Сергей Ладыкин: «Интерес у ребят есть, если они занимаются тем, чем хотят»

Образование Культура и искусство
Иван Бобров
2 Октября, 2020 | 05:21
Сергей Ладыкин: «Интерес у ребят есть, если они занимаются тем, чем хотят»

Фото: группа мультстудии «Кубик» Вконтакте

 

Моя командировка в Ненецкий автономный округ продолжалась около трех месяцев. За это время случилось много знакомств, случайных и неслучайных, и, кажется, удалось все-таки ухватить то, что отличает человека северного уклада от обычного жителя России. Получилось это, опять же, абсолютно случайно – в поисках доказательств моего утверждения «Нарьян-Мар – культурная столица Арктики» нахожу удивительную историю о детской киностудии, руководитель которой ездит по отдаленным деревням и селам округа и оставляет за собой полноценную инфраструктуру для создания мультфильмов.

Сам я на тот момент только что вернулся из похожей поездки (включавшей в себя многочасовые переезды на маленькой моторной лодчонке) и понимал, что это серьезный труд, требующий серьезных финансовых, да и просто моральных усилий. Человеку, занимающимся подобным, я не мог не написать. И вот, договорившись о встрече, через неделю я подхожу к небольшому подвальчику в самом центре города. Рядом с дверью две вывески: синяя ЛДПР и желтая СР – отголосок непростой ситуации с жильем и офисными помещениями в регионе. Даже политическим соперникам приходится уживаться друг с другом – политика политикой, а всем приходится сосуществовать на этом острове – Нарьян-Маре, отделенном от Большой России отсутствием дорожного сообщения.

Захожу внутрь – здесь меня встречает герой статьи – Сергей Ладыкин. Студия представляет собой сочетание нескольких столов, различных декорации и следов подтопления и ремонта. Сергей извиняется – студия недавно переехала в ДК «Арктика», здесь же предложено было собраться скорее по привычке. После короткого знакомства спросил как раз про эту ситуацию.

 

Сергей Ладыкин: Вот, переехали во Дворец Культуры «Арктика», там предоставили нам кабинет, и мы с ребятами занимаемся при сотрудничестве с Дворцом Культуры. Директор предоставил нам помещение, и мы с ребятами занимаемся именно там. Почему так? Ну, есть несколько причин. Во-первых, сами видите – это подвал, во-вторых, слишком высокая арендная стоимость, ну и наконец, топят нас. Для здоровья детей нехорошо, да и занятия часто приходилось отменять. Я ребят обзваниваю, говорю: «Нас затопило, ну куда вы пойдете». Приходили некоторые мультстудийцы, а у нас тут ковролин лежит, ходим босиком. Есть видео забавные, где ребята с черпаками приходят студию спасать. Выносят ведра на улицу, выливают – потоп капитальный был. Да и вообще – невозможно звук писать, для озвучки мультфильмов, только работать начнешь – и вода пойдет по дому. А в ДК – хорошая профессиональная студия, нам разрешают ей пользоваться. Переехали вот сравнительно недавно.

 

Мультфильм на ненецком языке «Два медведя». Источник: ПОРА


– А вообще как давно этим проектом занимаетесь?

С.Л.: Ну, получается, с 15 мая 2018 года. Даже хотели 15 мая в честь этого события сделать Днем мультипликации НАО, отмечать как-то. Как раз получили тогда первый грант городской, появились средства для создания студии, с сентября начались уже занятия. Так что нет нам еще и двух лет. Но результаты уже есть: недавно приняли участие в проекте фонда Тимченко «Культурная мозаика», где участвуют города с населением до 50 тыс. человек. И мы прошли во второй тур там, для нас – серьезное достижение. С нами участвуют музеи и бюджетные заведения, со специалистами высокого класса, и мы тут же сидим – студия на три человека.

 

– Все еще впереди.

С.Л.: Ну да, планы у нас наполеоновские. Планируем подавать заявку дальше, организовать еще несколько студий в городе, в разных районах, при школах, чтобы ребята занимались факультативно. Для этого и кадры есть – в городе есть люди, которые неравнодушны к проекту, готовые учиться и посвящать проекту время. Да и на самом деле детям сейчас только показать – они дальше сами разберутся. В гаджетах они лучше преподавателей разбираются. Однако сейчас пандемия в процесс внесла свои коррективы.

 

«Ненецкий мультфильм» по стихотворениям Алексея Ильича Пичкова. Источник: ГБУК ЭКЦ НАО


– Я слышал, что с марта нет занятий. А онлайн ничего не проводили?

С.Л.: Нет у меня для этого еще опыта. Все же привычней с детьми, когда они прямо передо мной: тому дал задание, этих сгруппировал. Придет из буфета, булочку жует – говоришь ему, ну смотри, давай снимем, как у тебя булочка танцует. У нас, конечно, есть план занятий, но иногда дети приходят, и говорят: «Я вчера видела такую классную пони, я хочу эту пони оживить». Ну и понятно, что неохота им после такого мультфильм про осень делать, и ближайший месяц занимаемся оживлением пони. Ходит – уже хорошо. А интерес у ребят действительно есть, если они занимаются тем, чем хотят. Бывает, что занятия должны в 6 закончиться, а дети уходят в 8 вечера. А ребята потом начинают своих друзей, одноклассников подтягивать, целенаправленно приходят снимать мультик.

Был случай с Кириллом Кузнецовым, он сделал мультик про лесника. Понятно, что он очень простенький, мы не пытаемся сравниться с профессиональными мультстудиями. Со мной связывается коллега из Архангельска, говорит: «Не хочешь в конкурсе поучаствовать?». Отправили туда пару работ, а конкурс оказался международным, там принимали участие ребята из Латвии, Литвы. А Кирилл в своей номинации получил неожиданно диплом 3й степени. Его пригласили в Архангельск на награждение, но туда он не полетел – удовольствие недешевое. Они переслали диплом, подарки сюда, мы здесь его торжественно наградили, стал лауреатом международного мультипликационного конкурса. Я ему предложил собрать группу ребят и в свободном режиме мультипликацией заниматься. Вот, по выходным собираются, я им, конечно, помогаю, но в основном все делают сами, собирают локации из LEGO, человечки там ходят, какой-то пост-апокалиптичный сюжет с зомби. Зомби так зомби, почему бы и нет. Мне остается только монтаж и звук.

 

Мультфильм «Лесник». Источник: группа мульстудии «Кубик» Вконтакте

– А более младший возраст у вас есть? Или в основном занимаетесь со средними классами?

С.Л.: В поселке Искателей есть детский сад «Гнездышко», там вот мы тоже организовали мультстудию. Собрали ребят под руководством их преподавателя по ИЗО, раз в неделю занимались. Они в первый раз пришли – стали обсуждать, какой мультфильм будем снимать. В совместном обсуждении родился классный мультик про дракона, который напал на деревню и похитил принцессу. А принцесса говорит: «Хорошо, но подожди». И значит она заходит, берет чемодан, вытаскивает комод, шкаф. Дракон: «Зачем?» Принцесса: «Ну как, это мы с собой заберем в пещеру, как я там без туалетного столика буду?». Пока они разговаривали, бежал уже принц, спотыкаясь, по винтовой лестнице в башню, но потерял меч. Первое, что было, он схватил со стола – нарьянмарскую колбасу и давай ей воевать. Дракон откусил, попробовал, говорит: «Какая вкусная колбаса, наверное, самая лучшая в мире. Я столько скушал принцесс, но вкусней этой колбасы – ничего не ел еще». Заканчивается история на положительной ноте, а главное – дети сами придумали. Очень ответственно к процессу подошли: приезжали в студию с родителями, учили слова, озвучивали персонажей. Мультфильм снят, смонтирован и озвучен, планируем в ближайшее время делать общесадовскую премьеру.


– Звучит прекрасно, жду теперь приглашения на премьеру. Скажу пока, как о вас услышал: ездил по селам и деревням округа по работе, и люди рассказали о человеке, который организовывал мастер-классы, дарил домам культуры оборудования. Как у вас получилось на такой проект средства найти?

С.Л.: Мы выиграли президентский грант на создание 6 мультстудий в селах. Но что такое мульстудия в селе? Это в первую очередь сообщество ребят, неравнодушных к процессу. Наша задача – предоставить им возможности реализовать себя. Мы договариваемся с директорами ДК, проводим мастер-классы. Берем с собой LEGO, различные наборы робототехники, дронов, 3D ручки. Этого всего уже хватает, чтобы ребят завлечь. Они приходят – мы им в лоб раздаем задания: ты будешь рисовать, ты сценарий помогаешь делать, ты на озвучку идешь, а ты отвечаешь за титры. У детей сразу появляется интерес, понимание процесса. Оборудование назад уже не везем – оставляем под ответственность работников ДК. Таким образом грант и реализован был. Одна из удачных находок нашей студии – семейная мультипликация, когда дети приходят с родителями. Ведь если родители заинтересованы, то и дети втягиваются. Таким семьям мы и домой иногда отдаем мультстол, материалы, они и дома занимаются, лепят, монтируют.

 

Мультфильм «Нельмин нос», созданный в сельских мультстудиях. Источник: НАО 24


– А в чем видится будущее проекта?

С.Л.: Хочется, конечно, процесс поддерживать и дальше, тем более, это же огромных вложений не требует, нужны только расходники: пластилин, бумага, краски, конструктор. Но мультфильмы можно делать из чего угодно: спички, проволоки. Показываю ребятам, как анимировать самих себя, фотографировать и анимировать. Для тех, кто постарше – неограниченный простор фантазии, смешно получается, а главное – им действительно нравится, они на телефоны процесс снимают, в тикток, инстаграм выкладывают – лайки собирают.

Приглашали нас на мастер-класс мультипликаторов в Новосибирске, собрались мультипликаторы со всей страны. Опытные лекторы нам, чайникам, рассказывали, учили, показывали. Отсюда взяли идею мультпрописей. Как раньше мультики делали? Каждое движение покадрово нарисовано. У нас это все уже сделано, самая первая – у нас раскрывается розочка и к ней подлетает пчелка. Они у нас все пронумерованы, мы детям раздаем эти листочки, они их разукрашивают. Мы говорим, конечно, что розочка красная, стебелек зеленый, пчелка полосатая. Ну естественно, кто начал фиолетовым, кто розовым. Потом каждый приходит, кладет, нажимает клавишу – сохраняет свой кадр. Работа окончена, происходит магия, их рисунки оживают. Дети волнуются, узнают свой вклад. Кроме розочки есть прописи с ракетой, есть, где олень бежит, танк едет. Мы их используем для презентаций – ходим по школам и детсадам, потом дети приходят к нам в студию, спрашивают, как еще можно заниматься. Понятно, что большой отсев, люди приходят и уходят, однако вот последний год мультстудия прожила почти в полном комплекте – 70% ребят остаются. Вот этого и хочется пожелать себе, чтобы так все и оставалось, чтобы проект развивался.


***

Иван Бобров, специально для GoArctic

далее в рубрике