источник: Wikimedia Commons


Важным элементом романа является внешность персонажа, его характер и биография. В описанном Кавериным капитане Татаринове можно узнать русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, который на шхуне «Святой Фока» в 1912 году вышел к Северному полюсу. Причиной провала похода стала отвратительная подготовка к рейсу. 

Судно было старым и не предполагалось для использования в суровых условиях Арктики. Изначально планировалось, что кораблем будет управлять другой капитан, однако за три дня до начала экспедиции капитан, его помощник, штурман, механик и боцман уволились. Седов, получив под свою команду судно, спешно набирает новый экипаж, однако найти радиста так и не успевает. «Ездовых» собак для экспедиции ушлые продавцы ловили прямо на улицах Архангельска и продавали по очень высокой цене, никогда после не удавалось так быстро и дорого продавать безродных дворняг и начинавшую тухнуть провизию для экспедиции.


Старший лейтенант Г. Я. Седов (1877 - 1914). Источник: Wikimedia Commons


В письмах капитана Татаринова главной причиной гибели экспедиции также указывается катастрофа со снабжением. 

Главный герой романа Саня Григорьев тоже имел совершенно конкретного прототипа, им был полярный летчик Самуил Яковлевич Клебанов, погибший в 1942 году. Каверин знал его лично и был дружен с ним. Клебанов, как и герой романа, закончил Балашовскую летную школу, и до 1933 года работал там инструктором, после чего был переведен в Арктику. Именно рассказанные Клебановым детали летного дела были позже описаны в романе. 


Архаегельск 136.jpg

Самуил Клебанов (1910-1942). Источник: polarpost.ru

Именем «Двух капитанов» названа площадь в Полярном, в Пскове стоит памятник, имя штурмана Альбанова носит современное арктическое судно. Но самым важным является то, что Каверин написал книгу, которую читают мальчишки-романтики, стремящиеся строить свою жизнь по зову души, надеюсь, что это им до сих пор удается, в том числе и благодаря незаурядному таланту писателя.


***

Сергей Палагин, специально для GoArctic
   
далее в рубрике