Сейчас в Архангельске

04:05 11 ˚С Погода
18+

Полёты над Арктикой: первые неудачи и достижения

Воздушный шар Соломона Августа Андре, лётчик Ян Нагурский, гидроплан и дирижабль Амундсена, АНТ-25 и Валерий Чкалов

Герои Арктики Руаль Амундсен Исследование Арктики Арктическая авиация Экспедиция Андре Ян Нагурский Валерий Чкалов
Денис Ивановский
5 сентября, 2024, 14:23

Полёты над Арктикой: первые неудачи и достижения

Дирижабль «Норге». Фото: Национальная библиотека Норвегии


В Арктику на воздушном шаре

Северный полюс вплоть до начала 20-го века оставался нетронутой частью планеты. Путешественники разных стран пытались первыми покорить его, используя различные средства передвижения – от кораблей до саней. Соломон Август Андре, шведский инженер и воздухоплаватель, в конце 19-го века предложил пересечь Арктику на воздушном шаре, тем самым впервые попытаться покорить Заполярье по воздуху.

Андре считал, что воздушный шар даст возможность избежать опасностей, с которыми сталкивались наземные экспедиции. По плану воздушное судно должно было двигаться под воздействием постоянных ветров, которые принесли бы его к Северному полюсу, а затем к России или Канаде. Для экспедиции был построен специально сконструированный водородный аэростат «Орёл».

Полёт начался 11 июля 1897 года с архипелага Шпицберген. Сначала всё шло по плану: шар успешно поднялся в воздух, и команда отправилась в путь. В течение трёх дней «Орёл» пролетел 475 километров на северо-восток от места старта. Вскоре полёт окончательно вышел из-под контроля, и экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на ледяное поле в северной части Баренцева моря.

После посадки команда оказалась на дрейфующем льду, вдали от населённых пунктов и без возможности вернуться назад. Последняя запись в дневнике Андре была сделана 8 октября 1897 года. Лишь спустя 33 года норвежская экспедиция обнаружила останки Андре и его команды на острове Белый архипелага Шпицберген, рядом с их последним лагерем.

Трагическая история покорения Заполярья по воздуху навсегда вошла в историю исследования Арктики. Стало понятно, что для таких северных полётов требуется куда более серьёзное оборудование и подготовка.



Потерпевший крушение аэростат «Орёл»


Первый арктический полёт

В 1912 году российский исследователь Владимир Русанов отправился в арктическую экспедицию на судне «Геркулес», но она закончилась трагически: корабль исчез, и его экипаж был объявлен пропавшим без вести.

Для поиска Русанова и его команды было решено использовать авиацию – на тот момент новый, но перспективный способ исследования труднодоступных регионов. Именно тогда российские власти обратились к молодому лётчику Яну Нагурскому, который уже зарекомендовал себя как талантливый и смелый пилот. Для выполнения миссии был выбран французский гидроплан «Фарман» MF-11 – двухместный самолёт с открытой кабиной, специально модифицированный для полётов над водной поверхностью в сложных климатических условиях.

Полёт Нагурского состоялся 21 августа 1914 года. В тот день он поднялся в воздух с вод Архангельского залива и направился на север, исследуя побережье Новой Земли.

За несколько вылетов Ян Нагурский пролетел более тысячи километров и провёл воздушную разведку в зоне, где предположительно мог находиться «Геркулес». Гидроплан пересёк 76-ю параллель, что стало выдающимся достижением для тех лет. Общая продолжительность полётов составила 10 часов.

Несмотря на все усилия, следов пропавшей экспедиции Русанова обнаружено не было. Тем не менее, полёты Яна Нагурского подтвердили возможность использования авиации для поисково-спасательных операций в Арктике.

 


Гидросамолет Яна Нагурского в бухте Крестовая губа на Новой Земле


Покорение Северного полюса

Большой вклад в развитие арктической авиации внёс норвежский путешественник Руаль Амундсен. После успешного покорения Северо-Западного прохода в 1906-ом и Южного полюса в 1911-ом он сосредоточил свои усилия на исследовании Северного Ледовитого океана и достижении Северного полюса.

В 1925 году Амундсен с командой совершил свой первый экспедиционный полёт в Арктику на гидроплане, однако из-за технических проблем и конфликта в команде достичь Северного полюса не удалось.



Руаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum / CC BY 2.0


Спустя год стартовала вторая воздушная экспедиция Амундсена с целью достижения Северного полюса. Для этой миссии был выбран дирижабль «Норге» длинной 106 метров, оснащённый двигателями внутреннего сгорания и способный поднимать в воздух до 19 тонн груза.

11 мая 1926 года дирижабль отбыл с архипелага Шпицберген. Команда на борту «Норге» состояла из 16 человек, представляющих Норвегию, Италию и США.

12 мая команда Амундсена достигла Северного полюса. Это событие стало первым задокументированным достижением 90-й параллели по воздуху. После этого «Норге» продолжил свой путь на юг, пересёк Северный Ледовитый океан и приземлился на Аляске 14 мая 1926 года. Общая продолжительность экспедиции составила 171 час, из которых 72 часа – в беспосадочном режиме.

Экспедиция укрепила статус Руаля Амундсена как одного из великих исследователей полярных регионов. Кроме того, этот полёт доказал, что дирижабли могут успешно использоваться для длительных экспедиций.

 


Дирижабль N‑1 «Норвегия»


Рассвет арктической авиации

В последующие годы интерес к полётам над Арктикой только возрастал. К 1930-м больших успехов в арктических исследованиях достигла советская авиация.

В 1937 году советский лётчик Валерий Чкалов готовился совершить первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США. Для этой миссии был разработан и построен специальный самолёт – АНТ-25, спроектированный конструктором Андреем Туполевым. Годом ранее Чкалов уже вошёл в историю авиации как лётчик, совершивший первый беспосадочный полёт из Москвы на Дальний Восток.

18 июня 1937 года экипаж вылетел из Москвы. Спустя 63 часа непрерывного полёта АНТ-25 благополучно приземлился на военно-воздушной базе Ванкувера в штате Вашингтон, США. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке.



В.П.Чкалов и экипаж АНТ-25 после посадки в Северной Америке


Экспедиция Чкалова продемонстрировала возможности советской авиации на международной арене, совершив сложнейший перелёт, о котором ещё недавно можно было только мечтать. Кроме того, в дальнейшем этот полярный маршрут стал использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, правда так и не став популярным из-за крайне сложных условий.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике