Морская спасательная служба: спасать, несмотря на санкции
Для обеспечения развития безопасных перевозок по Северному морскому пути необходимо организовать достаточно эффективную систему поиска и спасения, аварийно-спасательного обеспечения, портов-убежищ и медицинской эвакуации
Фото: Морспасслужба
Развитие Северного морского пути, его портовой инфраструктуры для перевозки углеводородного сырья на восток и запад – один из самых важных глобальных проектов Российской Федерации, считает Александр Науменко, заместитель руководителя «Морской спасательной службы». На прошедшей в Москве XI Международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ – 2024» были поставлены вопросы аварийно-спасательного обеспечения в Арктике в условиях санкционных ограничений, затронувших и эту сферу морских проектов, реализуемых в высоких широтах.
Основными направлениями деятельности «Морской спасательной службы» являются предупреждение, ликвидация, а также минимизация последствий воздействия на окружающую среду разливов нефтепродуктов на море с судов и других морских объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.
«Морспасслужба» – одна из самых крупных профессиональных организаций в мире, занимающихся аварийно-спасательной, поисково-спасательной деятельностью и ликвидацией последствий бедствий и катастроф на море. По словам Науменко, для обеспечения развития безопасных перевозок по Северному морскому пути необходимо организовать достаточно эффективную систему поиска и спасения, аварийно-спасательного обеспечения, портов-убежищ и медицинской эвакуации.
Тренировка аварийно-спасательных работ в арктических условиях. Фото: Морспасслужба / Главное управление МЧС России по Мурманской области
«Это нетривиальная задача, особенно учитывая глобальные тренды и потепление климата, изменения ледовой обстановки за последние десять лет. Но государство старается думать об этом, принимать верные решения на перспективу», – отмечает заместитель руководителя «Морспасслужбы».
По словам Науменко, сейчас в России создается современный аварийно-спасательный флот. Федеральная программа развития флота до 2030 года предполагает строительство 54 судов различного типа и класса: от малых портовых до многофункциональных морского и океанского классов.
К 2025 году планируется выход на службу порядка 16 судов. «Наши суда активно применяются в проектах нефтегазового сектора, в том числе в проектах, связанных со сложными работами по буксировке, технологическими процессами, связанными не только с нефтегазодобычей. В последние годы мы столкнулись со сложной ситуацией. Наши западные коллеги отказались от поставок, в том числе на иностранные верфи, ряда оборудования и технологий, причем, уже ранее оплаченных. Многие суда, которые строились в том числе и за границей, пришлось уже на стадии строительства переоснащать, перевооружать, перепроектировать. Сейчас мы медленно, но верно выходим из этой ситуации, используя, может быть, старые, но практичные технологические решения», – рассказал Александр Науменко.
«Морспасслужба» в мирных целях активно применяет беспилотные летательные средства для идентификации ледовых угроз, мониторинга движения айсбергов, отслеживания разливов нефтепродуктов, моделируя траектории движения для локализации потенциального ущерба. Сейчас спасатели максимально используют в этих целях отечественное программное обеспечение, разрабатывают новые решения, основываясь на накопленном в Российской Федерации опыте и перенимая наработки других стран. «Морская спасательная служба» активно работает с крупными нефтегазовыми компаниями, помогая в реализации геологоразведочных, добывающих и транспортных проектов в арктических акваториях.
По словам выступившего на конференции главного технолога ПАО «Газпром» Павла Утямишева, успешная реализация задач и целей аварийно-спасательного обеспечения морских месторождений возможна при условии применения современной техники и технологий, максимального учета природно-климатических условий и особенностей каждого нефтегазового месторождения.
Фото: Морспасслужба
Компания также из-за санкций столкнулась с рядом ограничений в области безопасной эксплуатации морских сооружений. Сейчас среди главных направлений разработки техники и технологий, направленных на решение задач импортозамещения, оказалось создание спасательных авиационных гидротермокостюмов на замену зарубежным образцам. Еще одним направлением для разработок стало внедрение в производство закрытых огнезащитных спасательных шлюпок, а также разработка перспективных образцов техники для локализации и ликвидации разливов углеводородов и нефтепродуктов.
В компании разработана специальная система «Оберег», представляющая специальное компьютерное приложение, передающее на пульт диспетчера сигнал в случае падения человека за борт. Система в режиме реального времени позволяет отслеживать траекторию движения и местоположение упавшего в воду человека, что позволяет в значительной степени сократить время, затрачиваемое на спасательную операцию.
Еще одним направлением технологических разработок стало создание диспергента для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на шельфе. Компания проводит испытание разработанного диспергента на предмет возможности его использования для ликвидации разлива газового конденсата. Кроме того, за последнее время компания завершила разработку национального стандарта эвакуации и спасения персонала морских платформ, а также международного стандарта арктических операций покидания, эвакуации и спасения с морских сооружений.
Происходящие в мире значительные геополитические изменения негативно повлияли на доступность зарубежного высокотехнологичного оборудования и сервисных услуг, необходимых для реализации шельфовых проектов по добыче углеводородов в российской Арктике. Тем не менее, отечественные компании находят новые решения для обеспечения безопасной реализации морских операций в высоких широтах. Кризис вновь открыл возможности для развития российских технологий.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic