Енисейский Светлогорск – посёлок энергетиков на реке Курейка
Норильско-Таймырская энергосистема, спрос на гаражи, наплыв туристов на плато Путорана, чехарда с авиабилетами и майская «очистка» ВПП

Водосброс на Курейской ГЭС. Все фото К. Каськаева
Датой основания Светлогорска считается 4 июня 1975 года, именно в этот день первопоселенцы прибыли в Туруханский район Красноярского края на место строительства будущей гидроэлектростанции и посёлка энергетиков при ней.
Строительство ГЭС мощностью 650 МВт на севере Восточной Сибири, в низовьях Енисея, понадобилось для обеспечения электроэнергией Норильского комбината и Игарского ЛПК. Для тех же целей была возведена, ранее, ещё одна ГЭС, чуть севернее Курейки – на реке Хантайка, при ней был построен Снежногорск – брат близнец Светлогорска. Норильск, Светлогорск и Снежногорск образуют отдельную Норильско-Таймырскую энергосистему, которая технологически изолирована от общей энергосистемы страны.
Даниэле Кастильони и Константин Каськаев
Почему здесь гаражи дороже квартир?
В Светлогорске живёт около 700 человек. Все они умещаются в нескольких пятиэтажках из красного кирпича, которые образуют единственный микрорайон. Население сокращается, поэтому квартиры здесь стоят всего 200-400 тысяч (цена зависит от ремонта), при этом зарплата продавщицы в частном магазине около 100 000, начальники на ГЭС получают 200-250 тысяч, простые рабочие 100-150 тысяч. Цены на еду, конечно же, раза в два выше, чем на Большой Земле, да ещё к тому же и выбраться из Светлогорска тоже стоит дополнительных денег – это тоже стоит учитывать.
Примечательно, что большинство живущих здесь мужчин занимаются рыбалкой, что вполне естественно для этих таёжных краёв. Почти все имеют свою лодку, у многих есть и снегоходы. Всё это нужно где-то хранить, и тут получается весьма интересная ситуация. Спрос на гаражи выше, чем на квартиры. И если квартиру можно купить за сумму до 500 000, то гараж будет стоить все 700 000!
Те самые гаражи, которые дороже квартир
С Большой Землёй Светлогорск связан напрямую – в Красноярск раз или два в неделю (зависит от сезона) летают самолёты, билет стоит около 12 000 рублей. Ещё есть вертолетные рейсы в райцентр Туруханск и в соседние сёла Курейка и Горошиха, а также в город Игарку. В Курейке и Горошихе можно подсесть на рейсовый теплоход, следующий по Енисею по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск, а из Туруханска или Игарки можно улететь в Красноярск.
В посёлке есть несколько магазинов, дом культуры, больница, метеостанция, три гостиницы, баня, хлебопекарня, церковь, обычная средняя школа и крытый каток. Администрация, почта и отделение Сбера – всё в одном здании. Главная улица названа в честь энергетиков. При СССР не планировали ограничиваться строительством одной ГЭС, по плану была ещё одна, чуть ниже по течению, поэтому посёлок, изначально, рассчитывали на большее число жителей и именно поэтому построили большую многоэтажную больницу, которая частью сейчас пустует за ненадобностью.
Крытый каток
Интересно, что в Светлогорске есть и свои коровы: как и в Игарке, нашлись индивидуальные предприниматели, желающие взять на себя обеспечение жителей северного посёлка свежими молочными продуктами.
Местные коровы
Курейская ГЭС была спроектирована институтом «Красноярскгидропроект», а строилась тем же коллективом, который построил ГЭС на реке Хантайка и уже имел опыт возведения подобных объектов в условиях Заполярья.
Курейская ГЭС, которую начали строить в 1975 году, была одним из последних крупных энергетических объектов Советского Союза, достраивавшихся уже во времена новой России. Окончательно государственная приёмка Курейской ГЭС прошла в декабре 2002 года. Высота плотины Курейской ГЭС 79 метра, длина 1641 метр. Водосброс поверхностный, справа от плотины. В машинном зале 5 гидроагрегатов по 120 МВт каждый.
Дом в Светлогорске, где живёт главное начальство Курейской ГЭС
Туризм со светлогорской спецификой
Туризм в последние годы активно развивается по всей стране. Не минуло это и Светлогорск. Рядом, буквально 200-300 км вверх по реке Курейка на моторной лодке, находится красивейшее место – знаменитое плато Путорана. На плато стремятся многие любители походов, а также рыбалки.
Только вот, зачастую в большинстве Северных регионов транспортная инфраструктура не справляется с «внезапным» наплывом туристов. Несколько лет назад местные энтузиасты решили устраивать туры на плато Путорана: рыбалка, прогулки на само плато и к водопадам. Стали набирать группы и закупать им билеты на самолёт Красноярск – Светлогорск. А рейсы, даже летом, всего раз или два в неделю. Самолёт маленький, возит человек по 70. Так вот в тот год, когда приехало за лето много туристов (число измеряется несколькими десятками, о не тысячами!), это уже привело к тому, что многие местные жители не успели купить себе билеты до Красноярска и улететь в отпуск.
Кирпичная пятиэтажка, весь посёлок умещается в нескольких таких домах
В свою очередь это уже привело к вполне справедливому возмущению местных жителей, тогда авиакомпания КрасАвиа, являющаяся монополистом на данном направлении, перестала выкладывать билеты сразу в открытую продажу. Сначала жители Светлогорска формируют списки желающих выкупить билеты, затем, в какой-то из дней весны, в марте или апреле, они их выкупают и только потом остатки авиабилетов выкладываются для свободной продажи. То есть, билеты на лето в продаже появляются ближе к маю. Надо ли говорить о том, что это значительно снизило поток туристов, особенно больших групп.
Частично проблема решилась тем, что туристов стали забирать на моторных лодках из соседней Игарки (сюда рейсы из Красноярска летают несколько раз в неделю и дефицита мест нет), но это дополнительные расходы на топливо и больше 100 км по Енисею и Курейке.
Другой интересный случай произошел в этом году, в апреле месяце. Как мне рассказали жители Светлогорска, работники аэропорта всегда чистили взлётно-посадочную полосу до определённой ширины. Но в марте 2024 года произошел небольшой инцидент с тем, что один из самолётов задел накопившийся на бровке снег. Приехала специальная комиссия и обнаружила, что полосу чистили не по ГОСТу, что нужно чистить шире и постановила закрыть аэропорт до тех пор, пока не расчистят полосу нужной ширины.
Тем временем наступил апрель. Снег, слежавшийся за зиму, стал на солнце днём подтаивать и ночью смерзаться в лёд. Работники аэропорта мужественно сломали всю технику об эти глыбы льда, но полосу так и не смогли расчистить.
Практически весь месяц люди вылетали из Светлогорска вертолётами в Игарку и Туруханск (если были места), а прямые рейсы откладывали или переносили. У людей уже вовсю шел отпуск, а они вторую или третью неделю сидели дома. В местных чатах ситуация бурно обсуждалась, давались советы, для наиболее торопливых, поехать в аэропорт и помочь почистить снег, другие предлагали подождать мая, мол, тогда само всё растает.
В итоге, последний вариант и сработал.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic