В первый безвизовый рейс на Шпицберген с туристами на борту отправилось научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов»
Эта инициатива треста «Арктикуголь» и компании «Морская практика» может положить начало регулярному пассажирскому сообщению

Скриншот видео – как отправился в рейс НИС «Профессор Молчанов». Источник: тг-канал «Новости Шпицбергена» / t.me/spitsbergen_misc
В первый за последние десять лет туристическо-экспедиционный безвизовый рейс из Мурманска в Баренцбург (архипелаг Шпицберген) 1 июня 2025 года отправилось научно-исследовательское судно (НИС) «Профессор Молчанов». Проект «туристической экспедиции» с участием «Профессора Молчанова» принадлежит тресту «Арктикуголь» и компании «Морская практика», и на борту НИС, кроме российских туристов, находятся учёные и сотрудники треста «Арктикуголь» с семьями, сообщает ИАА «ПортНьюс». Предполагается, что в будущем для туристических круизов на Шпицберген могут быть зафрахтованы и другие суда, и это положит начало регулярному пассажирскому сообщению между материковой частью России и архипелагом – GoArctic писал об этом.
Российским туристам для посещения архипелага Шпицберген, принадлежащего Норвегии, но имеющего российские рабочие поселения, не требуется виза, рассказал генеральный директор ФГУП «Государственный трест “Арктикуголь”» Ильдар Неверов. Сейчас между Мурманском и Шпицбергеном налажен преимущественно грузопоток. К примеру, в 2024 году на российскую часть архипелага из Мурманска было доставлено 452 тонны грузов, 50 контейнеров со снабжением и всего 46 пассажиров, а вывезено с архипелага на материк 50 тыс. тонн добытого на Шпицбергене угля и около 200 тонн различных отходов и вторичного сырья для переработки на территории России.
По словам Ильдара Неверова, на архипелаге вполне комфортная и обширная российская «часть»: в распоряжении треста «Арктикуголь» – собственная ТЭЦ, самая северная в мире угольная шахта, два портовых комплекса, два вертолёта, шесть судов, гостиничный фонд и пр.
По предварительному плану, в 2025 году «Профессор Молчанов» выполнит по маршруту Мурманск – Баренцбург – Мурманск всего два рейса, и уже 3 июля вернётся в Архангельск – порт приписки. Длительность одного тура – 12 дней. Второй тур пройдёт 13–25 июня. Морские переходы из Мурманска до архипелага и обратно займут шесть дней: три – туда, три – обратно; пребывание на Шпицбергене продлится пять дней. На борту «Молчанова» может находиться 40 пассажиров. Стоимость одного тура – от 570 тысяч рублей за место в каюте «Стандарт» до 950 тысяч рублей за место в «Люксе».
Рейс организован ФГУП «Государственный трест "Арктикуголь"» и экспедиционным центром «Морская практика» при поддержке правительства Мурманской области и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС) – владельца НИС «Профессор Молчанов».