Экспедиция Джона Франклина: призраки Арктики из XIX века
Спустя 170 лет поисков у острова Кинг-Вильям не так давно были найдены обломки судов Erebus и Terror экспедиции Джона Франклина
Кадр из сериала «Террор», сюжет которого частично основан на истории экспедиции Джона Франклина. Фото: AMC
Спустя 170 лет поисков у острова Кинг-Вильям не так давно были найдены обломки судов Erebus и Terror экспедиции Джона Франклина. Почти два столетия это путешествие среди британских и канадских историков считалось самым загадочным, а пропавшие суда называли «призраками Арктики».
Последняя надежда
19 мая 1845 года от берегов Темзы вышли два в те времена самых современных британских судна Erebus и Terror. Известный исследователь и военный королевского флота сэр Джон Франклин по заданию адмиралтейства Великобритании был отправлен на поиски морского пути между Атлантикой и Тихим океаном через Арктику.
Сэр Джон Франклин перед отправлением в экспедицию. Источник: Commonwealth Broadcasting Network
В те времена, как и сегодня, геополитика была главной движущей силой в исследовании замёрзшего океана. Учитывая, что и в те времена Российская Империя активно искала северный морской путь у берегов Сибири, британские политики, преследуя эти же цели, отправляли исследователей для поиска короткого пути из Европы в Азию на севере американского континента.
В те времена северо-западный морской путь казался миражом. Британский мореплаватель и капер Мартин Фробишер ещё в XVI веке совершил три экспедиции в поисках этого пути. После него удачу испытывали Джон Дэвис, Генри Гудзон, Томас Баттон, Уильям Баффин и многие другие. Поиск этого пути был целью последней экспедиции Джеймса Кука в Тихом океане (1776-1779 гг). Его путешествие остановила суровая зима в Беринговом проливе.
Экспедиция Джона Франклина была последней надеждой англичан найти то, что за несколько столетий не удалось ни одному британскому мореплавателю. Ради такой цели не жалели ни денег, ни ресурсов.
Самая роскошная полярная экспедиция
Erebus и Terror были мощными военными кораблями, обеспеченные новейшей технологией викторианского периода. Перед экспедицией их корпуса обшили стальными пластинами, а оба судна стали первыми кораблями Королевского флота, на которых были установлены паровые двигатели. Они позволяли двигаться Erebus и Terror со скоростью в 4 узла. Для большей приходилось по старинке поднимать паруса.
Корабли Erebus и Terror в издании Illustrated London News 24 мая 1845 г. Источник: klaipeda.diena.lt
Тщательно подготовились и к суровым условиям Арктики. Например, чтобы защитить винт от ледовых масс была установлена система, которая позволяла его встроить в корпус. Современники экспедиции признавали, что ещё ни одно путешествие не сопровождалось таким огромным количеством специальных технологий и даже роскошью. Ради комфорта экипажа в полярных условиях корабли оборудовали системой внутреннего обогрева, в офицерских каютах стояли столы из красного дерева, а столовые приборы были серебряными.
Исследователей обеспечили запасами продовольствия минимум на три года. Кроме обычных продуктов, таких, как мука или мясные консервы, на суда погрузили 4,5 тыс. литров лимонного сока, который должен был защищать от цинги, несколько тонн чая, шоколада, алкогольных напитков (в основном рома, водки и вина) и табака.
Позаботились и о духовной пище. Библиотеки Erebus и Terror насчитывали 1,5 тыс. книг, 200 из которых были библиями. Каждый экипаж был обеспечен всевозможными учебниками – они предназначались для обучения неграмотных моряков. Рыля, с 50 мелодиями, всевозможные музыкальные инструменты, даже дагерротипный фотоаппарат (предшественник современного фотоаппарата), - всё это пополнило запасники технического оснащения мореплавателей.
Модель корабля Эребус, скованного во льдах. Музей Nattilik Heritage Centre, Йоа-Хэйвен, Нунавут, Канада. Фото: Kerry Raymond
Удивительно, но участники экспедиции не запаслись хоть сколько-то серьёзным арсеналом оружия. Хотя бы для охоты на наземных и морских млекопитающих. В путешествие взяли всего несколько ружей, да и то, чтобы разнообразить меню исследователей блюдами из птицы.
Трагическая судьба
После коротких остановок на шотландских Оркнейских островах и в Гренландии, суда направились в арктическую Канаду, сквозь лабиринт островов и полуостровов надеясь найти путь в Тихий океан. 26 июля 1845 года на своём пути они встретились с двумя китобойными судами. Это был последний контакт экспедиции с европейцами. С тех пор их больше никто не видел и не слышал.
За следующие 150 лет было организовано свыше 30 поисковых экспедиций, которые в надежде найти хоть какие-то следы экипажей прочёсывали островную часть канадской Арктики. Но точного ответа о судьбе Джона Франклина и его команды найти не удавалось. Поисковики обнаружили брошенные лагеря, останки погибших путешественников и их вещи: от фрагментов одежды, до десертных ложечек. Но следов судов – никаких.
Найденные вещи, принадлежащие участникам экспедиции. Источник: Wikimedia Commons
Весной 1859 года под грудой камней на острове Кинг-Вильям был найден документ с двумя сообщениями из которых стало понятно, что оба судна полтора года провели в ледовом плену. За это время, в муках от суровых арктических морозов, погибло 24 мужчин. Включая и руководителя всей экспедиции Джона Франклина, который в своё последнее путешествие отправился в возрасте 59 лет.
Выжившие намеревались добраться до материковой части Канады, но ни один из 105 мужчин там так и не появился.
Записка, найденная в мае 1859 года в пирамиде на острове Кинг-Уильям, в которой частично изложена судьба экспедиции. Источник: Wikimedia Commons
Впечатляющие находки
Что привело к трагической судьбе так хорошо подготовленной экспедиции? Поисковики надеялись, что ответ на этот вопрос получат, когда обнаружат обломки потерянных судов.
Чтобы найти один из кораблей погибших исследователей потребовалось 170 лет. 7 сентября 2014 года морские археологи из канадского агентства природного наследия Parks Canada на относительном мелководье, неподалёку от острова Кинг-Уильям, обнаружили обломки судна Erebus. А ещё два года спустя на глубине 24 метров было найдено и судно самого Джона Франклина Terror.
По словам археолога-подводника агентства Parks Canada Райана Харриса, сложно было поверить, что под водой покоится именно Terror. В интервью The New York Times он рассказал, что судно сохранилось практически в идеальном состоянии. Повреждёнными оказались только мачты и такелаж.
Несмотря на то, что сезон погружений в арктических водах очень короткий, а вода здесь всегда очень холодная, исследователям удалось осмотреть 20 кают корабля. Водолазы поэтапно передвигались из одного помещения в другое: тарелки и чашки по-прежнему были аккуратно расставлены на полках, а столы и кровати стояли на своих местах. Создавалось такое впечатление, что команда неспешно покинула судно.
Источник: CBC News
Хотя, как считают археологи, корабль затонул быстро. Его не успели повредить ледовые массы. Единственная зона, куда археологи-подводники так и не смогли добраться, была спальня капитана. Видимо, человек, который покинул каюту последним, запер двери.
С обоих судов на сегодняшний день уже поднято около 350 различных артефактов. Историки надеются, что они помогут разгадать загадку гибели экспедиции Джона Франклина. Все элементы планируют выставить в музее путешественников на том же острове Кинг-Вильям, в деревне Йоа-Хейвен.
***
Михаил Киселёв, специально для GoArctic