Морская среда Арктики требует изучения и защиты

Экология Северный морской путь
Мария Кутузова
13 Августа, 2021 | 05:45
Морская среда Арктики требует изучения и защиты
Фото: Willian Justen de Vasconcellos / Unsplash


Изучение и защита морской среды заявлены целью международной экспедиции «Арктика-2021», стартовавшей на днях в Мурманске. Ученые из пятнадцати стран на судне «Академик Трешников» посетят арктические архипелаги: Новая Земля, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа, где проведут исследования арктических акваторий и островов. Организатором экспедиции выступил российский Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт. Проект, направленный на изучение природной среды Арктики в условиях меняющегося климата, объединил усилия ААНИИ и Швейцарского полярного фонда, привлек представителей Зоологического института РАН, Академического института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова, Института морских и полярных исследований имени Альфреда-Вегенера и других научных организаций. Инициатором проведения научно-исследовательских работ в рамках экспедиции «Арктика-2021» стал Фредерик Паулсен, известный полярник, член попечительского совета Русского географического общества.

Ученые сосредоточатся на изучении акваторий и прибрежной части арктических островов Баренцева и Карского морей и моря Лаптевых, с помощью современного оборудования проведут комплексные исследований состояния природной среды в условиях меняющегося климата. Как отметили в ААНИИ, особенность экспедиции «Арктика – 2021» заключается в совмещении морских и береговых исследований. В открытом море ученые соберут информацию о распространении атлантической водной массы – одного из главных источников тепла в Арктике, а в береговой зоне – займутся изучением колебаний климата, уровня моря, предполагая реконструировать процесс оледенений Арктики на основе изучения береговых линий, озер и ледников на островах. 

«Нам удалось организовать этот масштабный международный проект, собрав большую команду ученых, работающих в разных сферах. Это очень важно, ведь командная работа и обмен опытом обычно приводят к прорывным научным результатам», – рассказал директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

По мнению ученых, нарастание океанского тепла, поступающего из умеренных широт, влияет на заметное сокращение зимней площади льда в Баренцевом море. В ходе экспедиции предполагаются глубоководные исследования поступающей из Северной Атлантики воды и ее влияния на гидрологический режим арктических морей с целью улучшения долгосрочного прогнозирования климатических изменений. Ученые возьмут для исследований образцы морской воды, планктона и бентоса, а в глубоководной части Арктического бассейна установят автономные станции, чтобы отслеживать состояние водных масс в динамике.


Гернет Николай_ngrt0200249 (1).jpg

Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


В рамках еще одной экспедиции этого года – «Хозяин Арктики», проведенной по инициативе Росприроднадзора, при поддержке АНО «Центр «Арктические инициативы» силами ученых Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН и сотрудников Международного экологического фонда «Чистые моря», ученые отобрали биологические пробы белых медведей во время экспедиции судна «Михаил Сомов» на Землю Франца Иосифа. На животных надели спутниковые ошейники, что позволит установить особенности миграции медведей, а также отследить возможное изменение их поведения в связи с изменением климата. Пробы проверят на органические токсиканты, тяжелые металлы и наличие заболеваний. 

Экспедиция прошла в два этапа. В ходе первого из них из аэропорта Тикси самолет L–410 вылетал на поиски белых медведей по десяти маршрутам. Второй этап экспедиции прошел на судне «Михаил Сомов», ученые достигли архипелага Земля Франца Иосифа, где надели спутниковые ошейники на белых медведей. По словам Ильи Мордвинцева, научного руководителя экспедиции, старшего научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, для ученых это первая такая экспедиция, когда используется судно, на котором есть вертолет, с помощью которого производится поиск и изучение распределения медведей в восточной части Земли Франца Иосифа. Ученые Института Северцова участвуют в проекте «Хозяин Арктики» последние два года. Задачи, которые они ставят перед собой, состоят в оценке численности и пространственном распределении животных, изучении состояния их здоровья и безопасности среды обитания.

«Фонд «Чистые моря», который я возглавляю, объединяет усилия ученых, политиков и бизнесменов для взаимодействия в борьбе за сохранение водной среды и биоразнообразия ее живых ресурсов. В составе большой экспедиции на судне «Михаил Сомов» члены проекта «Хозяин Арктики» дошли до архипелагов Новая земля и Земля Франца-Иосифа. Ученые поймали и обездвижили на время медведей, взяли биопробы и надели на самок спутниковые ошейники», – рассказывал об экспедиции генеральный директор Фонда «Чистые моря» Василий Богословский в рамках сессии недавнего форума Арктического совета, прошедшего в Москве.

Никитин Ярослав jnk000026.jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


По словам Дмитрия Глазова, ведущего инженера Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, изменения климата – это не просто факт, это также влияние человека на окружающую среду: это касается и сажи, и метана от промышленной деятельности в Арктической зоне, а также трансграничного переноса (то, что делается в других регионах, отражается и на состоянии Крайнего Севера).  

«Арктика освобождается ото льда, она дает доступ к своим ресурсам. Рыболовство уходит все дальше и дальше из Баренцева моря на восток, и все это связано с изменениями климата», – отметил ученый в ходе сессии, посвященной исследованиям морской среды.

Елена Жаркова, эксперт ЦУР 14 Курс 2030, наблюдатель на международных заседаниях КСДА и АНТКОМ, представитель Коалиции по сохранению Южного океана и Антарктики, отметила чрезмерную эксплуатацию ресурсов морской среды, а также климатические изменения, приводящие потеплению воды и в Арктике, и в Антарктике. 

«Если все будет идти, как сейчас, кислотность морской воды к 2050 году вырастет на 50%, погибнет огромное количество рифов, а пластика в океане будет больше, чем рыбы. Из-за изменения климата будет меняться и уровень воды. А поднятие океана на сантиметр – это порядка миллиона климатических беженцев», – подчеркнула эксперт.

Тем не менее, именно полярные регионы оказались наименее подвержены изменениям экосистем: Антарктика, по словам Жарковой, это сохранение порядка 90% «первозданности», Арктика – 70%. Однако ледовое покрытие исчезает на обоих полюсах. 

«И в Арктике, и в Антарктике есть циркумполярные течения, они взаимосвязаны. Они охлаждают воду во всех морях и океанах, они насыщают кислородом, питательными веществами, но если что-то произойдет с этим глобальным механизмом, страшно представить, что произойдет с нашей планетой», – отметила Жаркова.

По мнению эксперта, существует необходимость в развитии инструмента создания морских охраняемых районов, особо важных для сохранения экологических систем и биологических видов. 


Кузнецов Никита_niku2091060579.jpg

Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


О необходимости проведения научных исследований, производственного и экологического мониторинга, а также контроля влияния хозяйственной деятельности в арктических акваториях говорил Максим Кулинко, заместитель директора дирекции - директор департамента развития Северного морского пути Госкорпорации «Росатом». 

«Развитие крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ ведет к взрывному росту судоходства по СМП. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» целевым показателем к 2030 году объем перевозок был зафиксирован на уровне в 110 млн т. Напомню, рекордом всего Советского Союза являлось 6,5 млн т, который был достигнут в 1987 году. Понятно, что такой объем вывоза продукции будет ориентирован не только в западном направлении СМП, но и в восточном направлении, наиболее тяжелом в зимний период. Это потребует круглогодичного использования Северного морского пути. В этой связи вызовом является строительство дополнительно еще не менее 50 судов тяжелого ледового класса, которые круглогодично будут бороздить просторы СМП. В этой части необходимо соблюдение всех экологических требований, стандартов по высшим мировым практикам. На ежегодной и постоянной основе необходимо проведение экологического мониторинга по Северному морскому пути, а в случае выявления негативных тенденций необходима выработка и принятие соответствующих компенсирующих мероприятий. Хорошими инструментами могут стать спутниковые технологии, которые делали бы дистанционное зондирование. Это позволило бы проводить экологический мониторинг с точки зрения разливов нефти, их дрейфа – смещения пятен загрязнения с учетом гидрометеорологических условий», – отметил Кулинко.

По мнению Никиты Доброславского, директора программы «Арктический диалог» московской школы управления «Сколково», использование маршрута СМП в перевозках из Европы в Азию и обратно сможет помочь предотвратить часть выбросов. 

«Северный морской путь гораздо короче маршрута через Суэцкий канал, и только за счет этого у нас на 23% сокращаются выбросы парниковых газов. Если мы будем переводить суда на сжиженный природный газ, то эмиссия сократится на 38%, а если мы используем аммиак, водород, атом, то – на 100%. СПГ уже имеет практическое применение в судоходстве, что связано с технологиями. Но сегодня развивается и применение нового топлива – метанола. Осенью 2020 года у побережья Ямала заработал первый завод по производству метанола. СПГ, метанол и водород – так коротко выглядят планы России по переходу судов на экологичное топливо», – отметил Доброславский.

Никитин Ярослав_jnk02140002 (1).jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


По мнению Рустама Романенкова, заместителя генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы», сейчас у России есть особый шанс в качестве председателя Арктического совета в течение ближайших двух лет. 

«Важно договориться на международном уровне по вопросам межгосударственного взаимодействия, обсудить механизмы и инструменты реализации проектов в продвигаемых нашей страной социально-экономическом, экологическом и этнокультурном направлениях повестки развития региона», – считает эксперт.

В этой связи управление морскими ресурсами, сохранение и развитие арктических экосистем, оценка ущерба морским млекопитающим и методы борьбы с ним, устойчивое арктическое судоходство, создание охраняемых районов и развитие «зеленого судоходства» приобретают особое значение. Эксперты подчеркивают необходимость экологически безопасно осваивать Северный морской путь, обеспечивая его круглогодичную навигацию, развивать портовую инфраструктуру, а также вести мониторинг состояния затонувших и затопленных судов в Баренцевом и Карском морях.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике