Сейчас в Архангельске

14:58 6 ˚С Погода
18+

Велопробег Нарьян-Мар – Усинск. Быстрее, чем предполагалось

«Никто не отреагировал на мои крики, и пришлось крутить педали дальше»

Коллекция GoArctic Нарьян-Мар НАО
Мария Владимирова
13 мая, 2024 | 13:10

Велопробег Нарьян-Мар – Усинск. Быстрее, чем предполагалось

Фото: «ВелоНАО»


Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в июле 2023 года, о трудностях и радости преодоления на велосипедах сложнейшего маршрута длиною в 400 километров по тундре, встречах, мыслях и приключениях по дороге.

Есть цель – не вижу препятствий. Именно так решили участники клуба «ВелоНАО» и отправились в свое первое путешествие из Нарьян-Мара в Усинск (Республика Коми). О преодолении четырёхсот километров на велосипедах, о приключениях в дороге, мыслях и невыдуманных историях рассказала руководитель клуба любителей велосипедного спорта «ВелоНАО» Ирина Новосёлова. 


Решение принято!

– Ира, куда ты собралась, ведь там «Камазы» ездят и не заметят тебя, или медведь нападет и съест на обед, именно так пугали меня близкие, когда я озвучила идею о поездке, – смеясь, рассказывает Ирина Новосёлова. – Отреагировали не очень, так сказать. А кто-то просто насторожено спрашивал: уверена ли я вообще в своих действиях, хочу ли я ехать четыреста км по тундре, ведь это небезопасно. Конечно же, всё обошлось, но порой было сложно. Лично я готова была вернуться домой на машине, проехав только четверть пути. 

Идея отправиться в путешествие на велосипедах из Нарьян-Мара до Усинска родилась у двух участников клуба «ВелоНАО». Дмитрий Бодров и Михаил Чипсанов в своей личной копилке имеют не одно длинное велосипедное путешествие. Например, в прошлом году Дмитрий катался в Сочи, а в этом году он и его единомышленники решили покорить сразу два региона: Ненецкий автономный округ и Республику Коми. К слову, для Дмитрия и Михаила эта поездка стала лишь частью большого велосипедного путешествия. 

– Команда, в принципе, определилась сразу же, как только я закинула опрос в беседе нашей группы «ВелоНАО», – рассказывает Ирина Новосёлова. – Желающие откликнулась быстро. Это люди, которые реально оценивают свои возможности, и поэтому каких-то недомолвок, мол, поеду – не поеду, – не было. Нас собралось четыре человека – я, Дмитрий Бодров, Михаил Чипсанов и Павел Михиенко, а вот пятый сразу же сказал, что мне интересно, но я готов поехать с вами в сопровождении на машине. И это правильно, потому что мысли были разные и страхи тоже, что может что-то непоправимое случится в дороге. Связь там очень редко бывает, а вдруг нужно будет быстро ехать ловить связь и вызывать службы, которые будут нам необходимы, плюс вокруг дикая природа с её обитателями. 


ВелоНАО 1.jpg


Решение принято. У велосипедистов началась подготовка. Во-первых – это тренировки. Катались в черте Нарьян-Мара, старались выжать по тридцать км за заезд. На физическую подготовку ушло несколько месяцев. Во-вторых – подготовка велосипедов и снаряжения, в том числе и техническое обслуживание, без этого никуда. 

– Велосипеды мы начали готовить ещё с весны, – продолжает рассказ Ирина. – Я заказала тросики, цепь и другие запчасти, которые могут понадобиться. Также я заказала всё необходимо и для себя, потому что длительное пребывание на велосипеде требует определённых специфических вещей на теле. Это и наколенники, и специальные футболки, которые будут отдавать влагу, и сохранять тепло. И, конечно же, велошорты без них просто никуда. 

Длительный заезд в условиях тундры, где на километры не встречается ни одного населённого пункта, обязывает и к тщательной подготовке инвентаря. Взять нужно всё – и в то же время не утяжелять себя и велосипеды. С собой у велосипедистов раскладные стол и стулья, палатки, спальные мешки, туристические коврики, шатёр, который спасёт в случае дождя. Всё оборудование было закуплено ещё в прошлом году на средства выигранного гранта от Росмолодёжи. На всякий случай у спортсменов с собой пугач – пистолет, который имитирует выстрел. Отдельное внимание к еде. Она у спортсменов, которые получают сильные нагрузки, должна быть особенной.

– Список продуктов в дорогу я составила заранее, то есть конкретно расписала, что мы будем есть на завтрак, на обед и на ужин, какие у нас будут перекусы на остановках. С собой была вода, мясо куры и шашлык, овощи, сосиски, греча, булгур, творог, сладости, чай. Все было рассчитано по количеству человек, чтобы не взять лишние, но в то же время, чтобы всем хватило. Рацион питания белково-углеводный, так как при интенсивных кардионагрузках важно правильно питаться, чтобы организм смог вытянуть в течение нескольких дней. Одно дело, когда у тебя интенсивная нагрузка, например, одни сутки, а другое дело, когда целую неделю крутить педали, – делится Ирина. – Без углеводов начинается углеводное голодание, и ты не можешь ехать. В этих случаях спасают шоколад и сладкий чай.

Подготовка к поездке завершена. Маршрут определён: Нарьян-Мар – Усинск. В путь велосипедисты отправляются 4 июля в 10 часов утра. 


Место встречи изменить нельзя

У велоспортсменов Нарьян-Мара есть своя точка сбора – у ресторана «Тиманъ» в центре города. Оттуда они и отправились в путь. Если вы думаете, что пятый участник заезда передумал ехать, то нет. Он выехал за спортсменами на машине через четыре часа после их старта. Иван Мамай сопровождал велосипедистов.

Первый день заезда оказался самым сложным.

– Бесконечные подъёмы и дорога из гравия, вот что было самым сложным, – вспоминает путешествие Ирина Новосёлова. – Невозможно было отдохнуть: немного прямо проехали – и снова подъём. При таких рельефах важно знать: сдаваться нельзя, надо работать как машина, иначе потом просто не встанешь: ноги затекут. Первую остановку мы сделали, преодолев сорок км. Организовали лёгкий перекус и дальше в путь. В первый день усугубляли ситуацию сильный встречный ветер и дождь, в тот день они сопровождали нас и проверяли на прочность, видимо. Был момент, когда примерно на восьмидесятом километре начался проливной дождь, шквалистый ветер, огромные капли дождя. Я стала кричать парням: «Меня сносит», «Давайте вернемся назад», но меня никто не слышал, в общем, пришлось педали крутить дальше, потому что никто не среагировал на меня.

И здесь возникает вопрос о нашем, о женском. Не страшно ли было отправиться в такой заезд одной в мужской компании. Не покапризничаешь. Ирина даёт чёткий ответ.

– Да, я была единственной девушкой в нашем заезде. В лицо, мне, конечно, никто ничего не говорил, но за глаза пошёптывались, как это я решилась одна с мужиками ехать, – вспоминает Ирина. – Мы с ребятами общаемся уже три года, мы вместе катаемся, то есть мы наравне с ними. В поездке на мне была женская задача – это кухня, уборка, а на парнях – всё разгрузить, собрать и разобрать палатки, шатры. Кстати, у нас с собой была даже палатка-туалет. Ребята сначала не хотели его собирать, но здесь я и покапризничала. Потом я палатку-туалет превратила в душ, так что можно было сполоснуться. Ребята меня всегда терпеливо ждали и на привалах, и на дороге, если я отставала на подъёмах. Но я старалась не злоупотреблять, знала на что иду, поэтому на дорогах мне приходилось быть немного таким мужиком, проявлять всю свою силу и выносливость. Но девочкой я себя чувствовала. Да, было приятно. Конечно, я думаю, что им тоже было приятно, что они могут проявить свои мужские качества.

В первый день велосипедисты преодолели 105 километров пути. Лагерь на ночёвку разбили на берегу реки Шапкина. 5 июля – второй день заезда. Спортсмены проснулись рано – в начале седьмого. Сразу после завтрака – снова в путь. Второй день выдался более продуктивным: ребята проехали 125 км и стали ещё ближе к финальной точке.

– На второй день нам повезло с погодой, было солнечно. Это добавляло сил. Кстати, я думала, что после первого дня будет тяжело физически, но нет, – продолжает рассказ участница велопутешествия из Нарьян-Мара в Усинск Ирина. – Во второй день мы учли все ошибки первого дня заезда. Решили, что остановки надо делать чаще – через 10-20 километров, это даёт возможность наполниться энергией, и элементарно попить воды, сделать передышку. Хотя во второй день ехать было гораздо легче. Мы добирались до Харьяги и там уже появились спуски, подъёмов стало меньше, и они были не такими затяжными.

Сейчас велосипедисты дают совет, тем, кто также решится совершить путешествие из Нарьян-Мара до Усинска. В частности, речь идёт о привале на ночевку в районе Харьяги: останавливайтесь или перед Харьягой, либо ближе к Усинску. В районе Харьяги повсюду болота, хотя стоят деревья, и кажется, что под ногами твёрдая почта. Но это только кажется.

Третий день для велосипедистов стал финальным. 140 км – и вот она, заветная финальная точка. Для ребят это своеобразный рекорд. Заезд рассчитывался на пять-шесть дней, но справились гораздо быстрее.

– На третий день мы уже поехали по так называемым плитам (дорожные плиты), которые местами стояли вертикально. Ехали по глине и лужам, все грязные! – сейчас уже смеясь, рассказывает Ирина. – Если честно, песок был везде. Не только на теле. Он был и на голове, и на очках, где его только не было. Третий день был самый эмоциональный, наверное. Водители «Камазов» были в шоке, когда видели велосипедистов на трёхсотом километре. Что вы здесь вообще делаете, спрашивали они. Машины еле пробираются по беждорожью, а вы на велосипедах катитесь. А мы довольные. Кстати, в пути я поняла, что «Камазами» меня пугали не зря. Иногда было реально страшно. Встречались такие водители, которые буквально прижимали нас к обочине. В такие моменты я думала об одном: как бы не оказаться под колесами большегруза. Но мы отметили для себя, что водители «Камазов» из Усинска (мы их определяли по номерам) были более вежливыми. Они снижали скорость, приближаясь к нам, аккуратно объезжали, а кто-то даже предлагал вкусняшки.

В Усинск команда велосипедистов из НАО приехала в три часа ночи.


Усинск – не предел

– Нас встретила только скромная табличка «Усинск». Мы никак не афишировали, что отправляемся в поездку, решили всё оставить в секрете, – завершает рассказ Ирина. – С недавних пор я придерживаюсь правила, что если ты расскажешь о своих планах, то они не сбудутся. В прошлом году я не телевидении рассказала о том, что мы весной собираемся на Алтай, в итоге поездка сорвалась. Теперь молчу. Но дальнейшие планы строю. Путешествия будут обязательно, и на Алтай, и по Ненецкому округу. Наша велосемья в НАО становится всё больше. Мы привлекаем не только взрослое население, но и детей. И целыми семьями к нам приходят. Это здорово, что в маленьком городе появилось такое сообщество, где ты можешь отдохнуть физически и эмоционально, то есть для меня это такой детокс души, когда ты можешь полностью расслабиться и получить удовольствие от физических нагрузок и пребывания на природе.


ВелоНАО.jpg


Добравшись до гостиницы в Усинске, велосипедисты были удивлены, что женщина-администратор разрешила занести грязные велосипеды в кладовку. После поездки по плитам велосипеды полностью были покрыты толстым слоем глины. Наутро ребята свозили велосипеды на автомойку и поехали кататься по городу. Обязательный к посещению – сувенирный магазин. Ирина по основному роду деятельности педагог, поэтому и хобби соответствующее: девушка коллекционирует колокольчики. Покупает их в каждом городе, в котором бывает. И не только на велосипеде.

Домой команда добирались уже на машине. Правда, в усечённом количестве. Дмитрий Бодров и Михаил Чипсанов отправились в путешествие дальше. Они едут на велосипедах на Эльбрус.

Да, чуть не забыла про медведей. Их, как и других диких животных в пути, велосипедисты не встретили, а вот от собак на подъезде к Усинску пришлось отбиваться. Здесь и пригодился пугач. Всё закончилось благополучно. 

Мир не имеет границ. Хотите – действуйте.


***

Мария Даник (Владимирова), специально для GoArctic

Фотографии «ВелоНАО»

далее в рубрике