Сейчас в Мурманске

06:26 -7 ˚С Погода
18+

В Коми пока не будет «избинга» и арктических дорог: в Госсовете республики прошло заседание по госпрограммам, связанным с сельским хозяйством

Не выделено федеральное финансирование на развитие агротуризма и строительство дорог в Арктической зоне

Туризм Сельское хозяйство в Арктике Социально-экономическое развитие Республика Коми
Анна Щетинина
13 ноября, 2024, 19:27

В Коми пока не будет «избинга» и арктических дорог: в Госсовете республики прошло заседание по госпрограммам, связанным с сельским хозяйством

Усть-Цильма, Республика Коми. Фото: Геннадий Михеев / GeoPhoto


В Госсовете Республики Коми прошло рассмотрение реализации государственных программ «Развитие сельского хозяйства» и «Комплексное развитие сельских территорий». ИА «Комиинформ» в нескольких публикациях рассказало о заседании – здесь и здесь.

Как отметил в докладе и.о. министра сельского хозяйства республики Сергей Елдин, количество сельских жителей в Коми почти в три раза меньше городского: 160 000 и 561 000. При этом сохраняются тенденции как к сокращению населения в принципе, так и к сокращению сельского населения. За 4 последних года количество жителей республики уменьшилось на сто тысяч – с 820 473 до 720 610. Максимальное количество населения пришлось на конец советского периода – в 1989 году в Коми было 1 261 024 человека. Сейчас естественная убыль и миграционный отток оказывают равное влияние на сокращение жителей, а сельчане стремятся перебраться в города – повышая качество своей жизни, и процент городских жителей растет.

Ключевая задача, озвученная Сергеем Елдиным – увеличить количество людей, проживающих в сёлах, за счет улучшения сельской жизни. Такой посыл отражен и в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации.

Тем не менее, к примеру, при том, что развитие туризма – один из приоритетных видов деятельности для Минсельхоза Коми, в текущем году не предусмотрены средства на реализацию развития сельского туризма. Заявка от Коми по итогу конкурсного отбора была отклонена, и поступления средств из федерального бюджета в следующем году не ожидается.

А муниципалитеты, и так требующие финансовой помощи, сталкиваются с дополнительными трудностями на этапе вхождения в программу, предоставляющую финансовую помощь, так как это требует значительных для района расходов как на этапе создания документации для подачи на рассмотрение, так и для реализации, потому что муниципалитет должен вложить 10% собственных средств от стоимости проекта.

Так, по словам депутата Николая Братенкова: «Ижемский, Усть-Цилемский районы Коми и НАО ждали продолжение асфальтирования между Ижмой и п.Диюр. Этот пункт был включен в адресно-инвестиционную программу на 2025 год, но он исчез оттуда. Проект был создан давно и должен был быть исполнен в 2025 году. Но деньги в размере 2 млрд вдруг исчезли. Если будет дорога, то население из сел нижнего куста, а это почти половина населения Ижемского района, Усть-Цильма – это 10 тысяч населения – не будут уезжать. и население сельских территорий не будет уходить. Дороги необходимы для развития сёл».

На что начальник отдела по развитию сельских территорий Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Андрей Оплеснин ответил, что стоимость реконструкции этой дороги составляет около 2 млрд рублей (в период бюджетного цикла 2024-2026 года), и её поставили в очередь на финансирование на будущий период. В текущем году региональная дорога не была заявлена, так как были введены новые условия по привлечению внебюджетных источников финансирования в размере 10% от стоимости строительства объекта.

Андрей Оплеснин уточнил: «Республике для участия в госпрограмме необходимо привлечь 200 млн рублей. В настоящее время Минстрой Коми таких гарантийных писем нам не представил, в связи с этим дорога была исключена из адресной инвестпрограммы и не приняла участие в отборе на бюджетный цикл 2025-2027 гг. Что касается дороги на д.Вертеп, то в текущем году она заявлена, в предварительном распределении финансирования ее включили на 2026 год. Администрации Ижемского района теперь будет необходимо изыскать 19 млн рублей внебюджетных средств на софинансирование объекта – в части реконструкции дороги за 2 млрд рублей. Ее будут заявлять в 2025 году на отбор, если Минстрой РК предоставит соответствующие гарантийные письма. Без наличия полного пакета документов заявку Минсельхоз России рассматривать не будет.»

 

далее в рубрике