Сейчас в Архангельске

12:16 -7 ˚С Погода
18+

Васильевский остров как эпицентр подготовки арктических кадров

Центр морских арктических компетенций был создан при ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова в 2018 году и с тех пор выпустил более 200 специалистов узкого профиля

Образование Северный морской путь Транспорт и логистика
Валентин Юшкевич
5 октября, 2020 | 09:03

Васильевский остров как эпицентр подготовки арктических кадров
Фото: ЦМАК

 

Центр морских арктических компетенций был создан при ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова в 2018 году и с тех пор выпустил более 200 специалистов узкого профиля. Настолько узкого, что их готовят только здесь, в Санкт-Петербурге, и больше нигде в мире.

Создание ЦМАК ГУМРФ – весьма удачный пример заблаговременной подготовки арктических кадров. Ведь моряков-атомщиков начали обучать управлению ледоколами проекта 22220 задолго до того, когда головная «Арктика» ушла на ходовые испытания. Прозорливость вуза, помноженная на прямую заинтересованность и помощь «Атомфлота».

«Центр открылся в 2018 году, и за эти два года пройден колоссальный путь по формированию команды инструкторов и материально-технической базы, а также накоплению опыта по подготовке моряков-ядерщиков. Мы горды, что у нас получился своеобразный замкнутый цикл, связанный с конкретным местом – Васильевским островом. Именно здесь (на «Балтийском заводе» – В.Ю.) был построен и недавно ушел в порт приписки ледокол «Арктика». Основу его команды составили выпускники Макаровки, и переподготовку для работы на атомном оборудовании они тоже проходили здесь. То есть один небольшой городской район обеспечил потребность всего атомного российского флота в кадрах», – отметил председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков в рамках специального пресс-тура на территории ЦМАК.   

IMG_1938.JPG    

 

На правах хозяина ректор ГУМРФ им. Адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников напомнил журналистам, что возглавляемый им вуз имеет на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области 10 объектов и кампусов, но с особой гордостью обратил внимание именно на ЦМАК.

По его мнению, работа Центра становится все более важной в связи с российскими планами кратно обновить и увеличить свой арктический флот. Речь идет не только о проекте 22220 (а всего на «Балтийском заводе» будет построено пять подобных ледоколов), но и о 15 новых судах типа танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» и еще 10 больших танкерах.

«Можно констатировать, что флот Российской Федерации на подъеме, а флоту нужны кадры. Значит, нужны и мы», – завершил свою вступительную речь Сергей Барышников и пригласил познакомиться с главной гордостью Центра – тренажерным комплексом по управлению реакторной установкой «РИТМ-200».

По словам начальника ЦМАК Юрия Гурьева, тренажерный комплекс (разработанный в Научно-исследовательском технологическом институте им. А.П. Александрова) представляет собой полную имитацию реального центрального поста управления (ЦПУ) и судовой ядерной энергетической установки ледоколов проекта 22220. Он позволяет пройти полный курс обучения и получить лицензию Ростехнадзора всем членам экипажа, допущенным к управлению атомным судном – капитану и его помощникам, механикам и электромеханикам, инженерам-операторам и инженерам по радиационной безопасности.


IMG_1992.JPG


Об интенсивности обучения говорит хотя бы тот факт, что если в реальной эксплуатации ледоколов ситуации со срабатыванием электронной защиты фиксируются не чаще 3-5 раз в год, то тренажер способен их создать для обучающихся по 30 раз в день. При том, что всего тренажер позволяет проиграть порядка 200 возможных аварийных ситуаций.

Журналистов, конечно, заинтересовала та, которая представляет наибольшую опасность. По оценке инструктора ЦМАК Сергея Гаврилова, имеющего более 30 лет опыта инженерной работы на атомных ледоколах, ею может стать течь первого контура в окружающее пространство, поскольку вода первого контура в небольшой степени, но радиоактивна.

«Для того чтобы этого избежать, и сидят эти ребята-операторы, действия которых должны привести к тому, чтобы привести энергетическую систему ледокола в безопасное состояние. То есть изолировать течь, а если не удается изолировать, то заглушить реактор, проводить какие-то ремонтные работы… Но на это время у нас есть другой реактор», – успокоил собравшихся инструктор.

Разрядить «радиационную обстановку» поспешил и ректор ГУМРФ Сергей Барышников:

«Атомный флот чистый без кавычек. Что касается радиационного фона, то, на самом деле, на ледоколе он меньше, чем в самом Петербурге, который стоит на большой гранитной плите. Надо понимать, что сейчас установки очень надежные. Просто иногда может срабатывать автоматика, и оператор не должен испугаться, а четко знать и выполнять действия применительно к конкретной ситуации. Как моряки, мы всегда держим себя ближе к опасности. Поэтому исходим из того, что нештатного может произойти и что мы должны сделать, чтобы этого не случилось».

IMG_1978.JPG  

 

Тем не менее, журналистам (особенно телевизионным) хотелось увидеть «экшн», но Сергей Гаврилов их почти разочаровал:

«Эксплуатация атомной техники не требует безумной скорости. Оператор должен быть всегда спокоен, держать себя в руках, и все процессы, которые здесь идут – они достаточно медленные. Например, срабатывает аварийная защита на реакторе – причем, не обязательно что-то сломалось, бывают и ложные отказы – так вот, система автоматики такая, что операторы в течение 10 минут ничего трогать не могут. И только после этой паузы начинают вмешиваться и приводить реактор в нормальное состояние».

Впрочем, в случае крайней необходимости, система предусматривает возможность прямого вмешательства человека для того, чтобы заглушить установку и привести ее в исходное безопасное состояние. Еще и поэтому общая учебная подготовка инженера-оператора занимает два года. При этом Сергей Барышников не без гордости напомнил, что за всю историю существования отечественного атомного гражданского флота на нем не произошло ни одной аварии, связанной с ядерными реакторами.

Сейчас практически все силы преподавательского состава брошены на подготовку и переподготовку экипажей ледоколов проекта 22220. Однако учебные возможности Центра намного шире. В его помещениях установлен еще один тренажер – дизель-электрического ледового танкера СПГ «Великий Новгород», принадлежащего «Совкомфлоту». Несложно догадаться, что он (как и тренажер «Арктики») является точной и подробной копией газовоза. И если учесть, что морская техника не стоит на месте, а переподготовка персонала проходит раз в пять лет, то Центр морских арктических компетенций на Васильевском острове будет гарантированно востребован. На долгие годы вперед.

 

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic
далее в рубрике