Сейчас в Мурманске

10:15
18+

Этот день в истории Арктики – 21 октября

В 1923 году был совершен первый полет самолета АНТ-1 конструкции А.Н. Туполева; в 1933 году на помощь челюскинцам вышел пароход «Сергей Киров»; в 1944 году погиб лётчик Василий Дончук

Арктический календарь
21 октября, 2025, 07:03
Этот день в истории Арктики – 21 октября

21 октября 1923 года был совершен первый полет самолета АНТ-1 конструкции А.Н. Туполева

Первая разработка знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева — самолет АНТ-1 впервые поднялся в воздух 21 октября 1923 года. Он был построен в основном из дерева и ткани, мощность его двигателя была всего 35 л.с., и этот мотор вышел из строя всего через несколько испытательных полетов. Но это был уже настоящий самолет — предшественник тех АНТ новых поколений, на которых позже, в следующем десятилетии, советские летчики совершили множество героических вылетов в Заполярье. 

Например, в 1935 году на самолете АНТ-25 летчики Леваневский, Байдуков и Левченко предприняли попытку совершить беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. А в 1937 году летчикам Громову, Юмашеву и Данилину на АНТ-25 удалось поставить абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета — из СССР в США через Северный полюс по прямой (10 148 км) и ломаной (11 500 км) линиям.

А на самолете АНТ-6, арктическом варианте тяжелого бомбардировщика Туполева ТБ-3, во время первой высокоширотной экспедиции «Север» в 1937 году впервые в мире была совершена посадка на лед в районе Северного полюса. Летчик Водопьянов доставил группу зимовщиков, которые организовали дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). 


2025-10-21-1 SITE.jpg


21 октября 1933 года – На помощь челюскинцам вышел пароход «Сергей Киров»

В этот день из Владивостока на помощь дрейфовавшему ледокольному пароходу «Челюскин» направился пароход «Сергей Киров». На нём находились два разобранных самолета АНТ-4. Начальником экспедиции назначили летчика-наблюдателя Л. Петрова. Летчик А. Ляпидевский стал командиром одного из самолётов, лётчик Е. Конкин - командиром звена и политруководителем. В Петропавловске самолёты перегрузили на госпитальное судно «Смоленск». Оно должно было доставить в бухту Провидения уголь для стоявших там кораблей «Литке», «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» и затем служить базой для переброски больных с зимующих пароходов.


2025-10-21-2 SITE.jpg



21 октября 1944 года погиб лётчик Василий Дончук


Гвардии майор Василий Иванович Дончук был пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота. По его инициативе самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. 21 октября 1944 года Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли тяжёлые бои. Немецкие истребители атаковали его. Из того боя Дончук не вернулся… К моменту гибели Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку, выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил пять посадок в тылу врага. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


2025-10-21-3 SITE.jpg



далее в рубрике