Сейчас в Мурманске

21:11 0 ˚С Погода
18+

Самый северный порт России глазами автомобилистов

Путь по зимникам, замёрзшее топливо, гаишник из бурана и жареный омуль

Туризм Тикси
Алексей Егоров
7 сентября, 2023 | 16:48

Самый северный порт России глазами автомобилистов

На льду Моря Лаптевых. Фото из архива Д. Юрочкина


Поселок Тикси на берегу моря Лаптевых продолжает манить туристов со всего мира. GoArctic писал об автомобильной экспедиции 2016 года. Пять лет спустя ее ошибки учел барнаулец Дмитрий Юрочкин.

В экспедиции 2021 года помимо россиян приняли участие трое граждан Беларуси и один бельгиец. Всего восемь человек на двух внедорожниках Toyota Land Cruiser. Группе предстояло осилить 2208 километров пути, в том числе полторы тысячи – по зимникам. Интервью с руководителем экспедиции, профессиональным гидом Дмитрием Юрочкиным, использованное при написании этого материала, знакомит нас с новыми деталями жизни людей за полярным кругом.


Руководитель экспедиции Дмитрий Юрочкин. Фото из архива Д. Юрочкина


Якутск – Батагай

Село Тополиное примечательно тем, что здесь заканчивается асфальт и начинается зимник. В селе живут эвены-оленеводы, но мясо вопреки этому факту все равно в два раза дороже, чем на Чукотке. 

«Всё потому, – объясняет мой собеседник, – что на Чукотке есть список продуктов с дотацией от государства». Здесь и далее на маршруте в магазинах было много просрочки, что связано с особенностями северной логистики. Часть товаров идет до потребителя два года: в первый год их везут морем, второй – по реке.

На следующий день на участке зимника с опасными наледями группа остановилась на пригорке понаблюдать за движением грузовиков. 

«Две фуры прошли, – вспоминает Юрочкин, – а третья, хоть и неглубоко, но провалилась. Потом мы ее встретили в одной колонне с большегрузом, который вез в Батагай кабриолет «Лексус». Оказалось, что в поселке уже есть один суперкар, – «Шевроле Камаро», – и кто-то из местных приобрел «японца» ради возможности конкурировать. Где там, в принципе, можно ездить на таких тачках, мы не поняли».

15 марта у группы случился двойной праздник. Во-первых, они пересекли северный полярный круг. Во-вторых, у одного из участников экспедиции – день рождения. После трех ночевок в палатке при температуре минус 35 ребята заселились в гостиницу «Кисиляхи» в селе Томтор. Теплый номер с душем и туалетом на контрасте воспринимался как оазис среди заснеженной тундры. Эта и другие теплые ночевки группы были проявлением заботы местной администрации. К ней нужно было только своевременно обратиться.

В поселке Батагай, куда экспедиция прибыла на следующий день, находится самый крупный в мире термокарстовый провал. После его посещения ребята в сопровождении корреспондента газеты «Вести Верхоянья» и по совместительству блогера отправились в город Верхоянск в 70 километрах к западу от Батагая. Город считается неофициальным полюсом холода. 

Там же, в Верхоянске, искупались в проруби на реке Яна. Правда, в этот день полюс холода не оправдал своего названия – температура воздуха была всего минус 22. Из проруби качает воду местная водовозка, а чтобы прорубь не замерзала, поставлена палатка с печкой. В палатке дежурят две женщины. Тут же ловят рыбу и продают ее желающим. Участники экспедиции купили чира и соленую ряпушку. 



Рыбное изобилие. Фото из архива Д. Юрочкина


Батагай – Найба

18 марта, при съезде с реки Яна, появился первый указатель на Тикси. До него было 453 километра. 

«По дороге видели заброшенные рудные поселки, – вспоминает Юрочкин, – Северный и Кулар. Ближе к выезду на реку Омолой в одной из проток встретили местных на снегоходе, выпиливающих из наледи «Урал», провалившийся в ноябре, чуть дальше от него стоял трактор К-700 («кальмар») с такой же судьбой. На обратной дороге их уже не было».

В районе 18 часов экспедиция доехала до села Хайыр, где глава администрации заселил участников в местный клуб – теплый, уютный, но с туалетом на улице. Температура, между тем, ночью опустилась до минус 39. Утром, окрыленная словами главы о хорошей дороге в сторону моря Лаптевых, группа стала планировать ужин в ресторане «Тикси». Это, значит, за день ей предстояло осилить 320 километров. 

Первые 60 километров были хорошими, но начала поддувать небольшая поземка, и чем ближе экспедиция подъезжала к устью реки Омолой, тем чаще стали попадаться надувы. Скорость передвижения упала. «При приближении к морю Лаптевых, – продолжает свой рассказ Юрочкин, – видимость была 3-5 метров! Понимая, что в Тикси мы уже не попадем, осмотрели несколько заброшенных изб. Все они оказались непригодны для ночевки. Ближе к 8 вечера на пересечении нескольких заметенных колей поставили палатки, быстро поужинали на ветру и легли спать».

Днем 20 марта после разведки участники экспедиции продолжили движение. Цель – добраться до Найбы, ближайшего к Тикси села, до которого меньше ста километров. Однако движение по льду моря Лаптевых с огромными надувами снега было очень медленным. 

«Тропим, копаем, дергаем, натаптываем, объезжаем по визуально плотным участкам», – описывает будни этого дня мой собеседник. За 5 часов группа преодолела всего 13 километров.

А еще через час группа выехала на отлично прочищенный зимник. Объяснение этому простое – ветер дует неравномерно, непроходимые участки чередуются с отличной дорогой, а дорожники разных улусов не успевают одновременно выходить на точку стыковки зимника из-за огромных расстояний. К вечеру ребята добрались до Найбы, где их ждали сразу два подарка – теплая квартира в частном доме от администрации и северное сияние.



У самых «морских ворот». Фото из архива Д. Юрочкина


Найба – Тикси

От Найбы до Тикси около 125 километров. Менее чем за 80 километров до цели стало замерзать топливо в машинах. 

«В баках помимо ДТ «Арктика» была залита и «Зима», – объясняет Юрочкин. – Одну машину мы реанимировали, как следует продув топливную систему. Второй машине это не особо помогло, и она вскоре опять заглохла». При сильной метели ребята прицепили вторую машину к первой и продолжили движение. За восемь километров до цели экспедиция свернула в бухту Тикси, откуда по спутниковому телефону были вызваны булунские дорожники. 

На удивление дорожники приехали через полтора часа после звонка, что по местным меркам быстро. «Кальмар» пробил джипам дорогу, а на затяжном подъеме перед въездом в Тикси и вовсе взял машины на буксир. 

«И тут из бурана выходит гаишник, – почти как в анекдоте продолжает свое повествование Юрочкин, – и останавливает всех сразу. Договорились, что документы проверять не будет, бежать здесь некуда. Но он все-таки сопроводил нашу кавалькаду до здания администрации».

Несмотря на наличие заброшенных домов, Тикси произвел на путешественников благоприятное впечатление. В поселке можно и новинки кино на большом экране посмотреть, и сувениров прикупить, и отведать свежей выпечки. Цены, конечно, кусаются, но все же они существенно ниже чукотских. Почти полным составом группа посетила музей Усть-Ленского заповедника, руководимого Александром Гуковым. В экспозиции – различные окаменелости, шерсть и бивень мамонта, фотографии и личные вещи первых поселенцев… 

За вечерним ужином, украшением которого был жареный омуль с картошкой, участники экспедиции разложили на столе карту. 

«Пришло понимание того, какой же все-таки грандиозный путь мы проделали», – резюмирует Юрочкин. Пожив в Тикси пару дней, трое участников экспедиции улетели домой на самолете. Еще пятеро, пока погода позволяла, продолжили путешествие по морю Лаптевых, но в обратном направлении. Их приключения – это уже совсем другая история.



Море Лаптевых после ледохода. Фото: К. Уютнов


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

далее в рубрике