Сейчас в Мурманске

20:43 1 ˚С Погода
18+

«Искусство или жизнь»? Климатические активисты атакуют музеи

В марте прошлого года в Антарктиде шёл дождь.

Экология Экоактивизм Изменение климата
Анна Щетинина
19 ноября, 2022 | 16:18

«Искусство или жизнь»? Климатические активисты атакуют музеи

  

В этом году совершаются плановые нападения на шедевры из международных музейных коллекций (ни один не пострадал).

«Если климат рухнет, вся цивилизация, какой мы ее знаем, рухнет. Не будет больше ни музеев, ни искусства, ни красоты, ни туризма». 

Экоактивисты разных стран акциями в музеях привлекают внимание к кризису, который может вызвать изменение климата – «подвергая риску» самые знаменитые и дорогие произведения искусства, что не может оставаться незамеченным.

Музеи как хранители культуры обязаны защищать планету, которая в опасности, считают участники акций, и называют свои действия «отчаянным и научно обоснованным криком, который нельзя понимать как простой вандализм».

Тем временем ООН в отчете Группы по изменению климата, включающей 195 стран, признала, что планета действительно в опасности: температура может вырасти на 2,9°C к концу века.

Природа и так уже пострадала после потепления на 1,2°C, считают эксперты, а температура выше 1,5°C может привести к необратимым бедам (наводнения, засухи, затопление островных государств, гибель коралловых рифов и 25% мировых запасов рыбы, нарушение пищевых сетей и потеря средств к существованию для огромного количества людей). 

Особенно критично это для коренных народов арктической зоны.

Уже при 2°C льда в Арктике не будет с июля по октябрь ежегодно – катастрофа для экосистемы: белые медведи и моржи охотятся со льда; на нем селятся одноклеточные водоросли – основа арктической пищевой цепочки. 

В отчете ООН сказано, что время, необходимое для обеспечения «приемлемого будущего» для всех – почти истекло.

Возможно, так и есть. Но кого это волнует? Всех раздражают не выбросы в атмосферу и не загрязнения почвы и воды, и даже не недостатки общественного строя и распределения финансов, а – активисты, эти странные люди, мешающие, неприятные, делающие что-то непонятное и выкрикивающие что-то неинтересное. Им что, больше всех надо? Такие всегда раздражают.

Хотя на самом деле всем все равно.


Cl_01.jpeg


Что у нас с климатом?

Вообще-то все, чего достигло человечество как общность, в основном сделано или инициировано людьми странными, часто неудобными и неприятными – теми, кому больше всех надо. 

Общность наша еще, конечно, очень молода и, как положено всему молодому, – глупа: за неполных 300 лет индустриальной эпохи уже наворотила перенаселение и опасное изменение климата – прежде, чем изжила опасную глупость.

А там, где глупость, там и невежество, и всяческая дикость. Всего несколько фактов: всеобщее обязательное начальное образование (только начальное!) было введено: в Индии – в 2010 году, в Китае – в 1982-м, в СССР – в 1930-м. 

США и Великобритания разбирались с этим с 19 века и преуспели больше. 

Но – из тех 195 стран мира, которые входят в Группу ООН по климату, и написали панический климатический отчет, только 55 стран предоставляют доступ к всеобщему начальному образованию; по разным подсчетам, около 300 миллионов детей сейчас не посещают школу.

Рабство и крепостное право официально отменены, но фактически – например, в Мавритании, оно до сих пор существует, причем –– наследственное. В тех же Индии и Китае (а это почти полмира по населению) – критическое преобладание мужчин, потому что девочек – убивают, и до рождения. и после. В некоторых арабских странах женщин можно покупать и продавать через мобильное приложение.  

Еще немного «о климате»: самый высокий в мире уровень самоубийств, начиная со второй половины 20 века – в самой холодной Гренландии. Там живут инуиты. И вообще – количество самоубийств среди коренных народов арктических зон в 10 раз выше, чем в целом по родным для них странам. Считается, что к самоубийствам склонны те, кто пережил разные формы насилия, – это примерно треть населения...

А тут как раз восьмимиллиардный землянин народился! Здравствуй, дружок.


Cl_02.jpeg


Лаокоон, потомки и Троянский конь

Миллиард нас было в 1800-м, в 2011-м – уже семь, теперь вот – восемь. Ускоряемся. Но при этом – если всех людей Земли поставить плечом к плечу, они вполне поместятся внутри МКАДа. И на всей планете – пустота! Тишина! 

Как ограниченное количество уязвимых, смертных существ умудрилось засорить крупный космический объект и подбросить его температуру на 1,2°C? 

Чисто как дети. Бездумно, жадно. 

«Хотя многие привыкли считать себя мыслящими существами, которые чувствуют, биологически – мы чувствующие существа, которые думают», – считает один из нейробиологов.

И когда в музее Ватикана два человека приклеивают себя к постаменту статуи Лаокоона – они чувствуют, что думают правильно и думают, что чувствуют правильно. И – требуют меньше угля и газа, больше солнечной и ветровой энергии.

Звучит вменяемо, – ООН же тоже считает, что надо что-то делать; да и Лаокоон был выбран не случайно. Согласно мифам, воюющие с троянцами греки прислали тем в дар деревянного коня. Лаокоон, жрец в Трое, требовал «дар» не принимать. Троянцы же затащили в город коня, ночью из него выбрались враги – и Троя пала. А жреца и двух его сыновей задушили выползшие из моря змеи, посланные мстительными богами.

Вот и смысл аналогии: сигнал тревоги не был услышан, вестник-провидец убит, город уничтожен, люди погибли. Так, мол, и вы поступаете, как глупые троянцы.


Cl_03.jpeg


Хронология протестного арт-стояния

В основном «художественные» акции заключаются в том, чтобы облить чем-нибудь произведение искусства, приклеиться к нему, успеть передать месседж и задокументировать происходящее.

(Все картины покрыты высокотехнологичным защитным стеклом, и клей используется специальный, подходящий для стекол и рам).

15.11 Вена, музей имени Леопольда, Г. Климт «Смерть и жизнь» (облили машинным маслом);

13.11 Барселона, Египетский музей, мумия (красно-коричневая слизь);

11.11 Ванкувер, Художественная галерея, Эмили Карр «Пни и небо».  (кленовый сироп);

9.11 Канберра, Национальная галерея Австралии, Энди Уорхол «Суп «Кэмпбелл I» (синяя краска); 

5.11 Мадрид, музей Прадо, Франсиско де Гойя «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (написали на стене +1,5⁰С);

4.11 Рим, Палаццо Бонапарте, Винсент Ван Гог «Сеятель» (гороховый суп)

30.10 Берлин, Музей естественной истории, Выставка динозавров (приклеились к ограждению);

30.10 Берлин, Старая национальная галерея, Анри Тулуз-Лотрек «Клоун» (фальшивая кровь); 

27.10 Гаага, музей Маурицхёйс, Иоганн Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»

23.10 Потсдам, музей Барберини, Клод Моне «Стога сена» (картофельное пюре);

14.10 Лондон, Национальная галерея, Винсент Ван Гог «Подсолнухи» (томатный суп);

8.10 Мельбурн, Национальная галерея Виктории, Пабло Пикассо «Резня в Корее» (транспарант: «Климатический хаос = война + голод»);

24.08 Франкфурт, Музей Штеделя, Николя Пуссен «Пейзаж во время грозы с Пирамом и Фисбой»;

22.08 Дрезден, Картинная галерея, Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» (приклеились к раме)

21.08 Падуя, капелла Скровеньи с фресками Джотто (приковали себя цепями к перилам)

18.08 Рим, Ватикан, скульптура «Лаокоон и его сыновья» (приклеились к постаменту);

30.07 Милан, Музей дель Новеченто, Умберто Боччони, скульптура «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (приклеились к постаменту); 

22.07 Флоренция, Галерея Уффици, Сандро Боттичелли «Весна»

4.07 Лондон, Национальная галерея, Джон Констебл «Телега для сена»

1.07 Манчестер, Художественная галерея, Дж. М. У. Тернер «Эолова арфа Томсона»;

30.06 Лондон, Галерея Курто, Винсент Ван Гог «Персиковые деревья в цвету»;

29.06 Глазго, Художественная галерея и музей Келвингроув, Горацио Маккаллок «Мое сердце в горах».

Это самые известные эпизоды. А так-то активисты и сочувствующие рубятся каждый день. Их арестовывают, сажают, штрафуют, шельмуют, высмеивают...

Что ж, миф о Лаокооне дописывает себя сам.

«Чего мы на самом деле хотим? Мы хотим спасти искусство. Если правительства продолжат уничтожение ископаемых, нас ждет социальный коллапс. И тогда искусство точно не будет в безопасности. Наше заветное желание – спасти искусство и социальный мир»,рассказывают активисты.

А тем временем – тает ледяная шапка Гренландии, тает вечная мерзлота, тают льды Арктики, горы теряют свои ледники, и стала реальностью фраза, похожая на первую строчку фантастической истории Брэдбери: 

«В марте прошлого года в Антарктиде шёл дождь».


Cl_04.jpeg


***

Анна Щетинина, специально для GoArctic

далее в рубрике