Сейчас в Мурманске

19:21 14 ˚С Погода
18+

Мастер торпедных атак

Александр Шабалин в годы войны первым применил тактику «засадной охоты», брал врагов на абордаж и стал дважды Героем Советского Союза

Герои Арктики ВМФ История Великая Отечественная война
Михаил Умнов
5 июня, 2025, 10:05
Мастер торпедных атак

«Морской дьявол» Александр Шабалин, потопивший семь вражеских кораблей. Источник: kolanews.ru


В наградном листе о присвоении капитану-лейтенанту А.О. Шабалину второй медали «Золотая звезда» сказано по-военному скупо:
«За двукратный дерзкий прорыв с группой торпедных катеров в порт Лиинахамари на виду и в непосредственной близости от противника, несмотря на ураганный огонь береговых батарей, автоматов и пулеметов противника, за смелость, мужество и геройство, проявленные при прорыве и высадке десанта». 
В годы Великой Отечественной войны званием дважды Героя Советского Союза были удостоены семь военнослужащих ВМФ: пятеро летчиков морской авиации, десантник-разведчик, воевавший на суше, и только один моряк – Александр Осипович Шабалин. 


Уроженец деревни Юдмозеро Архангельской области Александр Шабалин после окончания семилетки, в 1931 году? связал свою жизнь с морем, пройдя путь от юнги до тралмейстера на рыболовном траулере в Баренцевом море. По окончании мореходного училища в Мурманске был призван во флот, окончил Электромеханическую школу в Кронштадте, затем учебное подразделение, в котором готовили боцманов торпедных катеров, служил на Балтике и на родном Севере. Во время советско-финляндской войны подразделение Александра Шабалина обеспечивало охрану конвоев с вооружением и десантниками.

Командование ВМФ возлагало на торпедные катера большие надежды, в частности, на глиссерные суда типа Г-5 с дюралюминиевым покрытием. Небольшие, всего 15 тонн водоизмещением, они имели достаточно мощное вооружение: две торпеды, глубинные бомбы и два крупнокалиберных спаренных пулемета. Эти катера при полной боевой загрузки могли развивать скорость до 50-58 узлов, что давало им преимущество при атаках на крупные цели, однако ограниченная дальность – всего 30 миль полным ходом и 200 миль экономным и, главное, малая мореходность уже при 3-бальном волнении моря делали их практически бесполезными в условиях штормового Заполярья. По этой причине Северный флот встретил начало Великой Отечественной войны без современных торпедных катеров.


Неубиваемый Д-3

Всю войну Александр Шабалин провоевал на торпедном катере типа Д-3. В 1940-1944 гг. было построено всего 73 катера этой серии. Для своего времени он считался устаревшим проектом из-за деревянного корпуса, однако именно эта конструктивная особенность обеспечивала катеру поразительную живучесть в боевых условиях. Днище было трехслойным, борта и палуба зашивались изнутри сосной, снаружи лиственницей с помощью медных гвоздей. При малых повреждениях дерево набухало и затягивало пробоины. Однако при прямом попадании снаряда катер в прямом смысле мог разлететься в щепки. В качестве балласта использовались обычные строительные кирпичи. 

Катер был вооружен двумя торпедами калибра 533 мм, каждая массой 1800 кг с зарядом тротила 320 кг и скоростью до 51 узла и дальностью поражения примерно 4 км, двумя крупнокалиберными пулеметами и автоматической пушкой «Эрликон». 

Полное водоизмещение катера Д-3 составляло 32 тонны, что помимо экипажа в составе 8-10 человек позволяло разместить отряд десантников с вооружением.

Скорость катера зависела от двигателя: советские ГАМ-34 давали максимально 37 узлов, «Паккарды», поставляемые по ленд-лизу, до 48 узлов, что обеспечивало хорошую дальность плавания (до 320-350 миль при полной скорости) и мореходность при ветре до 6 баллов. Впрочем, для боевых условий, когда успех атаки зависит от неожиданности, скорости и манёвренности судна, этих характеристик было недостаточно. Александр Шабалин изобрел свою тактику атаки и отхода.



Атака торпедных катеров (1944 г.). Источник: Vk


Метод Шабалина

Счет потопленным фашистским транспортным и сторожевым кораблям Александр Шабалин открыл в начале октября 1941 года. Получив разведданные о движении транспортного конвоя, младший лейтенант Шабалин предложил своему коллеге, командиру второго катера, атаковать не со стороны моря, откуда враг и ожидал нападения, а со стороны скал. По сути, это была тактика засадной охоты. Скрытые в скалах советские катера в нужный момент выскакивали из укрытия и, распределив цели, на полном ходу устремлялись к противнику. Благадаря скрытности, дерзкой неожиданности и скорости удавалось подойти к вражеским целям на расстояние в буквальном смысле пистолетного выстрела. Выпустив торпеды, советские катера разворачивались и уходили под защиту скал. Именно так были потоплены немецкие транспорты и суда сопровождения в первом бою. Вскоре засадную тактику боя стали применять и другие экипажи торпедных катеров.  

«К Шабалину следует присмотреться, – писал командующий Северным флотом в 1940-1946 гг. адмирал А.Г. Головко в своих мемуарах ῝Вместе с флотом῝. – Выход его в атаку сегодня вполне может служить примером, и должен стать им, для других офицеров катерников. Отзывы о Шабалине: охотник без промаха, умеющий находить выгодный вариант для атаки и, главное, умеющий вовремя перед ней занять наивыгоднейшее для себя положение. Надо всячески поощрять боевые способности Шабалина…»

Командир торпедного катера Александр Шабалин действовал не просто дерзко и расчетливо, он обладал редким качеством импровизации в соответствии с обстановкой. Так, в условиях ограниченной видимости или в темное время, проходя мимо береговых постов и артиллерийских батарей противника, Шабалин на запрос немцев либо включал режим испорченной радиосвязи, либо отвечал что-то заведомо невразумительное и, выиграв время, заскакивал во фьорд, чтобы высадить или забрать десантников. Однажды, во время свободной охоты экипаж Шабалина, воспользовавшись удобным случаем, взял вражеский корабль на абордаж, захватил пленных и важные документы, а при отходе пустил судно на дно.

Свою первую звезду Героя Советского Союза капитан-лейтенант Александр Шабалин получил в начале 1944 года по совокупности заслуг, а именно, как сказано в наградном листе: «... за потопление подводной лодки, четырех транспортов и двух сторожевых кораблей противника, за сбитый в неравном бою самолет, за неоднократные минные постановки, за высадку и съемку диверсионных и разведгрупп, за спасение личного состава и проявленные при этом героизм, храбрость и отвагу». За этими строками стояли 82 боевых выхода на перехват и в тыл противника. Весной 1944 года Шабалин был назначен командиром одного из отрядов отдельного дивизиона торпедных катеров. 

Теперь к его обязанностям прибавилось обучение молодых офицеров, в том числе, искусству боевого слаживания. Бывший радист ТКА-13 И. Ярошенко так рассказывал о своем командире: «Александр Осипович не был похож на Илью Муромца. Он был среднего роста. С виду неторопливый, почти флегматичный человек. При высадке разведгрупп Шабалин был спокоен и хладнокровен. Однако он преображался, как только наступал момент выхода в торпедную атаку. Это был уже другой человек. С ним не боялись ходить в море. И не потому, что он был везунчиком. Просто Шабалин хорошо знал море, любил катера и, что очень важно, при скоротечном бое он был быстрым исполнителем. За душевность, человечность его любили в бригаде, по-простецки называя Сашей».

Уроки «Саши» особенно пригодились морякам в ходе Петсамо-Киркенесской операции в ноябре 1944 года. Александру Шабалину и его экипажам было поручено под покровом ночи доставить десантную группу к хорошо укрепленному немцами порту Лиинахамари, узкий проход к которому был под постоянным наблюдением и простреливался береговой артиллерией насквозь. Но в этом раз Шабалин изменил тактику. Он управлял одним из двух катеров, которые на полной скорости ворвались в «коридор смерти», поставив дымовые завесы. Вслед за двойкой прорыва в порт влетели еще две группы катеров с десантниками. Неприступная крепость, которую немцы укрепляли несколько лет, была взята за считанные часы. За эту операцию Александр Шабалин был награжден второй золотой звездой Героя Советского Союза. 

После войны Александр Осипович окончил Каспийское высшее военно-морское училище и академические курсы при Военно-морской академии, проходил службу на Балтике и в Заполярье, преподавал в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе. В 1969 году ему было присвоено звание контр-адмирала. 

Александр Осипович Шабалин скончался 16 января 1982 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.



Большой десантный корабль «Александр Шабалин». Фото: Wikimedia Commons


Именем А. О. Шабалина названы улицы в Архангельске, Мурманске, Севастополе, площадь в Онеге. В одной из школ Мурманска находится музей дважды Героя Советского Союза.

Торпедный катер, которым Шабалин командовал в годы войны, в 1983 году был установлен на мемориале в память героев-североморцев в Североморске, на главной базе Северного флота.

В составе ВМФ России продолжает нести боевое дежурство большой десантный корабль «Александр Шабалин».


***

Михаил Умнов, специально для GoArctic


далее в рубрике