Чукотско-эскимосская традиционная кожаная байдара

24 Августа, 2018, 11:15
Чукотско-эскимосская традиционная кожаная байдара

(Продолжение части I).

Идея по строительству байдары родилась в 2007 г. при посещении села Мейныпильгыно. При осмотре обанкротившегося предприятия, опросе жителей и выслушивании жалоб морзверобоев, потерявших работу и вместе с нею – транспорт (лодки и моторы), оружие (огнестрельное и традиционное – гарпуны и пр.) и, соответственно, возможность прокормить членов своих семей и жителей посёлка.

Первым нашим желанием и возможностью по выходу из кризисной ситуации было обучение изготовлению и использованию традиционных и элементарных орудий труда и промысла (аккын, ловушка на тюленей). Но эти меры касались проблемы лишь поверхностно.

Настоящим прорывом стала идея по строительству байдары, которая решила бы большое количество проблем, уже накипевших или только дающих о себе знать:

1) почти полное отсутствие водного транспорта (в сёлах Беринговского района всего несколько частных лодок);

2) почти полное отсутствие подвесных моторов (их количество ещё меньше, чем лодок), решается управлением байдары под парусом и вёслами;

3) межпоселковый транспорт (постоянно нелётная погода и перемывающие побережье устья крупных рек приводят к большим сложностям при перемещении по воздуху и суше);

4) обеспечение членов семей и жителей поселка ценнейшей (особенно в зимне-весенний голодный период) продукцией морзверобойного и рыболовного промысла;

5) проблема безопасности. Например, для охотников из Чукотского и Провиденского района давно не секрет, что использование байдары гораздо легче, безопаснее и надёжнее, нежели громоздких и тяжёлых вельботов и металлических лодок, починка которых связана со значительными техническими сложностями. Любая дыра в обшивке байдары затыкается куском жира, а на крутой волне байдара и её конструкция как бы приклеивается к воде, что делает её незаменимой в использовании на больших прибойных волнах (как например, в сс. Сиреники, Уэлен и Инчоун);

6) восстановление других непосредственно связанных с использованием байдары традиционных промыслов и искусств.

По нашему мнению, строительство байдары, её управление и корректное использование является квинтэссенцией большинства традиционных умений, навыков и искусств. Например, таких, как столярное дело: строительство каркаса для байдары является очень сложным и требует очень высокого уровня профессиональной подготовки обращения с деревом и деревообрабатывающим инструментом. Кожевенное дело: раскол моржовых или лахтачьих шкур для байдары и выделка лахтачьих ремней являются одними из наиболее трудоёмких и сложных, так же как и пошив тёплой и непромокаемой одежды для морзверобоев. Понадобятся навигационные и мореходные навыки (знание географических карт и ледовых условий), знание механических и технических особенностей и умение обслуживать в полевых и критических условиях (на воде и во льдах) подвесные моторы, охотничьи навыки (знание повадок зверей, погодных, климатических и гидрологических особенностей своей акватории, правильное обращение и хранение оружия, знание языка жестов, обрядов и обычаев, а кроме этого – ещё немало административных качеств для преодоления многочисленных бюрократических и других препон (получение разрешений ГИМС, пограничников, Росприроднадзора и Рыбинспекции на добычу китов и тюленей), и многое другое.

Подготовка к строительству байдары

Подготовительные работы начались ещё в 2007 г., поскольку мы попытались узнать, реально ли построить байдару в одном из сёл Беринговского района, а главное – будет ли на неё спрос и будет ли это интересно людям.

Оказалось, что на складах МУП СХП «Алькатваамское» хранится ценнейший для строительства байдары материал – уже расколотые моржовые шкуры и лахтачьи ремни, сделанные в 1960-е годы в пос. Конергино (Иультинский район). Несмотря на почти пятидесятилетний срок правильного хранения на складе, шкуры и ремни сохранились в прекрасном состоянии и хорошо показали себя при обтягивании байдар.

Кроме этого, на тех же складах того же МУП СХП были найдены, пожалуй, не менее ценные необходимой длины брусья и доски из лиственных пород дерева для килей и каркаса нескольких байдар. Трудно недооценить важность такой находки, поскольку завозы деревянных стройматериалов на Чукотку с каждым годом снижаются, поэтому найти подходящие брусья и доски для нас было своего рода знаком свыше. И трудно недооценить бескорыстную помощь председателя МУП СХП «Алькатваамское» Ивана Пиддубняка, который позволил нам распоряжаться всем этим имуществом в наших целях.

В администрациях сел Алькатваам и Мейныпильгыно и на досках объявлений были вывешены объявления с приглашением всех желающих поучаствовать и научиться строить байдару:

 Объявление в селе Алькатваам о показательном строительстве байдары

*** 

Строительство байдары лучше всего проводить на открытом воздухе. Киль и каркас можно строить в ясную и солнечную погоду, но обшив байдары шкурами рекомендуется вести в пасмурные (не дождливые) дни, чтобы избежать пересыхания материала. Кроме этого, поверхность, на которой будет проводиться строительство, должна быть относительно ровной, или её необходимо выровнять для удобства и устойчивости конструкций.

После выбора места для строительства необходимо подобрать 4-6 пустых бочек (коих в любом посёлке Чукотки имеется в достаточном количестве) для постаментов по обработке конструкций для киля и каркаса, а также для обшива байдары: 

Сооружение постамента


Место для сборки самого каркаса должно быть обустроено прямо на земле, но при этом для его устойчивости под киль подкладывают брусья или брёвна:

Постамент для фиксации и сборки каркаса

В ходе подготовительных работ необходимо со всех сторон ошкурить электрорубанком имеющиеся брусья, чтобы, во-первых, не заниматься этим после фиксации всего каркаса, во-вторых, увидеть скрытые от визуального осмотра дефекты в структуре дерева – например, большие и глубокие трещины и отверстия.

Киль

Сечение киля должно иметь по всей длине форму равнобедренной трапеции, перевёрнутую вниз более узкой стороной:

Сечение киля.jpg

В случае отсутствия готового плавника из листвяка можно соорудить сборный киль из нескольких брусьев путём тонкой подгонки и их последующего соединения с помощью дополнительной перекладины и стягивания болтами из нержавеющей стали. Немного забегая вперёд, необходимо отметить, что после присоединения нижних внутренних стрингеров к форштевню, место стыковки необходимо тщательно заточить и отшлифовать, чтобы не было торчащих деталей и частей дерева. А затем необходимо ножницами по металлу вырезать пластину из оцинкованного железа примерно 20х20 см и с помощью 20-милиметровых гвоздей укрепить указанное соединение:

Стыковка деревянного каркаса 

    Схема стыковки сборного деревянного киля и усиления форштевня байдары железной пластиной

После формирования киля все острые грани его конструкции необходимо закруглить электрорубанком и ошлифовать обычным рубанком. Форштевневая часть киля впоследствии срезается под углом укладки планширей на носовую доску. Кормовая часть киля срезается под небольшим углом для формирования транца.

Каркас

Для ускорения работы по формированию каркаса рекомендуется воспользоваться трафаретом при изготовлении топтимберсов, которые вырезаются сами и по ним режутся детали с помощью электролобзика. В настоящее время нами разрабатывается упрощённая схема изготовления топтимберсов согласно упрощённой схемы строительства, адаптированной к современным условиям байдары.

Все стрингера необходимо обязательно ошкурить и отшлифовать.

Нижние внутренние стрингера, как и планшири, должны быть округлой формы, верхний внутренний и нижний наружный стрингера – прямоугольной формы.

Кроме этого, нижние внутренние стрингера и планшири готовят параллельно с килем и специально выгибают под весом, оставляя на 1-2 дня, чтобы они приняли выгнутую форму и не подвергались резким нагрузкам при окончательном конструировании каркаса.

 Схема придания планширям выгнутой формы.jpg

Примерная схема придания выгнутой формы планширям и нижним внутренним стрингерам байдары

Таким образом, вначале на киль крепятся нижние внутренние стрингера и распираются 1-м, 4-м и 7-м (по шпангоутам) флортимберсом по желаемой форме и назначению (гоночная, грузовая или универсальная) будущей байдары.

Во всех флортимберсах и топтимберсах делаются отверстия электродрелью с разверткой диаметром 15-18 мм. Острые края отверстий с обеих сторон необходимо срезать острым ножом, чтобы избежать перетирания веревок. Кроме этого, на краях флортимберсов делаются углубления для лучшего крепления с нижним стрингером, а центральная часть их прибивается к килевой 10-сантиметровыми гвоздями.

 Формирование отверстий

Формирование отверстий во флортимберсах и топтимберсах (А), фиксация флортимберсов к килевой гвоздями и к стрингерам 6-милиметровым фалом специальным узлом (В)

Указанные флортимберсы стягиваются 6-миллиметровым фалом  с нижним внутренним стрингером, после этого таким же образом формируются и крепятся остальные флортимберсы.

 Общий вид нижней части байдары

 

Транец и носовую доску рекомендуется делать из наиболее прочных и качественных досок или клеёной уплотнённой фанеры толщиной от 20 мм. После их формирования можно приступать к размещению и фиксации планширей, начиная с форштевня. Затем кормовые концы планширей временно крепятся к транцу, а сами планшири в центре временно распираются досками, обеспечивая формирование правильной округлости бортов байдары. После этого готовые топтимберсы вяжутся вначале к нижнему стрингеру, а затем к планширям, начиная с центра лодки и уходя к носовой и кормовой части. Топтимберсы стягиваются вначале с нижними внутренними стрингерами, а затем с планширями. Верхний внутренний и наружный стрингера вначале временно прикручиваются к топтимберсам шурупами-саморезами, а затем также привязываются 6-миллиметровым фалом:

Крепление топтимберсовКрепление топтимберсов 

Фиксация топтимберсов на бортах байдары и примерное размещение и схема узлов по креплению планширей к транцу и топтимберсов к планширю и верхнему внутреннему стрингеру.

После того, как основной каркас байдары готов, можно приступать к креплению банок (скамеек) к топтимберсам и окончательной распорке бортов байдары специальными узлами. Для удобства переноски на кормовых концах планширей необходимо оставить постоянные ручки длиной до 20 см. Строительство каркаса байдары должно завершаться покраской. Для этого используется обычная масляная краска и малярные кисти. Необходимо тщательно прокрасить все доступные части каркаса и особенно тщательно (возможно, несколько раз) те части, которые могут соприкасаться с водой. После этого каркас байдары необходимо просушить 1-3 дня в зависимости от скорости высыхания краски.

Просушивание покрашенного корпуса байдары

Подготовка шкур и ремней

В нашем случае, с готовыми моржовыми шкурами, надо было лишь выбрать наиболее сохранившийся (не запревший и не гнилой) и наименее пересушенный и повреждённый (с наименьшим количеством отверстий и т.д.) материал. Это же касается и лахтачьих ремней.

После выбора достойного обшива байдары материала шкуры и ремни вывозятся на ближайший пресный водоём, желательно с проточной водой, и погружаются в слой воды (не на дно) притапливанием небольшими грузами - для размачивания. Рекомендуется привязывать шкуры теми же лахтачьими ремнями или плотной верёвкой, чтобы их не унесло течением.

Кроме этого, поскольку лахтачьи ремни при пересыхании могут сильно стянуть и даже повредить шкуру их надо очень кропотливо обработать. Во-первых, необходимо размягчить их водой (в идеале и традиционно – мочой) в течение нескольких часов. Во-вторых, они должны пройти грубую механическую обработку путём резкого прокатывания через какой-нибудь достаточно тяжёлый металлический предмет (например, крюк для буксировки на автомашине, наковальня и пр.). В-третьих, размягчённый таким образом ремень дополнительно сильно расплющивается обычным молотком на наковальне, поскольку имеет свойство пересыхать и сворачиваться, а этим способом получается примерно прямоугольная форма сечения. В-четвёртых, с ремня очень острым ножом удаляются ненужные фрагменты (мездра и неровные, широкие и выступающие края), и в идеале должен получиться ремень сечением примерно 7х3 мм без мездры (рис. 17).

 Раскалывание лахтачьего ремня

В случае отсутствия готовых материалов необходимо добыть достаточное количество голов морзверя для получения шкур на байдару. На одну универсальную байдару должно уйти 4-6 шкур лахтаков или 2-4 расколотые шкуры моржа в зависимости от размеров добытых зверей.

Обшивка и покраска байдары

Как говорилось выше, рекомендуется проводить обшивку байдары шкурами в пасмурный день. Однако если день выдался солнечный, можно её обшивать рядом с водным источником, постоянно поливая шкуры водой из ведра, не допуская их пересыхания:

Натягивание моржовой шкуры на каркас 

Натягивание одной (!) моржовой шкуры на каркас байдары.

 

На покрашенный, высохший и перевёрнутый вверх дном каркас байдары накидываются или аккуратно натягиваются с форштевневой части мокрые и размягчённые шкуры. Первая шкура надевается на транцевые концы планширей форштевневой частью, фиксируется и натягивается в горизонтальной плоскости одним из концов фала:

Растягивание и фиксация.jpg 

     

Если остаётся незакрытая шкурой область (как на фото выше), то на неё натягивается вторая шкура путём накладывания шкур внахлёст от форштевня к ахтерштевню (корме), то есть в направлении по течению воды вдоль оси будущей байдары.

Затем другим концом фала с ахтерштевневой стороны, изнутри байдары, начинается вертикальное натягивание шкуры к верхним внутренним стрингерам с обеих сторон лодки.

Со шкуры, расположенной сверху, аккуратно срезается ненужная часть, то есть остаётся область перехлёста шкур примерно в 5-8 см. То же самое делается на носу лодки и на транце. Срезание ненужной части шкуры можно провести после сшивания шкур – под небольшим углом также в направлении по течению воды вдоль оси.

Область перехлёста шкур прошивается лахтачьими ремнями. Для зашивания небольших дырок в обшивке можно использовать как лахтачьи ремни, так и 1.5-2-милиметровую пропитанную нейлоновую нить. Для удобства можно делать небольшие отверстия электродрелью с маленьким сверлом, впоследствии расширяя их механически обычным шилом. Необходимо следить, чтобы соблюдалась и не перехлестывалась плоскость лахтачьего ремня, что обеспечит в дальнейшем долгий срок его службы, т.к. уменьшится вероятность перетирания. Желательно одновременное участие в зашивании двух человек, снаружи и внутри байдары, что обеспечит правильность и быстроту процесса.

Сшивание.png 

Наружное (слева) и внутреннее (справа) сшивание шкур байдары

 

Транцевую часть можно усилить куском фанеры под будущее крепление мотора. Килевую часть также необходимо усилить внешним деревянным килем, поверх которого мы рекомендуем укрепить пятисантиметровыми гвоздями примерно половинную часть пластиковой трубы диметром 7-9 см, предварительно немного размягчив её расплавливанием паяльной лампой:

Усиление кормовой части.jpg

 

Заканчивается строительство байдары её покраской. Для покраски используется также масляная краска любых цветов, но мы рекомендуем взять белую или красную краску, которая будет очень хорошо смотреться в море.

Готовая и покрашенная байдара 

Впоследствии эта байдара использовалась для реки и для моря, с вёслами и с мотором, в ней даже ходили на тюленью охоту.  

***

Традиционные промыслы не могут быть рентабельными, и коренное население никогда не сможет самостоятельно обеспечить себя всем необходимым за счёт продажи своей продукции. Централизованное обеспечение национальных сёл техникой и расходными материалами поддерживает в людях иждивенческие настроения и ведёт к угасанию личной инициативы коренного населения. Кроме того, тяжёлое положение совхозов в сёлах Беринговского района Алькатваам и Мейныпильгыно и безработица фактически ведут к утрате традиционных видов промысла и природопользования.

Единственный выход для обеспечения материальной поддержки традиционных промыслов и сохранения у коренного населения Чукотки чувства национального достоинства – это разработка продуманной политики, главной задачей которой должно быть повышение покупательной способности коренного населения Чукотки для самообеспечения своих промыслов. Например, выплаты на содержание собачьей упряжки, постройку и промысловое использование байдары, пошив и использование национальной одежды.

Проект показал большие перспективы на будущее не только в сёлах южной Чукотки, где традиции, связанные с морзверобойным промыслом, почти утеряны. Перспективными селами являются также сёла других районов этого сурового края, потому что, к сожалению, великие местные мастера стареют и безвременно уходят. Увы, передать их мастерство некому по причине отсутствия интереса у молодёжи. Необходимо проводить обучение теории и практике, на разных уровнях (поселковом, районном, окружном и др.) разъяснять населению и молодежи необходимость и перспективность использования и владения навыками и опытом традиционных видов природопользования.

Необходимо также развивать дополнительные к бюджетным дотациям источники дохода коренного населения: наладить возможности сбыта излишков промысловой продукции (моржового клыка и пушнины) и развитие туризма и спортивной охоты на Чукотке. Чтобы туризм и спортивная охота приносили доход именно коренному населению, необходима разработка жёстких правил туристической деятельности на Чукотке, закрепив приоритет коренного населения на сезонную работу по обслуживанию туристов и экспедиций в качестве проводников и другого обслуживающего персонала.

фотоальбом108.jpg

Автор: Денис Игоревич Литовка, к.б.н., помощник заместителя губернатора Чукотки по науке (г. Анадырь)

Фотографии автора и ЧукотТИНРО .

Приложение. Материалы для строительства байдары.

1) для изготовления киля:

а/ деревянный брус (предпочтительно использовать дерево лиственных пород) размерами 10х10х500 см (в идеале и традиционно используется готовый плавник, желательно листвяк, соответствующей длины и необходимой (примерно экспоненциальной) формы – 1-3 шт.;

б/ болты (10-12 см, диаметр 10-12 мм) из нержавеющей стали с гайками – 2-4 шт. (для стягивания носовой и днищевой части киля; он не будут нужны при использовании готового киля из плавника);

2) для каркаса:

а/ деревянный брус (предпочтительно использовать дерево лиственных пород) размерами 10х10х500 (который распиливается/раскалывается на 4 бруска) либо 5х5х500 см – 2-4 шт. (для изготовления   );

б/ доска 15х5 см – 10 шт. (для стрингеров, днища, транца, носовой, скамеек);

в/ шурупы-саморезы по дереву 4-5 см – 100 шт. (для временной и постоянной фиксации деревянных составляющих);

г/ гвозди 10 см – 20 шт. (для временной и постоянной фиксации деревянных составляющих каркаса днища);

д/ гвозди 2 см – 100 шт. (для обшивки/усиления носовой, килевой и транцевой части кожаной обшивки);

е/ фал 6 мм – 100 метров (для связывания частей каркаса между собой);

ж/ фал 8 мм – 50 метров (для связывания особо крупных частей каркаса, например, скамеек, стягивания бортов, деталей носовой части и транца).

3) для весел, мачты и багров (Чук. – инныпин):

а/ доска 15х5 см – 6-7 шт.

4) для обшивки:

а/ выделанные и расколотые шкуры моржа или лахтака – 2-6 шт. (в зависимости от размера шкур и байдары);

б/ лахтачьи ремни – 20-30 метров;

в/ пластиковая полая труба диаметром 6-8 см – 10 м (для усиления носовой, килевой и транцевой части кожаной обшивки);

г/ фал 8 мм – 20 метров (для связывания каркаса с обшивкой).

Оборудование и инструменты

В случае строительства подобных байдар, рекомендуется иметь следующий инвентарь:

1) электроинструмент:

а/ электропила Skill 5166 AC – 1 шт.;

б/ аккумуляторная дрель-шуруповерт Bosch GSR 14.4 – 2 шт.;

в/ электролобзик Black Decker KS 999 EKACC – 1 шт.;

д/ электрорубанок Black Decker KW 712 – 1 шт.;

е/ электропила-болгарка по железу – 1 шт. (для шлифовки деталей и заточки инструмента);

ж/ электродрель – 1 шт;

з/ дополнительные пилки по дереву для лобзика – 5 шт.;

и/ дополнительные ножи для электрорубанка – 2 шт.;

к/ набор сверел и бит для шуруповерта – 1 шт;

л/ дополнительный пильный диск (ØØ 190х16 мм) для электропилы – 1 шт.;

м/ переносной удлинитель – 1 шт.

2) остальной инструмент:

а/ рубанок – 2 шт.;

б/ ножовка по дереву – 1 шт.;

в/ ножовка по металлу – 1 шт.;

г/ ножницы по металлу – 1 шт.;

д/ рулетка – 2 шт.;

е/ топор – 2 шт.;

ж/ стамеска по дереву – 3 шт.;

з/ кайло – 1 шт.;

и/ шило для кожи – 2 шт.;

к/ карандаш или маркер – 5 шт.;

л/ защитные очки – 4 шт.;

м/ спец. одежда и перчатки;

н/ плоскогубцы – 2 шт.;

о/ ломик-гвоздодер – 1 шт.;

п/ масляная краска – 5 литров (для каркаса и внешней обшивки байдары)

р/ малярные кисти – 3-5 шт.;

с/ молоток – 2 шт.

В перечень необходимых условий для строительства байдары также надо занести наличие хорошо проветриваемого, освещенного и защищённого от ветра и влаги помещения, а также сухого помещения для хранения байдары и всего строительного инвентаря.

Схема построения байдары

Схема построения каркаса байдары

Схема фиксации носовой и кормовой досок

Схема разделки и фиксации шкуры

далее в рубрике