Тикси: один из самых северных поселков страны
Прошлое, настоящее и будущее
Мурал «Место встречи» в Тикси
Историческим стало лето текущего года для якутского поселка Тикси. Впервые за 50 лет в одной из самых северных точек планеты на здании Гидрографической базы появился новый мурал «Место встречи». Художественный объект становится своеобразным символом возвращения былой значимости «Северных ворот Якутии». Попутно в населенном пункте ведется активная работа по развитию городской среды. Об одной из главных «витрин Арктики», ее советском наследии и о том, как и чем сегодня живет Тикси, в авторском материале специально для GoArctic рассказывает экономгеограф, куратор внедрения Дизайн-кода в Тикси, автор телеграм-канала и подкаста «Арктические вайбы» Ирина Красноперова.
Самые северные «морские ворота»: история вопроса
На въезде в поселок Тикси стоит большая красивая (хотя и потрепанная ветрами и пургами) стела еще советского периода, на верхушке которой алеют два флага. Крупными буквами выложено: «Тикси – морские ворота Республики Саха (Якутия)». На самом деле Тикси скромничает, потому что поселок – важный центр, точка входа и освоения пространства не только для якутских территорий, но и для всей Российской Арктики.
Название «Тикси» памятно любому советскому человеку, но у молодого поколения поселок в лучшем случае вызывает ассоциации с сетевым супермаркетом. Уточнение, что Тикси – порт на море Лаптевых, окончательно сбивает таких собеседников с толку. Знакомство с Арктикой – дело небыстрое: многие более или менее наслышаны о Териберке, готовы ехать за апокалиптичными пейзажами в окрестности Воркуты, но вот Тикси вызывает много вопросов.
Мурал «Мы строим коммунизм» в Тикси
Герб Тикси, обращенный со стелы на въезде в поселок, изображает ледокол, рвущийся вперед сквозь льдины, и бегущий по сопкам северный олень. Чтобы представить, какой здесь была жизнь лет эдак семьдесят назад, понадобится богатое воображение. Тикси переживает не самые простые времена: после развала СССР поселок потерял 60% своего населения.
Этимология названия поселка отсылает нас к якутскому языку, в переводе с которого Тикси («тиксии») – место, где можно пристать к берегу. Считается, что такое название было дано членами арктической экспедиции Норденшёльда и Сибирякова на замену старому (бухта Горелая), сохранившегося на картах по описаниям исследователя Дмитрия Лаптева.
Точных данных, что было здесь до решения советской власти в 1933 году основать порт на будущем Севморпути в бухте Тикси, нет. Известно, что за год до этого в бухте высаживалась полярная экспедиция и передавала радиограмму со сводкой погоды – 12 августа 1932 г. принято считать датой образования местной гидрометеорологической службы.
Бухта Тикси для строительства морского порта была выбрана неслучайно – тихая и удобная гавань, у которой ключевая водная артерия Якутии – полноводная Лена – встречается с морем Лаптевых. Несколько месяцев навигации по открытой воде позволяли доставлять грузы, включая продукты и топливо через Тикси вверх по реке и далее в центральную часть республики. Кроме того, появление порта давало возможность организовать вывоз леса и полезных ископаемых «с материка» по морю.
Картосхема дельты Лены и расположение Тикси (источник: Яндекс-карты)
В 1934 году начинает действовать Тиксинский порт. Он, впрочем, полноценно станет функционировать лишь спустя четыре года, а до этого ведет перегрузку на рейде.
В 1939 году Тикси получает статус поселка, обретая со временем новые функции. В военные годы в Тикси организуют пункт формирования арктических конвоев, обеспечивающих безопасность проводки судов. После окончания войны здесь начинает формироваться военная база, переросшая впоследствии в самостоятельный военный городок. В конце 1950-х в поселке образовывают геокосмофизическую обсерваторию. А в 1960-е годы Тикси становится опорным пунктом по развитию полярной авиации. Такая многофункциональность стала причиной того, что Тикси – это не один, а целая группа поселков.
Советский мурал при въезде в военный городок (Тикси-3) «Слава авиаторам Арктики»
Тикси-раз, Тикси-два, Тикси-три
В аэропорту Тикси у вас тут же уточнят: «Вам куда?». Если вы не найдетесь, что ответить, вопрос конкретизируют: «Тикси-раз» или «Тикси-три»? Сейчас это две основные точки, куда направляются приезжающие в поселок.
Тикси-1 (или «Тикси-раз») – непосредственно поселок, где проживает гражданское население и расположена основная инфраструктура, морской порт. Обозначения по номерам есть на всех картах и, если, подготовившись заранее, вы все-таки выдадите пограничнику, что вам в «Тикси-один», то получите снисходительную улыбку с продолжением «ааа, так вы не местный» (они здесь говорят скороговоркой «тиксираз»).
Тикси-3 – это военный городок. Доехать до него от «Тикси-раз» можно на машине за 10 минут. Принципиальная разница между двумя половинками поселка в том, что его гражданская часть росла вокруг морского порта. Вся инфраструктура создавалась для моряков, работников порта и их семей. А военная примыкала к аэродрому и базе дальней авиации, строилась военными и ими же сейчас управляется.
Тикси-2 сейчас – это кладбище. Но название – тоже советское наследие: так раньше обозначали секретную воинскую часть, ныне не существующую.
Картосхема Тикси-1, Тикси-2, Тикси-3 (источник: Яндекс-карты)
Деликатесы раньше всех, прямые рейсы в Москву на выходные
Тикси был настоящей витриной Советской Арктики. Но витриной не для чужих глаз: поселок долгое время носил статус закрытого и его посещение вплоть до недавнего времени требовало оформления спецпропуска. Тикси свидетельствовал о триумфе советской власти в борьбе с холодом, арктической пустыней, служил одним из доказательств успеха освоения советского Крайнего Севера. Тикси был показательным арктическим поселком, где сытно и комфортно. Построенный бетонный заводик на берегу бухты позволил отстроить современные (по тем меркам) и комфортные трех-четырехэтажные дома взамен «деревяшек».
Ул. Ленинская, 25. В здании расположена Полярная геокосмофизическая обсерватория (фото из открытых источников)
В местных магазинах первыми появлялись деликатесы. Сложно представить, но в советские годы в Тикси даже самые редкие продукты выставлялись на полки гораздо раньше, чем в столичном Якутске. А на выходные жители могли слетать в Москву или Певек – были прямые рейсы.
Заколоченный советский продуктовый магазин в Тикси-1
Бурный расцвет поселка на Крайнем Севере в советское время запечатлен в большой коллекции муралов, которая, как ни странно, хорошо сохранилась. Ходишь по поселку и будто рассматриваешь срез аммонита. На высоких стенах от дома к дому переходят советские лозунги, символы, графические композиции. С одного на другое здание, кажется, в движении перемещаются силуэты людей из советского прошлого. Большая часть муралов появилась в поселке в 1970-х годах.
Муралы в Тикси
Распад Союза и последующий кризис дался Тикси, как и большинству арктических поселений, катастрофически сложно. Поселок, в советские годы служивший одним из главных пунктов внешней радиоразведки (здесь располагались структуры ГРУ особого назначения), в 1990-х пережил череду расформирований военных частей, перебои с северным завозом и, следовательно, с дефицитом продуктов и топлива.
Вместе с военными поселок покидали гражданские жители. Дефициты в условиях Крайнего Севера переживались тяжело, а отсутствие уверенности, что завтра «нас просто не забудут и не оставят здесь замерзать» стало причиной для отъезда многих жителей «на материк». Самое масштабное, вдвое, сокращение численности населения Тикси произошло как раз в 1990-е годы. Сегодня здесь проживает примерно 4,5 тыс. человек.
Чем сегодня живет поселок?
Ключевая функция Тикси остается неизменной – функционирование морского порта. Однако грузооборот у него крайне мал (около 30 тыс. тонн в год): проблема в невозможности принимать большие суда из-за малой глубины. В Тикси давно говорят о необходимости проведения модернизации портовых мощностей и дноуглубительных работ, что, безусловно, требует серьезного финансирования. Среди последних новостей – планы сразу по трем направлениям: реконструкция действующего порта в Тикси, создание нового глубоководного терминала в Найбе (с числом новых рабочих мест около 2,5 тыс.) и строительство пассажирского терминала в районе Неелово. В мае 2023 года порт Тикси стал международным и вошел в перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов.
Стела «Тиксинский морской торговый порт»
В последнее десятилетие поселок восстанавливает свою стратегическую функцию и наращивает военный контингент: прежде всего, развитие идет благодаря формированию арктической базы ПВО, которая позволит контролировать воздушное пространство над Севморпутем. Уже построено новое жилье по современным канонам быстровозводимого строительства на Севере (блочно-модульный городок).
Назвать Тикси крупным научным центром изучения Арктики пока сложно, хотя то и дело появляются инициативы по созданию здесь научно-исследовательского кластера. Тем не менее, из-за своего стратегического положения в пространстве и наличия аэропорта в поселке часто стартуют или завершаются разные научно-исследовательские экспедиции, например, Плавучий университет. Тиксинская обсерватория, основанная почти 100 лет назад, сейчас является важным элементом международной сети арктических обсерваторий.
«Полярка» – метеостанция, расположенная в нескольких километрах от поселка Тикси
Тикси – важный центр на Севморпути, но не только из-за морского порта. В поселке более 10 лет назад создан спасательный подцентр Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы, позволяющий вести координацию спасательных работ на восточном участке Севморпути. В общей сложности на всей протяженности Северного морского пути таких центров пять.
Где учился, там и пригодился
Для такой небольшой численности населения (менее 5 тыс. жителей) в Тикси много образовательных учреждений. В самом поселке (Тикси-1) есть средняя общеобразовательная школа и Арктическая гимназия, которая нынче на ремонте: проводится долгожданное утепление, обновление фасада и внутренних коммуникаций. Еще одна школа – в военном городке Тикси-3.
Ремонт Арктической гимназии
Что неожиданно, в Тикси есть учреждение среднего профессионального образования – Тиксинский многопрофильный лицей, отметивший, между прочим, пару лет назад 25-летний юбилей и имеющий филиалы в Верхоянском и Жиганском районах Якутии. Учат тут, в числе прочего, и на докера для работы в порту, и на оленевода.
Ветер 30 м/с и окно летней навигации
Если приехать в Тикси летом и случайно попасть на пару дней арктической жары, когда температура воздуха может подняться до +25°C, останется загадкой «и где эта ваша Арктика?». Но Тикси – это действительно Крайний Север, и не только в нормативном поле.
Находясь на побережье Северного Ледовитого океана, Тикси славится сумасшедшими ветрами. Из-за близости к морю морозы здесь не совсем якутские (зимой в среднем около –30°C), но ветер – по-настоящему арктический.
Воздушные потоки такой силы, что, попадая на улицу, когда «пуржит», можно буквально улететь в другой конец улицы – ветер сбивает с ног и тащит, пока не удастся за что-то зацепиться. Такая пурга становится причиной постоянных отмен и переносов авиарейсов: ведь летают в Тикси и обратно в Якутск по большей части АНы (АН-24, АН-26), способные подняться в небо при скорости ветра до 20 м/с.
Самолет готовится ко взлету по направлению к Тикси
Большие и тяжелые грузы доставляются в поселок по Лене в довольно узкое окно навигации – с конца мая, когда завершается ледоход по реке, и по начало сентября. Продукты, топливо, другие грузы появляются в Тикси именно так. Цены в поселке и так «северные» (вода 1,5 л – от 200 рублей, сок 2 л – 450 рублей), а если бы возили продукты самолетом, то подскочили бы еще раза в 2-3.
«Багажная повинность»
Но кое-что всё же возят самолетами. Багаж на каждого – 20 кг. Он включен в стоимость билета, даже если вы выбираете «без багажа». Перевес здесь запрещен и доплатить за него не удастся. При покупке билета в Тикси вы словно соглашаетесь на «багажную повинность» и вызванные ею своего рода социальные обязательства. В очереди на регистрацию на рейс к вам обязательно подойдут и попросят взять «вон ту сумочку» или «небольшую коробку»: это означает, что либо у человека перевес килограмм эдак на 10-15 (а коробочка вовсе не маленькая), либо нужно что-то кому-то в Тикси передать, а вы становитесь удобным курьером.
Пассажиры перед вылетом в Тикси
Мерцающий интернет и несуществующие гостиницы
С интернетом в восточной части Арктики непросто. В Тикси почти у всех работает спутниковый интернет, подключаются обычно у себя дома или на работе по вай-фаю. Мобильная связь ловит везде и хорошо, но вот мобильного интернета нет. Тикси планируют подключить к оптоволоконной линии связи через пару лет. Оптоволокно (ВОЛС) тянут от Мурманска по дну Северного ледовитого океана по проекту «Синергия Арктики», пытаясь подключить труднодоступные арктические районы. Спутниковый интернет медленный и дорогой, в целом работает весьма стабильно, однако всё же иногда отключается и поселок на время остается без связи.
При изучении инфраструктуры поселка в интернете то и дело попадается информация о гостиницах в Тикси. Есть даже сохранившаяся советская вывеска гостиницы «Моряк» в самом центре поселка, однако гостиниц, к каким мы привыкли «на материке», в Тикси не существует. В реальности для размещения предлагаются несколько сдаваемых в аренду квартир.
Особенности внешнего облика среды поселка
Тикси расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты (или, по-научному, вечномерзлых грунтов), а значит все капитальные строения здесь возведены на свайном фундаменте, который позволяет сохранять воздушную «подушку» – барьер, препятствующий проникновению тепла от человеческой деятельности и функционирования коммуникаций в слой мерзлоты.
Пример свайного фундамента у жилого здания в Тикси
Дополнительной сложностью при работе со средой Тикси являются природно-климатические особенности: упомянутая выше пурга, вьюга, ветер создают большие проблемы при ориентировании в пространстве – видимость снижается до нескольких метров. Поэтому рекомендуется создавать на зданиях цветовые акценты, а также увеличивать размер адресных аншлагов. В Тикси в этом году запланирована установка адресных аншлагов нестандартных размеров – 1,5 х 0,75 м.
В силу того, что поселок расположен за Полярным кругом, здесь наблюдаются полярная ночь и полярный день, что, безусловно, влияет на выбор элементов городского освещения.
Визуализация расположения адресного аншлага на здании по адресу ул. Морская, 46
В визуальном облике среды Тикси выделяется один элемент – погрузочные контейнеры. Местные жители привозят контейнеры к своим домам из морского порта и используют их как складские помещения. Чаще всего, в качестве вместительного холодильника для продуктов, завезенных в навигацию. Но несмотря на органичность и понятную необходимость использования контейнеров «на Северах», их установка – по сути, самозахват территории, решение которого путем компромисса не самая простая задача поселковой власти.
Первый мурал спустя полвека
Работа по преобразованию городской среды Тикси началась год назад: пилотное внедрение регламента курирует команда разработчиков Дизайн-кода арктических поселений..
В начале августа 2023 года в поселке прошел фестиваль современного искусства LETO YAKUTIA, ставший, вероятно, самым северным из когда-либо проводимых. Местом работы художника определили фасад здания Гидрографической базы (РОСАТОМ). Благодаря общим стараниям в заполярном поселке на берегу моря Лаптевых появился первый за последние 50 лет мурал под названием «Место встречи», дополнив обширную коллекцию, которая сохранилась в Тикси с 1970-х годов.
Все фотографии (без указания источника) сделаны автором (ноябрь 2022 и август 2023).
***
Ирина Красноперова, специально для GoArctic
Читайте также:
-
Городское сжатие в Арктике. Игнорирование и замалчивание. Залог успешного развития любой территории – это готовность людей связать с нею своё будущее
-
Сжатие пространства арктических городов: пугаться или работать? Ограничение роста населения северных районов страны считалось целесообразным уже в советское время