Этот день в истории Арктики – 17 августа
В 1917 году на арктическом ледоколе «Святогор» поднят флаг России; в 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым судном в мире, достигшим Северного полюса в надводном положении

В 1917 году на арктическом ледоколе «Святогор» поднят флаг России
Это судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака» было заложено в начале 1916 года в Англии. В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но пройдя всего 15 миль, вернулось в порт: были выявлены поломки. После доработок, 17 августа 1917 года, ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана и на нём был поднял флаг России. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. В 1927 году судно переименовали в «Красин». На его счету немало достижений мирового уровня. Ветеран ледокольного флота работал до 1972 года.

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» стал первым судном в мире, достигшим Северного полюса в надводном положении
«Арктика» – головной корабль серии проекта 10520 – был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе. Судно было спущено на воду 26 декабря 1972 года, флаг на ледоколе был поднят 25 апреля 1975 года. «Звёздным часом» нового атомохода его капитан, Юрий Кучиев, который ранее капитанствовал на первом в мире атомном ледоколе «Ленин», называл вывод из ледового плена в октябре 1976 года ледокола «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский», а также ледокола «Ленинград» с транспортом «Челюскин». Идея пойти к полюсу именно на этом ледоколе пришла к капитану не случайно.
Сам Кучиев объяснял желание начать подготовку к походу на полюс тем, что незадолго до описываемых событий радиостанция «Голос Америки» сообщила о намерениях американцев повторить исторический дрейф «Фрама» (экспедиции легендарного норвежца Фритьофа Нансена) на ледоколе «Полар Стар» в 75 тысяч л.с. при водоизмещении 10 тысяч тонн. Кучиев предположил, что целью экспедиции может быть и достижение полюса. Свои опасения он решил донести до Москвы, а именно до самого министра морского флота СССР Тимофея Гуженко. Надо сказать, что подобная инициатива была из разряда тех, что требуют известного мужества и немалой доли ответственности.
Читайте об этой захватывающей истории статью на портале GoArctic!
