Туризм на севере: задорого или "только для своих"
Лучшие места для туризма заняты ведомственными турбазами, которые не пустят "чужаков".
Сбор грибов в осенней лесотундре — занятие продуктивное, но весьма утомительное. Мириады озёр, кочка на кочке... Устав преодолевать препятствия, я оставил все прелести тихой охоты семье, а сам направился к автостраде, чтобы отдохнуть в комфортном салоне.
— Минуточку! Разрешите спросить… — остановил меня запыхавшийся голос одинокого путника в лёгкой красной курточке.
Приезжий. Их сразу узнаешь, они редко «попадают в заполярный сезон». То с избытком оденутся, то с недостаточной защитой. Что он тут делает, шагая по обочине вдали от автобусных остановок? Я кивнул, прикрывая до поры пассажирскую дверь.
— Не подскажете, это турбаза «Мечта»? — указал он рукой в сторону красных шапочек среди лиственниц — группы нарядных домиков в тупике ответвления с дороги.
Кивнул второй раз, уже с сожалением. Понял, чём он интересуется.
Единичный романтик. Представитель недобитого ковидом, кризисами и санкциями бывшего среднего класса. Деньги для дальнего туризма есть, но небольшие. Не богач.
— Вы не знаете, там номер снять можно?
— Попробуйте, может, и получится, — пожал я плечами. — Сторож сразу скажет.
Не получится.
Столичный турист напрасно наматывает на ноги километры асфальтовой ленты, шагая мимо пустых турбаз. Никто его не пустит. Осторожно оглядываясь, сторож с неизменным минутным сомнением сообщит, что ни номера, ни домики посторонним не сдаются. Оплата на месте не предусмотрена, а рисковать в самодеятельности сторож пустой базы не будет. Одни нервы. Да и не сторож он вовсе. На предприятии числится слесарем какого-либо цеха или монтажником. Хорошая зарплата, иногда и премия за усердие в охране и содержании объекта.
Извини, турист, гиблое дело. Чёрная дыра. Сами страдаем.
Турбазы "только для своих"
Каждый год в начале сезона во всех СМИ заполярных и приполярных городов и крупных посёлков страны появляются сюжеты о том, как оставшемуся на месте аборигену можно провести короткое северное лето. Вот и этой весной, едва народу в Норильске стало поменьше, зазвучал традиционный вопрос: где именно можно провести время семейного, группового или индивидуального отдыха, если отпуск на материке по каким-то причинам не состоялся. Чтобы с пользой для здоровья, с накоплением знаний и впечатлений. Почему это важно? Потому что именно с этого и начинается любой заполярный туризм.
Раз за разом читая о грандиозных планах развития на территории туристического сектора, я опять решил оценить положение дел в области локальной услуги, обращая внимание на турбазы, расположившееся вдоль автострады Норильск-Талнах. К сожалению, ничего не изменилось. Норильские турбазы продолжают существовать в квази-советском алгоритме, застойном, который длится уже три десятка лет. Если во времена СССР, когда комбинату принадлежали даже школы и магазины, базами в лесотундре могли пользоваться все жители Норильска, то сейчас счастье пользования ими принадлежит лишь малочисленным работникам предприятий. Все турбазы ведомственные, наследственные. А вот наследования общедоступного сервиса не случилось. Мы, местные, давно к этому привыкли, глаза замылились, а извне проблема настоящим образом не поднимается.
На сегодняшний день международная сфера туруслуг чрезвычайно развилась. Фирмы, сервисные порталы и мобильные приложения к теме размещения клиентов подходят глобально, основательно, стараясь охватить весь мир, цифровая среда позволяет это сделать. Они давно отыскали далёкий Норильск, произвели мониторинг, включив имеющиеся на территории элементы инфраструктуры в мировую базу данных и учитывая не только городские гостиницы, но и турбазы, инерционно отводя им роль пансионатов или мини-гостиниц. Ну а что? Турбаза — туристическая база, так ведь, то есть, они для туристов. Результаты оформлены в стандартном алгоритме, когда под названием расположены столбцы: звёздность, тип, особенности, перечень дополнительных услуг, стоимость и так далее, всё это вы используете в подборе мест для отдыха. Надо сказать, что список турбаз впечатляет. Перечень кое-где настолько полон, что озвучить его по памяти сможет не каждый старожил. Вот только телефонов на подавляющем большинстве ресурсов вы не найдёте. Сайты, почта? Я вас умоляю… Нет и всего остального, столбцы пусты, мертвецки безжизненны. Что вызывает нервное недоумение у людей, интересующихся вопросом посещения Норильска.
Не знаю, часто ли попытки настырного самоустройства потенциальных иногородних клиентов оказываются успешными. С трудом найдя номера, я и сам позвонил в пару-тройку мест — нет ответа.
Базы есть, но их нет
А ведь интерес к Таймыру и Норильску год за годом растёт. Я постоянно занимаюсь популяризацией северов и хорошо вижу этот рост. Желающие пишут и звонят всё чаще и чаще. Растут и возможности доставки, рейсов у аэропортов в расписании всё больше. Однако заезжий турист вовсе не хочет — они так и говорят — жить в скучном городском отеле для командированных, он приезжает смотреть не на дымящие трубы заводов и сваи городской застройки, а на природу Заполярья, о которой так много слышал и читал у Санина. Он в поисках Настоящего Севера. Турист с материка, доселе никогда не бывавший выше линии Полярного круга, желает воочию увидеть знаменитый полярный день с розовым отсветом на скалах и лиственницах, почувствовать аромат лесотундры, увидеть её цвета, оценить кругозоры хараелахских гор и попасть вглубь плато Путорана. Им нужны виды из книг Лондона и Куваева, они у нас есть. И чтобы с каким-то минимально привычным удобством. Вы же не станете, желая познакомиться с природой Байкала, снимать гостиницу в Иркутске, ведь от него до легендарного памятника природы всего ничего... Нет, предпочтёте оказаться ближе к озеру, пусть даже и не в самом выигрышном месте. И что? В профильной биг-дате турист в красной курточке не найдёт привычных ему сервисов в графах норильских турбаз. «Скрипач не нужен, родной», как говорится в знаменитом фильме.
Это только кажется, что интернет-порталы ни в чём не виноваты, воспринимая слово «турбаза» адекватно времени: место организованного отдыха на коммерческой основе, где человек с любым кошельком может дистанционно забронировать номер. Они действительно не знают, что у нас этот сектор удивительным образом всё ещё квази-советский. В этой уникальной исторической заморозке очевидное становится невероятным: турбазы есть, но их нет. Работник Рудника-1 не сможет получить путёвку на турбазу Рудника-2. Простой горожанин не пристроится в обе. А уж заезжий турист…
Впрочем, на ресурсах появляются редкие отзывы, но это впечатления работников предприятий, а не гостей города. Отзывы туристов удручающе одинаковы: наведались с целью сфотографировать очаровательные озерца и домики, но были выметены с территории метлой с фразеологией: «Нельзя, промышленный объект!»... Серьёзно? Что это за «промышленность» такая размещена на обычной пригородной турбазе, какой продукт там выпускают? Мне иногда возражают, дескать, можно найти нужных людей, способных всё-таки позвонить куда надо. И что, прикажете отдыхать по системе памятного социалистического блата?
Но порталы и не хотят этого знать. Их интересует исключительно дорогой арктический туризм, рассчитанный на тугие кошельки. Почитайте сами многочисленные программы развития. Вот тут вам предложат круизный лайнер, здесь — дальние вертолётные заброски в шикарные домики близ бриллиантовых водопадов, штучный сухопутный спецтранспорт, скоростные разъездные катера, прокатные снегоходы на месте и непременное сопровождение опытными проводниками. Поэтому и прайс подобного туризма для избранных в радужных планах стыдливо не озвучивается. Сколько это может стоить, если один только круиз по Енисею выходит в полмиллиона? Посчитайте с фантазий все услуги сами и с тоской посмотрите на своё новенькое авто во дворе — его придётся продать.
Ведомственный отдых "как в СССР" и его альтернатива
В своё время Норильский горно-металлургический комбинат абсолютно правильно сделал, освободившись от балласта санатория «Заполярье» и прочих подобных объектов. Сфера услуг не может развиваться в условиях патронажа, вне конкурентной среды. Сервис начинает халтурить и наглеть, списывая свои недочёты на нехватку финансирования извне. Сегодня Норникель просто резервирует места для работников по договору в самых разных санаториях и отелях за балансом. И это идёт последним только на пользу. Бывший санаторий атомщиков «Знание», лишившись патронажа, переболел, оптимизировался и теперь вполне конкурентоспособен. Приятно радует ценами, можете убедиться сами. В то же время один из многочисленных санаториев Газпрома в Лазаревском — весьма унылое зрелище, где словно в «музее сервиса» собраны трижды высмеянные штампы: массаж левой рукой «на отвяжись», приснопамятные «злые тётки» и отсутствие современного бассейна.
Вряд ли вы знаете, сколько санаториев числится на балансе у железнодорожников. Восемнадцать, если официально. Из них четыре — в Большом Сочи, а ещё одно огромное здание санаторного комплекса в Уч-Дере уже никогда не будет достроено. И всё это хозяйство на дотации ощутимо давит на цену главной услуги — перевозки пассажиров. А нас удивляет непомерная дороговизна железнодорожных билетов.
Теперь давайте посмотрим, как это устроено в Красноярске, где тоже есть ведомственные санатории. Однако главная база сектора туристических услуг столицы края — именно мини-отели и пансионаты на природе. Все они частные. Содержанием сети турбаз для каждого цеха огромные промышленные предприятия, начиная с Красноярского алюминиевого, не озабочены, заключая договора на оздоровление либо обеспечивая персонал хорошей зарплатой. А уж человек сам решит, куда ему поехать отдохнуть... И это держит коммерцию в необходимом общему делу тонусе, вдруг важный оптовый заказчик не заключит новый договор при ненадлежащем качестве услуг?
Все пансионаты и базы, включая самые небольшие, имеют сайты. Можно зайти, увидеть актуальные цены, почитать отзывы не только от приезжих, но и от обычных горожан, то есть сервис общедоступен. В жестокой конкурентной среде объекты размещения вынуждены следить за качеством и оптимизироваться без излишне смелых ценников. Уже и подогреваемые бассейны начали появляться… Ситуация, в которой вам не удастся отыскать прелестное местечко по кошельку, -- для краевой столицы нонсенс. Можно отдохнуть совсем дёшево, однако есть и VIP-варианты. Зимой горожане приезжают покататься на лыжах и снегоходах, очень популярен Новый год на турбазе.
Очень важна такая традиция с культурой загородного отдыха. Ведь это ещё и об экологии, что не менее важно, чем привозной туризм. Отлучённые от турбаз норильчане первобытным образом занимают берега окрестных водоёмов, повсюду устраивая самодельные пикниковые места, жгут костры для шашлыка и рубят деревья на дрова. А где ещё? Никто не станет сооружать для «дикарей» бесхозные площадки с мангалами: без присмотра там всё будет растащено и разрушено. Тем более что все места с асфальтированным подъездом с трассы, с подведённым электричеством и водой, -- уже заняты наследственными турбазами, большую часть года простаивающими без нагрузки в режиме «сам не ам, и другим не дам».
Норильский тупик
В итоге имеем то, что имеем: огромная Норильская долина загажена по всей площади кострищами, бутылками и пластиком, а дно озёр усеяно битым стеклом, экология находится в ужасающем состоянии. Остановить разрушительный процесс можно только одним способом — вернув горожан на турбазы. Подарив эти места долгожданному массовому туристу. Ничего изобретать не придётся, всё давно придумано и отработано. Возникнет культура отдыха и цивилизованного поведения на природе, появится первичная база. А там уж и гостей можно встречать, не отвечая на ужасный вопрос: "Почему мы сидим на кочках в совершенно неприспособленном, неудобном месте, когда вокруг столько красивых домиков с яркими крышами?".
Предваряя вопрос "будет ли спрос на развитой гостиничный сервис у нас, за полярным кругом", отвечу: будет, чем мы хуже многих? И разве не этого хочет правительство и главы регионов? Давайте через Енисей заглянем к соседям в Новый Уренгой, до которого от Норильска всего 600 км по прямой. Приложение 2ГИС не покажет вам сети ведомственных турбаз, зато проявит целую дюжину гостиниц. Норильску же, имеющему в полтора раза большую численность населения, похвастаться нечем: всего три гостиницы, одна из которых очень дорогая. Не для красных курточек. Необходимо отметить, что на северах Западной Сибири условия для туризма гораздо лучше, чем за Енисеем. К Новому Уренгою протянута железная дорога — разрушена монополия авиаперевозчиков, есть сеть автодорог.
А вот в Восточной Сибири — Великая туристическая пустошь. На Таймыр можно добраться только самолётом или летом по реке. Сухогрузы круглогодично ходят на Мурманск и Архангельск, но пассажирские перевозки на треке, к огромному сожалению, отсутствуют, огромный потенциал арктического морского туризма пагубно заблокирован. Тем не менее, в проблеме перевозок есть подвижки. Перелёт Красноярск-Норильск всесезонно субсидирован, а пассажирские рейсы на теплоходах позволяют любому романтически добраться в порт Дудинка без круизов. Однако это не помогает массовому туризму, ведь по прибытии путешественник упирается в проблему расселения поближе к природе, а не к заводам.
Тупик. Пока что непробиваемый.
Транспорт "для своих"
Если же кому-то и посчастливится этот барьер пробить и поселиться с роскошным видом на отроги Путоран, то тут же возникнет второй — транспортный. Приехав по совету друзей к причалам на реке Норильской, откуда начинается водный путь на плато и где базируется весь флот Норило-Пясинской системы, человек в красной курточке увидит ряды белоснежных теплоходов класса «Заря» и среднеразмерных катеров-водомётов.
Догадайтесь с одной попытки, что ему ответят на просьбу за деньги доставить на озёра? Правильно: «Пассажиров не берём, это ведомственный транспорт».
Когда-то подобные суда всё лето доставляли желающих на турбазу «Центральная», что на озере Лама, в красивый двухэтажный домище из вековой лиственницы, построенный заключёнными Норильлага. Там даже пионерлагерь был. В более дикие и удалённые места и тогда было трудно добраться, но простейшее путешествие в Затерянный мир мог себе позволить каждый. А теперь выезд на озёра невообразимой красоты, в эти чудеса природы, суммарный водный запас которых числится вторым после Байкала, — роскошь даже для норильчан.
Тупик-тупик, можно сдаваться. Турбазы всю рабочую неделю пустуют, флот большую часть времени простаивает у бетонной стенки. Я вам больше скажу: по всем северам страны иррациональным образом существует огромная неучтённая сеть квази-туристической индустрии. Эти турбазы не государственные и не частные, они «князьковые». Они никому не приносят прибыли, не создают и не продают услугу. Они спрятаны от акционеров и любых контролёров. Часто, построенные мутным хозспособом, эти базы даже не стоят на балансе.
Серая зона с тупиками…
Туристский интерес
Мне очень хочется, чтобы вокруг северных городов появлялись маленькие частные гостиницы. Обратитесь к личному опыту путешествий, и вы сразу вспомните, что вокруг каждого города на материке есть частные турбазы и базы отдыха, пансионаты и санатории. В региональном центре — гостиницы, в окрестностях -- базы.
В своё время я тщетно пытался участвовать в двух территориальных программах развития туризма. Писал предложения, обосновывал, спорил, пока не понял, что инициаторы наивно больны глобализмом, им хочется многого и сразу: грандиозного гостиничного комплекса в Норильске или шикарного Дома охотника в три корпуса в глуши Боганидской тундры или на Подкаменной Тунгуске...
С программами вечно что-то не ладилось, и я решил разобраться с причиной, обратившись к здравому смыслу и личному опыту путешествий по миру. А заодно и поучиться у других: с чего они начинали? Докладываю: бесполезно уповать на красивые дорогие гостиницы и VIP-заимки в труднодоступной глуши. Даже если найти бешеные деньги на строительство, то сразу возникнет вопрос: кто будет покрывать убытки? Каков будет пассажиропоток? Как туда добираться? Потому что рядовой массовый турист на частном вертолёте «доллар/секунда» вдаль не полетит, а горожанам огромные комплексы не нужны. Турист поедет тогда, когда соцсети наполнятся отзывами успешно и относительно недорого отдохнувших, их впечатлениями и рекомендациями. Когда возникнет Репутация и понимание схем. Как известно, в первых рядах туристов идёт активная молодёжь и любознательные пенсионеры. Ни тех, ни других городские гостиницы не прельстят, им подавай мини-отели и гостевые домики на природе.
Кстати, все существующие туристические центры страны стали таковыми благодаря усилиям малого гостевого сервиса. Сочи стал общенародным курортом не благодаря санаториям или VIP-клиентам, а из-за массовой сдачи жилья тем людям, кто не смог добыть в ведомственном (я уже ненавижу это слово) профкоме путёвку. Крым прошёл тот же путь, да и на Байкале туризм начинался так же, со сдачи частных домов. И посмотрите, сколько отелей стоит по берегам сейчас — на любой вкус. Не нравится сравнение с южными курортами? Загляните в Финляндию и Норвегию.
После достижений социалистических времён тема туризма и загородного отдыха в Заполярье не развивалась, лишь хирела и уходила в сумрак. Отказавшись трансформироваться, якобы бесплатный сервис не смог стать ни хорошим, ни общедоступным. Непременно появлялся желающий сесть на это бесплатное и сделать его либо личным, либо формальным, халтурным, прячась в серой зоне. А ведь тема туризма должна быть выгодной. Предприниматель -- владелец гостиницы -- будет делать цену пониже, а доступность повыше. Начальник цеха, мечтающий о новой сословности, но не желающий платить налоги и нести издержки, -- не будет делать ничего.
Странная ситуация: очень нужная на Крайнем Севере форма отдыха создавалась для всеобщего блага, а теперь стала труднодоступной. Ладно, было время, и были его правила. Но что мы имеем с другой стороны, с коммерческой? Отвечаю: полный ноль. Многочисленные знакомые с материка всё чаще интересуются таким сервисом, и я всегда отвечаю уныло. Нет, братцы, не получится, не взлетит... Шаром покати. Да, на фотографиях домики есть, а вот местов, как говорится, нет. Кем-то занято, или пустота внутри. В самых выгодных, некогда специально выделенных на это дело местах. Бизнесу места нет.
О каких перспективах можно говорить, не имея в красивых программах простейшего базиса малого бизнеса? Туристической сектор региона в состоянии накормить лишь массовый турист, а не элитарный. Только он обеспечит коммерсантам доход, зарплату горничным и управляющим, водителям авто, вездеходов и катеров, управляющим и проводникам, поварам и мастерам по изготовлению сувенирной продукции...
Именно под такие начинания и нужно писать программы, предоставляя субсидии и хорошие участки с подъездными путями. А на упоминание термина VIP в конкурсных проектах следует наложить запрет. VIP-туристам вообще не нужны все эти программы развития. У них уже есть вертолёты «Робинсон», катера на воздушной подушке и фазенды на границах заповедников — всё схвачено.
...и интерес коммерческий
А теперь о слепоте миноритарных акционеров добывающих корпораций. Взгляните панорамно: что сейчас представляет собой любое ведомственное хозяйство турбаз, которые ещё относительно недавно принимали сотни тысяч советских людей? Шло время, менялись структуры предприятий и сама форма собственности, ушли в небытие некогда мощнейшие подразделения. Нужны ли они вам? Почему стоят пустые? Насколько рационально происходит использование притихших турбаз сегодня, не превратились ли они в личную вотчину местечковых князьков и директоров шлагбаумов, став объектами без всякой социальной значимости? Почему дорогущий речной флот простаивает на причалах?
Право частной собственности в стране есть — государственные предприятия стали акционерными, и турбаза тоже должна была уйти в бизнес, автоматически. Она должна приносить акционерам прибыли либо отделиться.
А само руководство предприятий, по объективным причинам не успевая за грудами производственных проблем, имеет ли реальное представление об ушедшем в сумерки хозяйстве? Может, стоит в рамках той самой Туристической Программы увидеть фактическую картину: провести ревизию, составить реестр. Согласовать с градообразующим предприятием, сколько и каких баз реально потребно ему. И начать работать в этом направлении: конкурс, тендер, передача под мини-отель. Работай нам на радость, дорогой предприниматель. Зарабатывай, плати налоги, создавай рабочие места.
Простейший сервис, логичные услуги, минимальный буфет. Кто-то и ресторанчик приспособит, эка невидаль. Зашёл человек в Букинг, выбрал, забронировал, приехал с семьёй. Представьте, какая красота!
Лучшие места пригородного отдыха должны быть доступны всем. Ещё раз: только так можно создать первичный рынок услуг. Лишь в таком случае появится конкуренция мелких транспортников с катерами, вездеходами и джипами, И делать это нужно, потому что большой туризм начинается не с глобальных проектов, а с малого.
Базис и надстройка. Сначала нужно создать базис, и никак иначе, начиная с маленького домика в пригороде. Кстати, с минимумом финансовых и организационных затрат. Давайте осознаем, что большое начинается с зоны доступности и сервиса для всех желающих. Давайте выйдем из тупика. Вот тогда у нас и появится настоящий заполярный туризм. Массовый, а не элитарный. То есть созидательный.
Автор: Вадим Денисов, Норильск, 2021 г.
Фотографии автора.