Сейчас в Архангельске

23:23 3 ˚С Погода
18+

Как прошёл образовательный форум «Арктика. Сделано в России»

Участники форума – молодые специалисты, чья деятельность и исследования посвящены Арктике, – были поделены на 10 команд и в течение недели работали над специально разработанным кейсом

Образование
Луиза Бродт
26 сентября, 2020 | 16:43

Как прошёл образовательный форум «Арктика. Сделано в России»
Все фото: официальная группа Дома молодежи АО в социальной сети «Вконтакте»

 

Две недели назад в Архангельске завершился Всероссийский молодежный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», который собрал на своей площадке 105 участников из 23 регионов страны. Форум проводился с 6 по 12 сентября 2020 года Федеральным агентством по делам молодежи на базе областного Дома молодежи города Архангельска при поддержке правительства области.

Участники форума – молодые специалисты, чья деятельность и исследования посвящены Арктике, – были поделены на 10 команд и в течение недели работали над кейсом, который был разработан ООО «Газпром ВНИИГАЗ» специально для форума.

«Кейс был нацелен на создание концепции развития малого и среднего предпринимательства в условиях развития СМП и портовой инфраструктуры (на примере Архангельской области). Участники форума фактически создавали модель развития Архангельского региона, которую впоследствии можно перенести, то есть масштабировать и адаптировать, на другие регионы АЗРФ с учетом уже специфики каждого», – пояснила разработчик кейса Анна Аперян, начальник отдела ДПО «Газпром ВНИИГАЗ». 

 

В рамках кейса командам были предоставлены данные по социально-экономическому развитию Архангельской области, СМП и морской портовой инфраструктуры, перечень предприятий малого и среднего предпринимательства, а также крупнейших компаний различных промышленных комплексов Архангельской области.

В каждой команде были представители 10 профильных специальностей (геологи, горные инженеры, регионоведы, IT-специалисты, строители ПГС и ГТС, экономисты, судостроители, специалисты промышленной и техносферной безопасности, экологи и специалисты в области здравоохранения) и по 2 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

 

Также на площадке форума с участниками работали консультанты по каждому профильному направлению, которые помогали командам прорабатывать решения для финальной защиты кейса.

Поскольку кейс затрагивал целый комплекс направлений для развития Архангельского региона, при работе над ним командам необходимо было учесть максимум факторов: от экономических, производственных и логистических до социальных и экологических.

Все 10 команд представили хорошо проработанные комплексные решения, но с упором на разные отрасли, и потому перед жюри стояла непростая задача – оценить глубину и широту анализа, насколько детально было проработано каждое предложение команд, а также структуру, логику и, что не маловажно, командную работу.

 

 

«Наша команда изучила все проекты, которые планируют реализовывать на территории Архангельской области в ближайшей перспективе, и с учетом неизбежной реализации их мы подготовили перечень перспективных технологий, которые могли быть применены в ходе исполнения этих проектов! Тем самым предложив уже сейчас развивать научно-технический потенциал Архангельской области, направленный не только в сторону лесной промышленности», – поделился участник команды №7 Андрей Лабузов, ведущий инженер ФГУП «Крыловский государственный научный центр». 

 

Команда №6 в рамках решения кейса предложила инвестировать в дикоросы и ламинарию и экономически обосновала такой сценарий развития для Архангельского региона.

«Целью именно такого вектора направления для привлечения финансов наша команда ставила задействование наиболее широкого диапазона различных ниш, и, в первую очередь, привлечение внимания к малочисленным народам Севера. Таким образом, будут созданы рабочие места для людей с кочевым и полукочевым образом жизни (вклад в человеческий капитал), в перспективе на будущее это развитие транспортной инфраструктуры, поскольку речь идёт о внутреннем рынке сбыта дикоросов и ламинарии. Может быть активно задействован СМП, а значит, судостроительный сектор и здесь же, геонавигационные технологии, без которых отрасль не может существовать. Говоря об СМП, нельзя не сказать об экспортных возможностях продукции, которые бы позволили усилить логистический узел региона и прочнее закрепиться на мировой арене как важнейший геополитический игрок», – прокомментировала решение своей команды Евгения Кулиш, студентка Российского университета дружбы народов. 

 

Среди решений стоит отметить предложения команды №5, которая сделала особый акцент на проблеме мусора в регионе и глубоко проработала пути её решения. 

«Наша команда предложила проект по переработке мусора в RDF-топливо, то есть биотопливо. Получение дешевого топлива, которое сможет заместить мазут и уголь, что в свою очередь уменьшит выбросы углерода в регионе. Далее мы предлагаем масштабирование этого проекта за счет сбора сырья (мусора) по всему СМП», – поделился участник Александр Ким, который представлял в команде специальность горного инженера. 

 

Командой №2 было предложено объединить все компании рыбопромысловой отрасли Архангельской области в единую корпорацию. 

«... организовать общую электронную платформу и сделать общую систему документооборота, учёта, диагностики состояния судов. При этом все желающие представители МСП со своими судами могли бы купить бортовой компьютер (планшет) и подключиться к системе, что-то вроде яндекс такси, грузовичков и тд.», – прокомментировал участник команды Сергей Шарашкин, к.т.н, инженер 1 категории, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» филиал «ЦНИИ СЭТ», старший преподаватель ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова.     

 

Среди решений были также идеи добычи в регионе в будущем газогидратов и транспортировки водорода, а также развитие морского и речного туризма в Архангельске.

  

 

По мнению жюри, после подведения итогов, победителем была признана команда №9, которая предложила пути решения проблемы критичного состояния жилого фонда в Архангельске.

«Мы анализировали инфраструктуру региона, основные направления бизнеса, социальные и другие особенности. Также мы изучили внутренние проблемы региона. <…> в области много деревянных домов, домов барачного типа. Кроме того, на территории нет крупных лесоперерабатывающих заводов, которые производили бы готовую продукцию – мебель, сувениры и прочее, причем из Архангельска вывозится много необработанного леса – а это очень низкая добавленная стоимость. Цель нашего проекта – предложить решение этих проблем, дать импульс для развития региона и задействовать Северный морской путь для импорта товаров», – рассказал участник команды победителей Николай Качин, ассистент кафедры российской истории Томского государственного университета. 

2.jpg  


«Наша команда предложила реорганизовать работу существующих заводов, чтобы они производили уже готовую продукцию, например, садовую мебель, дома, сувениры, элементы для комбинированного строительства. Это позволит достичь большей добавленной стоимости товара, а развитие высокотехнологичных производств приведёт к цифровизации региона. Кроме того, можно сфокусироваться на изготовлении каркасных деревянных домов по технологии Скандинавских стран. 

Мы обратили внимание, что оборудование для производства домов по этой технологии достаточно дорогое, однако в последние пять лет Россия активно поддерживает развитие в Арктике новых производств. Например, малый и средний бизнес получают большие льготы, в связи с этим подобное высокотехнологичное производство становится возможным. И оно повлечет экспорт товаров в другие страны», – добавил он. 

3.jpg  

 

Победа в форуме «Арктика. Сделано в России-2020» дает возможность участникам команды №9 пройти стажировку на предприятиях, ведущих свою деятельность на территории Архангельской области

Кроме того, Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Мамединович Кашка отметил решение команды №4 (участники команды предложили проект по комплексному мониторингу Северного морского пути за счет системы метрологических дрейфующих буев) и предложил желающим стажировку на ледоколе..

 

***

Луиза Бродт, специально для GoArctic

далее в рубрике