Ленский мост становится реальностью

Транспорт и логистика
Максим Майоров
23 Января, 2021 | 06:47
Ленский мост становится реальностью
Фото: posibiri.ru

 

24 декабря 2020 года, выступая с ежегодным Посланием Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), её глава Айсен Николаев сделал важное заявление относительно строительства Ленского моста – одного из самых известных долгостроев в РФ.  

«Благодаря поддержке главы государства наш долгожданный проект вышел на этап практического осуществления. При поддержке полпреда Президента Юрия Петровича Трутнева Ленский мост включен в Национальную программу развития Дальнего Востока как один из крупнейших инфраструктурных проектов макрорегиона. Завершена разработка первого этапа проектной-сметной документации, проект находится на госэкспертизе. В ближайшее время планируется выход на строительную площадку», – сказал он.

Необходимость его постройки уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Левый берег Лены, на котором находится столица региона Якутск и где сосредоточено 60% населения региона, до сих пор не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией: чтобы добраться до федеральной трассы «Колыма» и станции Нижний Бестях Амуро-Якутской железной дороги, нужно переправиться через реку. Летом грузы доставляются на пароме, а зимой – по льду. Но паромная переправа не всегда удобна, главным образом из-за того, что Лена периодически мелеет, как, например, в 2019 году. Помимо этого, сам процесс переправы очень дорог: к примеру, если перевозят автомобили, то придётся заплатить ещё и за пассажиров. А осенью, когда приходится вызывать ледокол, тарифы и вовсе достигают запредельных значений: по данным «Российской газеты», от 25 до 135 тысяч рублей.

Но и это ещё не всё: все недоставленные товары приходится отправлять на склад, а это дополнительные расходы для граждан и организаций.

«Складское хранение в условиях Севера нереально дорогое, что в конечном итоге ложится в продажную стоимость товаров, которые оттуда выходят. У нас существует сезонное повышение цен перед каждым закрытием переправы, и, как показывает мой жизненный опыт, цены потом обратно не снижаются», – поясняет экс-глава Якутска Сардана Авксентьева.

В конечном итоге, всё это отражается на стоимости продукции: в 2019 году Якутск вошел в ТОП-5 городов с самыми высокими ценами. Без особых проблем добраться в Якутск можно только авиационным транспортом, да и то только в течение 152 дней в году.

    

Фото: А. Л. / Wikimedia Commons

 

Возведение моста решит сразу массу проблем, начиная от бесперебойной доставки грузов и заканчивая обеспечением связи с другими субъектами РФ.

«Ленский мост соединит регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а это более четверти всей территории России. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Строительство мостового перехода увеличит круглогодичную транспортную доступность населения с 21 до 70 процентов», – считает первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.

 

Стройка длиной в 40 лет

Ленский мост является одним из самых известных долгостроев. Вопрос о его строительстве поднимался ещё в начале 1980-х годов. Проектировщики предложили несколько вариантов, в итоге остановились на автомобильно-железнодорожном, который должен был быть построен в районе посёлка Нижний Бестях. Строительство предполагалось закончить в 1995 году, но распад СССР смешал все карты: последовавшие после него социально-экономические и политические потрясения вынудили отложить всё на долгое время.

В 2006 году Министерство транспорта РФ заявило, что мост через Лену возведут за 15 млрд рублей к 2012 году. Однако из-за недостатка средств его реализацию отложили до лучших времен. В 2011 году президент РФ Дмитрий Медведев снова поднял этот вопрос. В дополнение к автомобильно-железнодорожному переходу было предложено построить подводный тоннель, но впоследствии отказались от тоннеля и железнодорожной части, решив оставить только автомобильное сообщение. Согласно расчётам, всё должно было обойтись в 80 млрд. рублей, в итоге проект признали очень дорогим и снова заморозили на неопределённый срок. В 2013 году дело, кажется, пошло на лад: был подписан ряд соглашений, согласно которым мост должен был появиться в 2020 году. Но события 2014 года внесли свои коррективы: после присоединения Крыма к России все средства пошли на мост через Керченский пролив, а Ленскому мосту пришлось опять ждать своей очереди. В 2019 году появилась надежда на то, что всё будет доведено до конца. 13 февраля 2020 года было подписано концессионное соглашение о строительстве моста между правительством Якутии, госкорпорацией «Ростех» и консорциумом Группы «ВИС». В декабре 2020 года проект моста был направлен на рассмотрение Главгосэкспертизы, которое должно завершиться в мае 2021 года.

 

Проект моста через Лену. Фото: Пресс-служба главы и правительства Республики Саха

 

Если всё пройдет нормально, то строительство начнётся уже в 2021 году в 30 километрах от Якутска, рядом с селом Старая Табага. Общая длина моста составит более 3 километров, а подходов к нему – 11-14 километров. Мост планируется сделать двухполосным, с пропускной способностью 7 тыс. машин в сутки. Для легковых машин проезд будет бесплатным, а стоимость переправы для грузовиков будет варьироваться от 944 до 2018 рублей в зависимости от габаритов. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства, его общая стоимость составит более 80 млрд. рублей: 47,9 миллиарда рублей поступят из федерального бюджета, 6,4 миллиарда – из регионального, 29,1 миллиарда рублей внесёт инвестор. Закончиться постройка должна в 2024-2025 годах.

Учитывая то, что строиться и работать мост будет в суровых климатических условиях, а также то, что в его основе вантовая конструкция, возникли опасения о возможности повторения ситуации с мостом на острове Русский, который в ноябре-декабре 2020 года из-за обледенения вант пришлось закрыть на несколько недель. Но эксперты обнадеживают: всё будет в порядке.

«На данный момент мы не видим факторов, которые бы говорили нам, что вантовый мост в Якутске построить невозможно. В ближайшее время мы все основные параметры передадим в МГУ и Государственный гидрологический институт, чтобы они доделали математические и физические модели для строительства моста», – говорит Артём Николаев, представитель АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». 

Мост на острове Русский. Фото: architectureguru.ru

 

Хорошо будет всем

Постройка моста принесёт региону немалые транспортные, экономические и социальные выгоды, сделав таким образом жизнь местных жителей и приезжих из других регионов более комфортной.

Помимо выхода к федеральным и региональным трассам, Якутия получит полноценный доступ к Транссибу, БАМу и портам Охотского моря. По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers, это «даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где сольются несколько видов транспорта – железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный». Как следствие, увеличится грузопоток: ожидается, что он вырастет до 6 млн тонн, а пассажиропоток – до 8 млн человек в год. Благодаря этому, будет достигнута существенная экономия на северном завозе – на 4 млрд рублей в год.

Наличие моста привлечёт туристов в республику, потенциал которой в этом отношении колоссален и одновременно недооценен.

«Якутия до сих пор не в полной мере реализовала свой потенциал, несмотря на богатую природу и самобытную культуру. Продвижение комфортной городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры создаёт стимул для развития туризма. Даже поездка на мост может стать отдельным маршрутом, как в Приморье, где переправа на остров Русский стала новой визитной карточкой края. Предприниматели смогут, например, построить гостиницу на территориях, которые ранее были куда менее доступны», — говорит член Экспертного совета по повышению эффективности управления и производительности труда при комитете Госдумы по предпринимательству Николай Калмыков.

Вместе с транспортной доступностью проявится хороший социальный эффект в части снижения цен на многие товары и услуги для населения Якутии. Согласно Государственной программе развития транспортного комплекса республики на 2018–2022 годы, запуск проекта снизит стоимость потребительских товаров и услуг на 7–10% и уровень бедности населения в регионе на 1,3%.

 

Фото: vtundru.com

 

Повысится и инвестиционная привлекательность региона. Сейчас там есть две территории опережающего развития (ТОР): «Южная Якутия» в Нерюнгри и «Якутия» в Якутске. Объём инвестиций в «Южной Якутии» составил уже около 60 млрд. рублей, а в «Якутии» 12.4 млрд. рублей. По словам министра экономики Республики Саха (Якутия) Майи Даниловой, возведение моста позволит привлечь дополнительных инвестиций на сумму в 200 млрд руб.

«Когда предприниматель видит, что в регион вкладываются, задействованы макропроекты, они сдаются вовремя и делаются качественно, возрастает инвестиционный рейтинг региона. Это, в свою очередь, ведёт к появлению новых инвестпроектов. Предприниматели станут вкладывать в Якутию средства и платить налоги – совокупный мультипликативный эффект подсчитать невозможно, но он будет огромен», – говорит Николай Калмыков.

И он прав: по прогнозу главы Якутии, валовый региональный продукт после ввода моста в эксплуатацию будет расти на 2,5-3% в год.

Так что, если всё пойдёт, как задумывалось, уже через несколько лет жители Якутии смогут в полной мере ощутить на себе всю пользу от нового моста.

 

***

Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике