POLAR 2025 в ААНИИ: для достижения целей в Арктике необходимы комплексный подход и слаженная работа государства, науки и бизнеса
В Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте состоялась III Международная конференция POLAR 2025

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Более 700 экспертов из разных стран приняли участие в III Международной конференции POLAR 2025 в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ), чтобы обсудить устойчивое развитие Арктики, климатические изменения и перспективы Северного морского пути. GoArctic писал о конференции, которая позиционируется как научно-деловая, и опубликовал серию видеоинтервью с организаторами и гостями POLAR 2025, включая директора ААНИИ Александра Макарова, директора экспортного департамента 712-го научно-исследовательского института Китайской государственной судостроительной корпорации Лю Минвэя, заместителя директора Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Вячеслава Кременецкого и других.
На III Международной конференции POLAR 2025 21 мая в приветственном обращении к её участникам помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев заявил, что для эффективного решения задач в Арктике необходимы комплексный подход и слаженная работа органов государственной власти, науки и бизнеса. А директор ААНИИ Александр Макаров, открывая обсуждения, отметил важность совместной работы на конференции для полярного сообщества, объединённого общими целями и идеями, и роль конференции как площадки международного научного сотрудничества.
На конференции POLAR 2025 присутствовали представители всех крупных ведомств и компаний, ведущих или курирующих деятельность в Арктике. Директор департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и экологии РФ Иван Кущ рассказал о стратегической ценности ресурсов Арктики и развитии 9 сформированных минерально-сырьевых центров по освоению 174 месторождений. Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков представил ключевые проекты своего ведомства: систему мониторинга вечной мерзлоты с 78 пунктами наблюдений, платформу «Северный полюс», дрейфующую в Арктике с экспедицией СП-42, строительство крупнейшего научно-исследовательского судна «Иван Фролов», ввод которого запланирован на 2028 год.
Генеральный директор «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко сообщил о рекордных ледокольных проводках по Северному морскому пути в 2024 году и о планах по увеличению грузопотока на СМП до 109 млн тонн к 2030 году. Для достижения этих показателей планируется масштабная модернизация портовой и железнодорожной инфраструктуры. В свою очередь технический директор компании «НГ-Энерго» Игорь Бутвина отметил, что развитие инфраструктуры в Арктике невозможно без увеличения энергообеспечения, и помочь этому может обустройство в высоких широтах энергокомплексов, составленных из готовых, построенных на заводе модулей.
Специалисты ААНИИ обратили особое внимание на важность высококачественного гидрометеорологического обеспечения для развития навигации в Арктике, и опровергли прогнозы о полном освобождении Арктики от морского льда в летние периоды уже в ближайшее время. По их словам, ледовая ситуация в северных морях остаётся непростой, к тому же отмечен новый природный феномен, который может оказывать влияние на судоходство: в осенний период моря стали замерзать очень быстро, буквально за три недели.
Директор Консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев подчеркнул, что Трансарктический транспортный коридор, включающий СМП, – это сложная система, включающая все виды транспорта, и сейчас отмечается необходимость в строительстве портового ледового флота и буксиров, а также – грузовых судов высокого ледового класса.
Директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Владимир Катцов рассказал, что Арктика – регион, который сам является фактором изменения климата в других частях планеты, и анализ климатических трансформаций в Арктике требует комплексного и междисциплинарного подхода.
По мнению эксперта, работающего на Аляске, – профессора, руководителя лаборатории вечной мерзлоты Геофизического института Университета Аляски (Фэрбенкс, США) Владимира Романовского, – результаты более чем 30-летних наблюдений за вечной мерзлотой в российской Арктике и Субарктике свидетельствуют о существенном прогревании мерзлоты, ее деградации и проседании до 5 см в год в особо критичных местах. Учёный отметил важность создания Государственной системы фонового мониторинга состояния мерзлоты. Согласно данным компании «Газпромнефть – Заполярье», 23% отказов технических систем и 29% потерь добычи углеводородов в криолитозоне связаны с деградацией вечной мерзлоты и ростом температур. Компания несёт дополнительные расходы на термостабилизацию грунтов, геотехнический мониторинг и использование морозостойких материалов, что удорожает проекты. Ситуацию усложняют отсутствие развитой инфраструктуры, недостаток подрядчиков и сложные геологические условия. Для решения этих задач создан Центр компетенций по обустройству объектов в криолитозоне.
Руководитель Группы по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития компании Kept Владимир Лукин заявил, что страховые выплаты, связанные с природными катастрофами и климатическими изменениями, в 2024 году составили 179 миллиардов долларов, но только 10% средств выделяется на адаптацию к природным трансформациям.
Дискуссию продолжили специалисты в области арктического судостроения. В числе главных отраслевых проблем были озвучены недостаток мощных судовых двигателей, современных материалов, включая новые типы арктической стали, цифровых технологий и профессиональных кадров.
На площадке конференции представители конструкторского бюро ОСК «Алмаз» и Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН подписали соглашение о совместной работе над созданием новых научно-исследовательских судов.
Эксперты на POLAR 2025 акцентировали внимание на необходимость экологического мониторинга и внедрения мер по минимизации антропогенного воздействия на арктические экосистемы, особенно с учётом планов по освоению территорий и росту объёмов грузоперевозок в акваториях.