По тундре на велосипеде? Вполне реально!

Туризм
Мария Владимирова
21 Октября, 2020 | 12:00
По тундре на велосипеде? Вполне реально!


По тундре на велосипеде? Вполне реально. Это уже неоднократно доказали постоянные участники велосипедных туров по ненецкому бездорожью.

Забегу вперёд и отвечу на вопрос тех, кто скажет: да что такого, все ездят на велосипедах, и в этом нет ничего удивительного! Безусловно, для России, где дороги соединяют между собой города и веси, в велоспорте нет ничего удивительного, сама не раз видела, как спортсмены группой едут по трассам. А вот в Ненецком округе, где нет дорог — это тот ещё экстрим. Здесь никого не удивишь катанием на лыжах или на снегоходах зимой. Это норма. А вот велосипеды – прямо экзотика.

Несмотря на существующие ограничения, велосипедистов-любителей в Ненецком округе, в частности в Нарьян-Маре, становится с каждым годом всё больше, однако городских дорог для поездок с пользой для здоровья (речь прежде всего идёт о спортивной нагрузке) не хватает – поездки по городу больше для души. Поэтому активисты и решили, что пора расширять горизонты, открывая новые маршруты, но не по асфальтированным дорогам, которые заканчиваются там, где заканчивается город, а по бездорожью. И километраж здесь, как оказалось, не имеет значения. Этим летом нарьянмарские велосипедисты-любители за раз по бескрайней тундре преодолевали по сто километров.

Среди постоянных участников велосипедных заездов – спортсменка, комсомолка и просто красавица Наталья Антропова. Признаётся, что любовь к велосипеду проснулась недавно, после того как двухколёсного железного коня ей преподнесли в подарок:

- Это было года четыре назад, когда мне на день рождения подарили хороший велосипед, - вспоминает девушка. – Тогда и захотелось крутить и крутить педали. Поездки на велосипеде для меня – огромное увлечение, я катаюсь исключительно в удовольствие. Начинаю поездки в июне, так как весна у нас на севере затяжная, долго сходит снег, потом сырость и грязь, поэтому июнь. В этом году я накатала минимум 500 км, не считаю, может, и больше. И если какие-то соревнования или велозаезды, то просто принимаю в них участие, не ради призов и побед, больше для души. Ведь поездки на велосипеде – это времяпровождение на свежем воздухе, это постоянная смена картинки. Велик – это свободное перемещение, куда захотела, туда и поехала. И в этом году мы с участниками велозаездов это доказали.

Первое объявление о том, что набирается группа желающих на своих велосипедах для поездки от Нарьян-Мара до посёлка Красное, разлетелось по соцсетям в начале августа. Я тоже засобиралась, так как питаю любовь к велосипедным поездкам и делаю это регулярно каждый летний день, однако, изучив маршрут, пришла к выводу: физически доехать до Красного будет непросто, ведь дорога предстоит сложная. Почти сорок километров по гравийной и песчаной дороге с комарами и мошкарой, кое-где необходимо подниматься в гору, да и место практически безлюдное, ехать предстоит посреди тундры, рядом нет ничего. От пункта А до пункта Б – только команда единомышленников. Поэтому для себя принято решение – не рисковать и остаться дома. Ну, или перенести поездку на другой раз, предварительно потренировавшись на пересечённой местности.

Однако более смелых и выносливых в эту поездку собралось около десяти человек. 8 августа, в День физкультурника, был дан первый старт многокилометровой поездке.

- Вообще я давно хотела прокатиться до Красного, чувствую, что сил для такого рывка хватит, велосипед тоже выдержит поездку, но не было компании, - рассказывает Наталья Антропова. – Всё-таки ехать далеко, более сорока км по безлюдной местности, а вдруг зверь какой выйдет, или ещё что-то произойдёт, а рядом нет никого. Поэтому, когда я увидела объявление, что организуется велозаезд, то, не раздумывая, согласилась принять в нём участие.

Организатором мероприятия выступила Ирина Новосёлова. По основному роду деятельности учитель физкультуры, по жизни – спортсмен и победитель. Об этом говорит и статус Ирины на страничке в соцсетях – «Я этого хочу. Значит, это будет».

- Мысль об организации велопробега пришла не сразу. Сначала просто каталась на велике с ребёнком, потом уже стала накатывать километры по городу. Когда я накатывала  40-50 км, поняла, что мне не хватает нагрузки от езды по городским дорогам. Поэтому было принято решение усложнить трассу, - рассказывает организатор велозаездов Ирина Новосёлова. – И сначала в Красное я поехала одна, но не доехала. Было сложно, немного не рассчитала силы, возможно, сработал психологический фактор. Да и одной поездка казалась скучной. Поэтому взяла перерыв на несколько недель. За это время скинула вес – пять килограммов, хотя у меня итак вес низкий, но всё равно. Я специально ходила в тренажёрный зал. К концу июля поняла, что готова, и к 8 августа я кинула клич.

Первый массовый заезд решили сделать только до посёлка Красное. Необходимо было понять, действительно ли маршрут будет посилен для участников. Ехали до конечного пункта с остановками. Их было три, для перекусов. Ехать было непросто: сухая дорога давала много пыли, плюс камни, которые всё время под колёса попадают. Всё это не давало возможности хоть чуть-чуть расслабиться, руль всегда приходилось держать с усилием, а внимание не рассеивать.

- Прежде чем отправиться в путь, я общалась с каждым потенциальным участником, - делится Ирина Новосёлова. – Важно, чтобы человек был физически подготовленным, я обязательно спрашивала: катался ли человек когда-либо по гравийной дороге, потому что кататься по гравийке и по асфальту — это две разные вещи. А также среди необходимых требований было наличие своего велосипеда и экипировки. Не все попали в число участников, около десяти человек получили по разным причинам отказ. Поэтому в первый раз компания у нас сложилась небольшая и, как оказалось, дружная. Пока ехали до Красного, все хорошо познакомились друг с другом. Помогали друг другу, потому что действительно было тяжело ехать. Одной девушке даже пришлось дать понюхать нашатырный спирт. Но все добрались, и никто не ныл, говоря, что было тяжело. Кстати, в Красном нас встретили очень хорошо. Даже провели квест, то есть мы ещё и с посёлком познакомились. Обратно в эту первую нашу поездку мы возвращались на автомобилях, как и было задумано.

Казалось бы – всё, цель достигнута. Но нет, после первой поездки участники уже сами стали просить организовать второй заезд, более сложный – увеличив маршрут поездки. Так как дорога до посёлка Красное в летнее время – это единственная наземная дорога в Ненецком округе, которая ведёт до какого-либо населённого пункта, а не просто в лес и глушь, то было принято решение двигаться до посёлка и обратно. Чтобы поездка для всех была комфортной, двигались одной группой с тремя остановками в каждую сторону. Условие для лидеров гонки – на каждом привале дожидаться тех, кто позади. При полном сборе – выдвижение вперёд.

Велосипедисты

В этот велозабег отправилось уже около пятнадцати человек, заразительный опыт предыдущего заезда не оставил равнодушными людей, которые питают любовь к данному виду спорта. Передвижение идёт налегке. Дополнительная нагрузка в виде рюкзаков – не для такого заезда. В целом поездка заняла восемь часов. Дорога оказалась лучше, чем в первый раз. Накануне прошедший дождик прибил трассу, правда, местами её немного разбили большегрузы. Но это для участников гонки оказалось дополнительным испытанием.

- На самом деле 100 километров было ехать легче, чем 40, - рассказывает велосипедист Наталья Антропова. Потому что себе задаёшь планку и не расслабляешься. И, кстати, дорога обратно казалась даже легче, чем вперёд. Потому что вперёд мы едем в горку, это незаметно, но это так и есть, а обратно – с горы. Так что соточка очень даже легко далась, а эмоции полученные – это вообще ни с чем не сравнится.

По максимуму откатав маршруты от Нарьян-Мара до Красного,  участники не успокоились и решили, что пора усложнять маршрут, засмотревшись на Пустозерск. "Я уже не планирована ничего организовывать, так как у меня в школе начался учебный год, но один из участников последнего заезда – Василий Кухарчук, который, кстати, теперь является одним из организаторов наших поездок", - уговорил меня устроить этот заезд, - говорит Ирина Новосёлова.

Для справки сообщу, что Пустозерск и Нарьян-Мар разделяет не только суша, но и вода. Пять километров водной поверхности от города до ближайшего села Тельвиска, и ещё одна водная преграда – на участке от деревни Устье до Пустозерска. И только между Тельвиской и Устьем – 17 километров суши. Но это не остановило участников заезда, и восемь человек отправились в восьмичасовой путь.

От Нарьян-Мара до Тельвиски вместе с велосипедами добирались на моторной лодке, едва не потеряв одно двухколёсное транспортное средство. Чуть не упало с лодки в воду. Но всё обошлось благополучно. Далее движение по бездорожью – песок, глина, лужи, а на одном участке и дополнительное препятствие: прошедшие коровы оставили на дороге огромные ямы… и не только их, что добавило веселья участникам поездки. Несмотря на все препятствия, велосипедисты добрались до места. В Пустозерске – первом городе на Русском Севере – для спортсменов провели экскурсию, сразу после – в обратный путь. 

В Пустозерске

В Пустозерске.


Хотя изначально эта поездка задумывалась с ночёвкой, но по некоторым причинам такой формат не состоялся. А идея поездки с кемпингом осталась. Её и решили реализовать, не откладывая в долгий ящик, тем более кто знает, когда первый снег выпадет.

Так родилось следующее мероприятие – велокемпинг. Мероприятие "два в одном" – и велозаезд, и ночёвка в палаточном лагере – оказалось заманчивым и привлекло уже около двадцати участников. Место проведения выбрали недалеко от города – в семи километрах от Нарьян-Мара на красивой лесной опушке. Там и разбили лагерь.

- Мы до места кемпинга из города добирались на велосипедах с большими рюкзаками, в которых были спальники, палатки, еда, кастрюли, сковородки и всё необходимое для похода, - продолжает рассказ Ирина Новосёлова. – А местность вокруг стала трассой, на которой провели гонку кросс-кантри — экстремальный заезд по пересечённой местности: кочкам, корням деревьев, болоту, пескам, лесу, грязи.

Для девушек трасса составила 9 километров, для мужчин – 15 километров. Как признаются участники, визуально трасса казалась очень лёгкой, на деле же вышла гораздо сложнее, чем, например, дорога до Красного. Так что получили новый опыт и новые эмоции. Чтобы прочувствовать всю атмосферу кемпинга, вечер отдали под развлекательные мероприятия. С конкурсами, костром и песнями под гитару, а потом – ночёвка в палатках.

- У нас был незабываемый кемпинг. С оборудованием — акустической системой и светом – нам помог Дворец культуры «Арктика», Молодёжный центр предоставил палатки и спальные мешки, генератор, то есть в этом мероприятии у нас уже появились партнёры, - рассказывает Ирина Новосёлова. – А ещё у нас был ведущий, который проводил различные конкурсы для участников праздника. Конечно же, вечером не обошлось без песен у костра. А утром у нас был фантастический завтрак по принципу «шведский стол». У нас девочки напекли оладьи и приготовили яичницу.

Повторить велокемпинг с гонкой кросс-кантри организаторы планируют в мае, как только сойдёт снег. Таким образом откроют велосипедный сезон. Но чтобы период межсезонья не был таким затяжным, ведь зима на севере длится по 7-8 месяцев, организаторы велосипедных заездов планируют пересесть уже на зимние велосипеды. Ближайший зимний заезд планируется в ноябре – и вновь до посёлка Красное, но уже с ночёвкой. Далее маршруты будут выстраиваться до других ближайших поселений, благо зимой в Ненецком округе дороги появляются, можно будет передвигаться по замёрзшей реке.

Так что возможно всё, как говорится, было бы желание. А оно у организаторов огромное. В планах получить грант на развитие велоспорта в Ненецком автономном округе и проведение новых мероприятий. Какими они будут? Вероятно — крутыми. Ведь, как оказалось, преград для велосипедистов не существует!

Велосипедисты


Автор: Мария Владимирова (Даник).

Фотографии Ирины Новосёловой.

 

далее в рубрике