Диксон: управление не по правилам

Татьяна Шабаева
19 Июня, 2020 | 13:09
Диксон: управление не по правилам
Диксон. Орудие времён Великой Отечественной войны. Автор фото Никита Кузнецов, GeoPhoto.ru

«Что будет дальше можно только предполагать, так как за всю историю Диксона, такая критическая ситуация возникла впервые».
Из обращения жителей поселения Диксон к губернатору Красноярского края А.В. Уссу.

Диксон – гордость полярников. Один из самых популярных и ярких образов в советской поэзии, посвящённой Арктике. Когда-то – цветущее образцовое поселение на берегу Карского моря. Сегодня само его существование становится подвигом, и неясно, как долго оно будет продолжаться.

На официальном сайте городского поселения Диксон указано, что в 1985 году здесь жило около пяти тысяч человек, а к началу 2011-го – 638. Вероятно, сейчас эта цифра ещё значительно меньше (доводилось слышать, что вдвое меньше).

Однако Диксон остаётся посёлком-форпостом и одним из самых суровых мест на земле, где есть постоянное население. До ближайшей цивилизации (Дудинка) – более 500 километров по воздуху, до Красноярска – 2 500. В среднем 280 дней в году в Диксоне лежит снег. И только в середине июня освобождается ото льда диксонская бухта. Отопительный сезон здесь продолжается круглый год. Вдобавок над Диксоном часто «нет погоды» - то есть прилететь и улететь в любой день, по желанию, отсюда нельзя. Понятно, что в таких условиях отлаженное управление становится залогом выживания.

Но в конце прошлого года – начале нынешнего в Диксоне не утверждён муниципальный бюджет на 2020 год и плановый бюджет на 2021-22 годы. Его должен был принять местный совет депутатов – четыре человека. Однако депутаты бюджет не приняли – ни в ноябре 2019-го, когда он рассматривался в первом чтении, ни в последующем. Так, 24 января заседание не состоялось, потому что на него явились лишь три депутата из четверых минимально необходимых (присутствовать на том заседании пришли больше полусотни жителей посёлка). Не состоялись, в связи с отсутствием кворума, и заседания, намеченные на 27 января и 28 февраля.

Сами депутаты объяснили своё решение неэффективной работой администрации поселения: неверными приоритетами и завышенными расходами. Необходимо отметить, что предварительно из состава Совета добровольно вышли три депутата, не согласных с таким подходом, -- и судя по дальнейшим событиям, это самоустранение ещё ухудшило управляемость посёлка.

Из Обращения Совета депутатов Диксона:

«Жилые дома разрушаются из-за постоянного пролива канализации и сточных вод на свайные поля», «плотина на ручье Портовый требует капитального ремонта ещё по результатам обследования 2015 года», «при таком подходе к формированию бюджета Диксонский городской совет депутатов не видит возможности голосовать за данный бюджет без его перераспределения». 

Перераспределение в данном случае означает перевыборы главы поселения. Они так и не состоялись. Глава не может покинуть пост, поскольку у него нет заместителя, а депутаты не смогли провести конкурс на замещение этого поста.

Проблема в том, что Диксону нельзя без местного бюджета, нельзя без местного самоуправления. И дело не только в том, что здесь хлеб стоит 65 рублей – и это благодаря субсидиям, без них он будет стоить 140. Проблемы в жизнеобеспечении посёлка, в организации работы бюджетных учреждений, в заключении муниципальных контрактов нарастают.

По утверждению жителей Диксона, обратившихся за помощью к губернатору Красноярского края А.В. Уссу, такая ситуация за всю историю существования посёлка (а это больше ста лет) возникла впервые.

Тогда вопросы жизнеобеспечения посёлка взял под свой контроль глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Е.В. Вершинин.

Однако, как следует из официального ответа губернатора (28.02.20), 

«Финансовый орган не имеет права доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, что ставит под сомнение нормальное функционирование муниципальных учреждений, а также осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения».

Роберт Прасценис, работающий в Администрации поселения, объясняет, что эта сухая канцелярская мотивировка значит на практике для Диксона:

«…в случае непринятия бюджета через три месяца после 1 января, финансирование посёлка осуществляется в размере 1/12 от прошлогоднего бюджета. А так как мы живём в Заполярье, бюджет расходуется неравномерно, основные расходы в течение трёх месяцев [имеется в виду сезон навигации. - прим. Т.Ш.]. А при равномерном расходовании мы не можем проводить закупки, т.к. весь завоз закупок происходит в основном в августе – сентябре, ремонты можно проводить тоже только летом, также возмещение убытков предприятиям для уменьшения цен на социально-значимые продукты и услуги (такие как хлеб, перевозка пассажиров вертолётом и водным транспортом и т.д.). Например, вертолёт у нас летает в среднем два месяца в году, и если эту сумму разделить не на два, а на двенадцать -- мы не сможем заключить контракт на перевозку (сумма будет всего 2/12 от необходимой), так же и с хлебом, расходы у производителя в течение года неравномерные, поэтому и доведение лимитов на субсидирование должно быть неравномерное. А так как мы без бюджета, значит -- 1/12 и всё, все лимиты уже доведены, никаких доведений (и изменений) лимитов финансовыми органами…

Мы конечно, пытаемся, как-то выжить при таком финансировании, например, цену хлеба удалось вернуть на прежний уровень, помогли районные власти, взяли субсидирование на себя (что тоже является нарушением), запустили вертолётные перевозки (убрали все запланированные ремонты). Сейчас пытаемся решить проблему с перевозками людей водным транспортом».


Перевозка людей водным транспортом для Диксона очень важна, потому что поселение состоит из двух частей -- на материке и на острове, и хотя сейчас на острове уже нет постоянных жителей, но там по-прежнему работают люди. Когда бухта освобождается ото льда, для их перевозки нужен катер. А для катера нужен муниципальный контракт, который не заключишь без бюджета. 

Такие мелочи сильно отягощают и без того непростую жизнь поселения. Рассказывает главный специалист группы по административной работе и социальным вопросам Елена Корюкова:

Сегодня на людей нагрузка возросла в несколько раз, потому что нам приходится исполнять бюджеты  в рамках одной двенадцатой прошлого года, заключать каждый месяц заново договоры на всё, даже на электроэнергию… а у нас штатов на это нет. Люди находятся на рабочем месте до девяти и до десяти вечера. 

Нет возможности заявлять дополнительные расходы на проблемные моменты, которых не было в прошлом году, а сейчас они проклюнулись, мы не можем отправить документы на выделение дополнительных средств, потому что  нас нет бюджета. У нас встали все ремонты. Та же канализация, те же теплосети…. Каждый год по кусочку, понемножку всё делается, это большие средства каждый год: материалы и работников нужно привозить с матерка, простого сантехника сегодня не найти!

Всеми правдами и неправдами заключили контракт с переброской людей на остров. Сейчас летает вертолёт, а потом будет катер – и это проблема. Мы жёстко скованы этой одной двенадцатой бюджета.

И депутаты наши этого не понимают. Мы их приглашали на разговор. Но они не приходят. Они требуют на руки документы, которые мы не можем дать, можем только показать. Мы не понимаем, что они хотят: они нам говорят одно, а в жалобах пишут другое. 


Таким образом, управление по общему шаблону, объективно говоря, не учитывает специфики места. Но в Диксоне не только не приняты бюджет и планирование, но и нарушена структура власти: совет, в течение трёх месяцев не проводивший полномочного заседания, должен быть распущен и бывшие депутаты не могут баллотироваться на новых выборах. В настоящее время статус имеющегося совета непонятен, и администрация Диксона подаёт на совет в суд, пытаясь его распустить. Однако это процесс небыстрый.

У стороннего наблюдателя может возникнуть ощущение тупика. Депутаты и администрация готовы обвинить друг друга в разрушении посёлка (при том что обе стороны, по-своему, являются его патриотами). Но посёлок, заметим, и так существует на самой кромке возможностей жизнеобеспечения.

Кому может быть нужно разрушить Диксон, и для чего необходимо сохранять дорогостоящий и отнюдь не процветающий посёлок?

Диксон – удобная гавань на Северном морском пути, радиометеорологический центр и самый северный порт.

Диксон – это геологоразведка, причём об этих землях установлено только, что они богаты минеральными ресурсами (в том числе золотом), но разработка этой труднодоступной территории почти не ведётся.

Наконец, Диксон – это сердце Большого Арктического заповедника. 

Таким образом, Диксон, который может показаться «настолько ненужным», что здесь даже нет нормальной больницы, а работают лишь терапевт и медсестра (и если не будет погоды лететь в Дудинку, любая острая необходимость может стоить диксончанину жизни) – как территория имеет значительный потенциал для многих, но не все деятели осознают ценность самого поселения.

«Не секрет, что сегодня к территории Диксона проявляют интересы крупные недропользователи, и, конечно же, данные обстоятельства влекут сюда нечистоплотных «на руку» людей, желающих занять высокие посты в руководстве посёлка и «наладить» жизнь для своего окружения», - написали жители городского поселения губернатору Уссу, прося повлиять на депутатов.

Чего хотят депутаты -- это отдельный вопрос. По словам Александра Сергеева, который становился депутатом в течение нескольких сроков, главной мотивацией непринятия бюджета было -- привлечь внимание к проблемам поселения:

Факт – то, что разруха идёт полная и каждый год ситуация усугубляется. Причины могут быть разные, но это факт. Каждый год всё меньше и меньше население. В принципе те факты, которые даёт Ахломов, они верны.

Цель непринятия – чтобы обратили внимание. Потому что из года в год это тащится. А изменений нет. Пройдёт пятьдесят лет, и россияне не будут помнить, что на севере жили люди. Мы потеряем посёлок. 

 

По словам Сергеева, симпатии диксончан разделились между теми, кто поддерживает депутатов, и теми, кто получает зарплату из бюджета и не готов к решительным действиям.

Губернатор Усс на обращение жителей ответил, что «оценка действий депутатов Диксонского городского Совета депутатов, привлечение их к ответственности за неисполнение возложенных на них депутатских обязанностей, оценка законности и эффективности их деятельности находится за рамками компетенции Губернатора края» и что следует обращаться в прокуратуру в связи с возникшими правовыми основаниями для прекращения деятельности Совета. 

На этой вялотекущей стадии дело находится сейчас, в начале короткого диксонского лета (средняя температура + 9° С). В ряде случаев ситуация неопределённости становится последней каплей, побуждающей людей покидать посёлок.


Подготовила Татьяна Шабаева

Приложение:

Бюджет Диксона сейчас распределяется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В конце апреля газета «Диксонский вестник» опубликовала таблицы исполнения муниципальных программ и непрограммных расходов:




далее в рубрике