Волшебные существа продолжают жить: «сокрытый народ» в норвежском кинематографе

Культура и искусство
Валерий Кондаков
9 Января, 2021, 15:08
 Волшебные существа продолжают жить: «сокрытый народ» в норвежском кинематографе
Хульдра. Источник: deviantart.com

 

Каждый мнит себя знатоком скандинавской мифологии. Киновселенная Marvel сделала вновь актуальными Тора, Локи и других асов, а также их противников. Завершающаяся киноэпопея «Викинги» показала тех, кто поклонялся северным богам в деле. Однако, помимо асов, ванов, турсов и альвов нордическое мировоззрение наполнено многочисленными представителями «скрытого народа», и про них тоже изредка снимают фильмы.

 

Популяризация скандинавской мифологии

В массовую культуру персонажей германо-скандинавской мифологии ввёл ещё Джон Рональд Руэл Толкин (1892-1973 гг.) в «Хоббите, или Туда и обратно» (1937 год) и, особенно, во «Властелине колец» (1954-1955 гг.). Северная мифология, наряду с кельтской и славянской, с самого начала заинтересовала британского филолога, который населил свои произведения гномами, эльфами, драконами и варгами. Многочисленные коллеги и последователи, продолжившие линию Профессора, черпали вдохновение в германо-скандинавской мифологии.

 

Гномы. Источник: mirf.ru

 

Режиссёр Питер Джексон достойно визуализировал творчество Толкина в 2001-2003 гг. («Властелин колец») и 2012-2014 гг. («Хоббит»), тем самым сделав фэнтези необычайно актуальным жанром киноискусства. На волне зрительской популярности и признания киноведов (только картина «Возвращение короля» заняла второе место в списке самых кассовых на тот момент и получила 11 премий «Оскар») в киноиндустрии начался «фэнтезийный бум».

Только в аудиовизуальных искусствах элементы скандинавской мифологии были использованы при производстве сериалов («Игра престолов» (2011-2019 гг.), «Викинги» (2013-2020 гг.), «Американские боги» (2017 – настоящее время)), фильмов киновселенной Marvel (2011 – настоящее время), многочисленных видеоиграх и т.д.

 

Хульдра. Художник Теодор Киттельсен. Источник: NTB Scanpix / snl.no

 

«Сокрытый народ» скандинавской мифологии

В популярной культуре, в основном, присутствуют боги: Один, Тор, Локи или мифологические существа, популяризированные в произведениях Толкина / Джексона: гномы, эльфы, драконы. Хотя в норвежской мифологии, как и в любой индоевропейской, сохранились предания о «сокрытом народе» (haugfolk, хаугфольк, хюльдрефольк, тюссы) – существах, которые жили рядом с людьми, но позднее (часто с приходом христианства и началом борьбы с «суевериями») стали невидимыми, перешли в параллельное измерение («ушли в холмы»), но память о них сохранилась в легендах и сказках.

Согласно христианским представлениям, «сокрытый народ» произошёл от Адама и Лилит или от Адама и Евы, которая спрятала своих грязных немытых детей от Бога и солгала об их существовании. Тогда всевидящий Бог заявил: «Что человек скрывает от Бога, Бог скроет от человека».

 

Лесной тролль. Художник Теодор Киттельсен. Источник: Wikimedia Commons

 

К ярчайшим представителям «низшего пласта» нордической мифологии относятся водяные духи, схожие с русалками – никсы (некки), ожившие мертвецы – драуги, нечто среднее между домовыми и гномами (или эльфами) – ниссе, девушки с коровьими хвостами – хульдры и, конечно же, многочисленные тролли.


Свадебный поезд скрытого народца. Художник А. Блох. Источник: mirtesen.ru

 

Эти существа не столь популярны в мировой кинокультуре, однако и они периодически появляются в родных для себя скандинавских фильмах. Рассмотрим для примера норвежский кинематограф. Ранее я уже писал об образе драуга в норвежской комедии ужасов «Операция «Мертвый снег» (первый фильм – 2009 год, второй – 2014 год, режиссер Томми Виркола) и об образе ниссе (эльфов), помогающих архаичному Санта-Клаусу, в совместном финно-скандинавском проекте «Санта на продажу» (2010 год, режиссёр Ялмари Хеландер). Теперь рассмотрим ещё пару норвежских кинокартин, посвящённых другим представителям «сокрытого народа».

     

Представитель «сокрытого народа» ест рыбу у каменного моста. На заднем фоне видны небоскребы. Художница Джанин Малек. Источник: nestandtessellate.art

 

Тролли: охотники или жертвы?

Когда мы сейчас слышим слово «тролль», то представляем что угодно, но не аутентичных скандинавских мифологических существ – горных духов, которые обычно достаточно враждебны человеку. Подобно другим представителям «скрытого народа», они могут быть незаметны для человека, хоть и живут рядом с ним в горах или лесах. Они занимаются тем, что портят технику, так как она им не нравится, и охотятся на людей.

Согласно древним легендам, тролля изредка можно увидеть высоко в горах или в труднопроходимом лесу. Он похож на огромный валун или гору, покрытую мхами и лишайниками. Предками троллей были великаны-йотуны, которые в древности, в основном, враждовали с богами и людьми (впрочем, иногда боги и йотуны жили вместе и у них рождалось потомство). Особо недолюбливал йотунов бог Тор, который пообещал извести их на корню, что впоследствии и сделал.

 

 k.jpg

Кадр из фильма «Охотники на троллей» (2010 год, режиссер Андре Овредаль)

 

В 2010 году на экраны вышел норвежский фильм, снятый в стиле мокьюментари (псевдодокументалистики), «Охотники на троллей» («Trolljegeren») режиссёра Андре Овредаля, любящего работать в жанре фолькфэнтези.

По сюжету трое студентов снимают документальный фильм про то, как браконьеры убивают медведей. В процессе съёмки они знакомятся с охотником на троллей Гансом, который тайно работает на правительство, но желает придать огласке информацию о существовании троллей.

Вместе с Гансом студенты убивают нескольких троллей разных пород, и даже Горного короля, но правительственные агенты, стремясь сохранить ситуацию в тайне, похищают молодых кинодеятелей. Впрочем, видеоплёнки всё равно становятся доступны общественности.

 

compresse_707i3snhyn4cms8syfo27k.jpg

Постер к фильму «Охотники на троллей». Источник: 2-px.com

 

В конце показана запись речи премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга, которая была перемонтирована таким образом, как будто он признаёт существование троллей. Забавно, что позднее в 2014 году он станет 13-м Генеральным секретарем НАТО и продолжит высказывать опасения по поводу существования «троллей», только на этот раз из России.

Картина стала популярной у европейского зрителя и окупилась в прокате. Фильм был продемонстрирован на кинофестивалях в Брюсселе и Ньюпорт-Бич, где получил приз за достижения в киноискусстве. Кроме того, кинокартина получила норвежскую премию «Аманда» за лучшие визуальные эффекты, а режиссёр был удостоен приза зрительских симпатий.

 

Хвостатая

В 2012 году в прокат вышел норвежский малобюджетный художественный фильм «Хвост» («Thale», режиссёр Александр Нордаас). По сюжету двое друзей Элвис и Лео, которые давно не виделись, занимаются уборкой сильнозагрязнённых помещений.

 

Обложка диска фильма «Хвост». Источник: dvdcover.com

 

В лесной хижине (больше похожей на сельскую кунсткамеру), владелец которой умер, а его останки растащили звери по лесу, они находят аудиозаписи эксперимента, а потом и сам предмет исследования – обнажённую диковатую девушку.

Прослушав записи и найдя хвост в морозилке, уборщики, вспоминая слышанные в детстве сказки, смекают, что имеют дело с хульдрой – мифологическим существом в виде девушки с хвостом. Над ней проводили эксперименты, чтобы понять её природу и воспользоваться сверхспособностями. Один из сотрудников, бывший военный, сбежал с маленькой хульдрой, спрятался в лесной хижине и пытался интегрировать её в человеческую жизнь, отрезав хвост. Однако теперь, после его смерти, по следам сбежавшей идёт поисково-карательный отряд.

Честные норвежцы-уборщики Элвис и Лео помогают хульдре воссоединиться с собратьями из «скрытого народа», а она в благодарность излечивает у одного из них рак.

 

Силье Рейномо, исполнившая роль хульдры. Источник: Wikimedia Commons

 

Атмосферный, снятый за десять тысяч долларов фильм демонстрировался на фестивалях в Торонто и Берлине, где выиграл премию за лучший сценарий. Также кинокритики отметили исполнение главной роли театральной актрисой и певицей Силье Рейномо, чья беззащитность живо ощущается даже через экран.

 

Хаугфолькфэнтези

Фильмы, подобные «Операции «Мертвый снег», «Санта на продажу», «Охотники на троллей» и «Хвост», могут быть условно отнесены к фэнтезийному субжанру – хаугфолькфэнтези, то есть фэнтези о «скрытом народе» (хаугфольк по-норвежски).

 

Сокрытый народ. Художник Теодор Киттельсен. Источник: mirtesen.ru

 

При анализе этих пяти норвежских комедий ужасов, снятых в период с 2009 по 2014 гг., можно выделить общие черты, характерные для хаугфолькфэнтези:

  • действие происходит в Скандинавии за пределами города («в сельской местности») в наше время,

  • героями, наряду с людьми, которые «не верят в эти сказки», являются местные представители «сокрытого народа»,

  • эти невысокобюджетные картины сняты, как правило, в жанре комедийных ужасов и адресованы молодежи: они слишком страшны для детей, но смешны для старшего поколения,

  • часто за мифологическими существами охотится кто-то, кто хочет воспользоваться их суперспособностями (в любом случае, правительство скрывает происходящее).

Картины, снятые в субжанре хаугфолькфэнтези, появлялись не только в Норвегии и не только в течение пяти лет (2009-2014 гг.), просто там и тогда это было наиболее выразительно, стало своеобразной визиткой норвежского кинематографа.

К сожалению, мне неизвестны российские фильмы хаугфолькфэнтези (может быть, за исключением «продукции Сахавуда» тубэлтэ), хотя мифология Русского Севера богата своими представителями «сокрытого народа». Было бы интересно понаблюдать за героями «уральских сказов» Бажова (типа Бабки Синюшки), живущими среди нас и снятыми в стиле «дозоров» Лукьяненко / Бекмамбетова.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике