Рассылка «ПОРА в Арктику! GoArctic!» – выпуск от 26 апреля 2025 года
Пора читать арктическую рассылку: лучшие материалы, опубликованные за прошедшую неделю на информационных ресурсах Проектного офиса развития Арктики

Фото: Штрик Вадим / GeoPhoto.ru
1. (Работа ПОРА и партнёров) Детям из приграничных регионов рассказали об Арктике
23 апреля 2025 года в Москве прошел день знакомства с Арктикой для школьников из приграничных Брянской и Курской областей. Мероприятие было организовано как часть гуманитарно-просветительского проекта Проектного офиса развития Арктики «Арктическая школа» совместно с МОО «Ассоциация полярников».
На площадке ПОРА состоялась лекция об Арктике, которую прочитала сенатор от Мурманской области Елена Дягилева. Ребята поучаствовали в тематическом квизе «Горячий Север». Также состоялась экскурсия в экспозиционно-просветительский комплекс Ассоциации полярников, которая проводит просветительские мероприятия по проекту «Встреча поколений». Ребята посетили музей Ю.А. Сенкевича, мемориальный кабинет А.Н. Чилингарова и фотовыставку «Высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция 2007 г.».
2. (Комментарии экспертов) Виктория Пестова — о создании в Архангельской области портовой инфраструктуры для Трансарктического транспортного коридора
В середине апреля 2025 года в Архангельске прошло высокоуровневое совещание по вопросам развития портовой инфраструктуры для обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора. Комментирует эксперт ПОРА, замминистра – начальник управления реализации арктических проектов Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова.
3. (Арктические дискуссии) Эксперты оценили качество «Чистого воздуха» в Арктике
18 апреля 2025 г. в Проектном офисе развития Арктики прошло заседание дискуссионного клуба «Результаты реализации мероприятий федерального проекта "Чистый воздух" в городах АЗРФ». Этот проект предполагает поэтапное снижение выбросов опасных загрязняющих веществ и включает в себя ряд направленных на эту цель мероприятий: от экологической модернизации промышленных предприятий, газификации частных домовладений до модернизации транспортной инфраструктуры. В Заполярье одной из крупнейших активностей федпроекта является Серная программа «Норникеля». Участники дискуссионного клуба поговорили о том, эффективна ли она и можно (и нужно) ли ее тиражировать.
4. (Арктическая география) Керецкий маяк на Белом море – и два маяка в североамериканской Арктике
Первый предостерегательный огонь Керецкого мыса в Белом море открыл освещение в 1914 году. Он представлял собой белую деревянную пирамиду с фонарём. В 70-е годы маяк был перестроен в виде 20-метровой ажурной башни. В таком виде он сохранился до наших дней – и таким его увидел путешественник и фотограф Мика Петров в одной из своих экспедиций, о которой он рассказал читателям GoArctic.
На портале опубликован и ещё один материал из серии об арктических маяках – на этот раз расположенных на Североамериканском континенте. Читайте про Маяк мыса Святого Ильи на Аляске и маяк на мысе Бад в Канаде.
5. (Люди Арктики) Неизвестные воспоминания о «президенте Новой Земли» Тыко Вылке, собранные писателем Юрием Казаковым
В 1973-м году у писателя Юрия Казакова в книге «Северный дневник» появился очерк «И родился я на Новой земле». Из этого очерка выросли сценарий фильма «Великий самоед» и повесть «Мальчик из снежной ямы», которая вскоре после смерти Казакова, почти завершённая, выйдет в «Новом мире». Герой этих текстов – Тыко Вылка, художник, сказитель, видный деятель, чьё имя переводится с ненецкого «оленёнок», а фамилия означает «житель тундры». Он родился на архипелаге Новая Земля, омываемом Северным Ледовитым океаном, в семье охотника.
Кто научил Вылку рисовать? Или он был самоучка? Чтобы разобраться, Казаков в очередной раз поехал в Архангельск, и убедился, что всё противоречиво и недостоверно. Определённо можно назвать того, кто обнаружил Вылку, заинтересовался им, вывел в свет, сделал знаменитым. Русский путешественник, арктический исследователь Владимир Русанов. Казаков словно бы перевоплотился в него и его глазами решил смотреть на своего героя.
Читайте первую и вторую части публикации.