Проблемы логистики и внимание центра: музеи Арктики хотят объединиться

Культура и искусство
Виктория Бабаева
10 Сентября, 2020 | 05:55
Проблемы логистики и внимание центра: музеи Арктики хотят объединиться
Фото: Музей Арктики и Антарктики

 

На территории Арктической зоны России работают десятки музеев. Но несмотря на готовность бизнеса и властей страны вкладываться в новые добывающие и транспортные проекты, сфера культуры остается без внимания, считают представители региональных музеев.

«В стратегии развития Арктики до 2035 года слово культура даже не упоминается», — рассказала директор музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге Мария Дукальская, и, по ее словам, это большая проблема.

Музеи Арктики сегодня работают разрозненно, каждый ведет свою работу, и единого видения развития музейного дела нет.

С какими сложностями приходится сталкиваться сотрудникам музеев Арктики, что необходимо для популяризации музейного дела в северных регионах – эти и другие вопросы обсудили участники заседания дискуссионного клуба Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики «Музеи Арктики: единый взгляд на прошлое и будущее».

 

Государственный Северный морской музей, г. Архангельск. Фото: gidavia.com

 

Неохватная история

Необходимость в создании единого музейного пространства в Арктике существует, так как северные регионы от Кольского полуострова до Чукотки имеют общую историю, а также объединены общей стратегией развития. Но этому препятствуют множество факторов, и, как и в других сферах, одной из основных проблем на пути к объединению арктических музеев является неразвитость транспортной инфраструктуры. Это не позволяет музеям из разных регионов проводить совместные выставки и делиться друг с другом ценными экспонатами.

«Перевоз выставки порой сложен даже в масштабах одного региона. Северный морской музей как-то раз перевозил домик полярника, который реконструирован в Архангельске, в город Вельск. Этот город находится в 500 км от областного центра, и даже в этом случае сил на перевозку было затрачено очень много», — рассказал заведующий научным отделом Северного морского музея в Архангельске Иван Катышев.

Директор МБУ «Тиксинский музей изобразительного искусства и культуры Арктики» Андрей Шумилов подтвердил, что неразвитость транспортной инфраструктуры является одним из ключевых препятствий для объединения музеев и проведения выставок в нескольких регионах.

«Наш регион – Якутия – занимает 20% от территории страны. До столицы республики от нас (Тикси – прим. ред.) 2000 км. Причем доступно только авиасообщение, а водная навигация открыта лишь два месяца в году», — заявил Андрей Шумилов.

 

Тиксинский музей изобразительного искусства и культуры Арктики, г. Тикси. Фото: sakha-pechat.ru

 

Решить вопрос с перевозкой выставки возможно, но на это требуются существенные средства, и далеко не все музеи располагают такими деньгами. В целом вопрос недостатка финансирования музеев в Арктике является не менее, а, вероятно, и более важным, чем проблема транспортной инфраструктуры. И наиболее ощутимыми проблемы с финансовым обеспечением стали в период эпидемии коронавируса, когда музеи оказались закрыты и остались без посетителей.

 

В поисках интереса

На данный момент все арктические музеи подчиняются разным ведомствам и живут по разным правилам, что также является одной из причин, которая не позволяет создать общую музейную среду, считает директор музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге Мария Дукальская.

«Если бы был единый центр, который координировал все сферы в Арктике, и культуру в том числе, но мы оставались бы ведомственным музеем, ситуация складывалась бы иначе. Необходима единая система, как когда-то главное управление Севморпути, которое концентрировало в себе всё», — заявила она.

 

Российский государственный музей Арктики и Антарктики, г. Санкт-Петербург. Фото: сайт Музея Арктики и Антарктики

 

Но Иван Катышев отметил, что создание общего руководящего органа может грозить потерей индивидуальности региональных музеев.

«Централизация очень привлекательна для федеральных властей, но она крайне опасна для регионов. В многообразии каждого региона можно сделать уникальную палитру арктической культуры», — заявил в ходе заседания Иван Катышев.

Но он также подчеркнул, что музеям Арктики важно видеть со стороны государства «четкую поддержку», видеть, что правительство заинтересовано в Арктике.

«К примеру, мы, музеи, везем выставки в малые города области, а государство сокращает малокомплектные школы. Мы туда – они оттуда. Такого быть не должно», — считает эксперт.

 

Мурманский областной краеведческий музей, г. Мурманск. Фото: tonkosti.ru

 

Одним из способов заявить о себе, по мнению директора государственного областного автономного учреждения культуры «Мурманский областной краеведческий музей» Елены Химчук, может стать создание музейного объединения.

«Ничто не мешает нам на нашем музейном уровне объединиться в формальное или неформальное сообщество и работать хотя бы в онлайн-режиме. Мы могли бы создать свой арктический вектор и обмениваться материалами, создать систему, чтобы о нас узнали в других регионах. Надо брать инициативу в свои руки и заявлять о себе», — подчеркнула Елена Химчук.

 

Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова, г. Архангельск. Фото: сайт музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

«Если мы заявимся, это вызовет определенный интерес со стороны чиновников, но главное, чтобы этот интерес имел результат», — заявила заведующая Музеем художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова Ксения Мацегора.

Музеям Арктики необходима как финансовая помощь, так и понимание, что данная сфера требует более глубокого идейного развития.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике