Этот день в истории Арктики – 23 октября
87 лет назад начался героический дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов»

23 октября 1937 года начался героический дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов».
1937 год выдался тяжелейшим по ледовым условиям. Большая часть советского арктического флота оказалась заблокирована льдами в различных районах Северного Ледовитого океана. Ледокольный пароход «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. В результате три ледокольных парохода: «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин», – не смогли выйти изо льдов. 23 октября 1937 года они начали дрейф, вошедший в историю освоения Арктики. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути — переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Рудольф Самойлович.
Задачу по освобождению зимовавших судов возложили на ледокол «Ермак». Только в конце августа 1938 года он смог подойти к каравану, установив новый мировой рекорд свободного высокоширотного плавания (83° 06’ северной широты, откуда до Северного полюса оставалось лишь 420 миль). Первым был выведен «Малыгин» – его «Ермак» взял на буксир. «Садко» прошёл по пробитому каналу самостоятельно. А вывести «Седова» не удалось: у судна был поврежден руль, попытки его отбуксировать оказались безуспешными. В итоге «Георгий Седов» был оставлен в дрейфе в качестве научной станции, на борту остались лишь добровольцы под руководством капитана К.С. Бадигина.
Беспримерный дрейф «Георгия Седова» от моря Лаптевых до Гренландского моря продолжался 812 дней. В итоге, выдержав 156 сжатий и торошений льдов, поврежденный корабль самостоятельно пришел в Мурманск в конце января 1940 года. Пройденный им путь составил 3307 миль. Все 15 участников дрейфа, включая повара, получили тогда звание Героя Советского Союза, а сам «Георгий Седов» был удостоен ордена Ленина.