Знания детей требуют ответственности взрослых: о частных образовательных проектах в Мурманской области

Образование
Анжела Коляда
1 Сентября, 2021 | 06:03
Знания детей требуют ответственности взрослых: о частных образовательных проектах в Мурманской области
Фото: Школа мужества


В Мурманской области за последние годы появилось несколько частных образовательных проектов. Это центры развития памяти и интеллекта, частные детские сады и школы, курсы этикета и мужества. GoArctic решил выяснить, почему северяне берут ответственность за  образование собственных детей, что ими движет и готовы ли другие семьи отдавать детей в частные образовательные проекты.


Без страха ошибки и чувства вины

Евгения Овчаренко и Наталья Ломакина – опытные бизнесвуман и многодетные мамы. Старшему ребенку Евгении 8 лет, младшим – 1,5 и 4 года. Детям Натальи – 8, 13 и 18 лет. Сочетание этих факторов вместе с пониманием недостатков общеобразовательной системы привело к тому, что три года назад они создали в Мурманске семейную школу «Галилео».

Было страшно открывать нерентабельное дело, но страх, что их дети в школе потеряют годы, а вместе с ними пропадет чувство уверенности и тяга к знаниям, оказался сильнее. 

«Для меня очевидно, что школа обходится очень дорогой ценой, сейчас она натаскивает на ЕГЭ  – это далеко от классического образования. После ЕГЭ зазубренные знания с легкостью покидают ребенка, в итоге мы имеем просто 11 выброшенных лет. Поэтому хотелось создать для детей некий оазис, где система образования будет выстроена наилучшим образом, – рассказывает Евгения. – В итоге мы сделали семейную школу. У нас нет лицензии Минобразования, нет аккредитации, но мы пошли таким путем, что к нам обращаются родители, которые перевели детей на семейную форму обучения, то есть взяли на себя ответственность за их образование. Мы им в этом помогаем».

Она подчеркивает, что не считает себя противником общеобразовательной системы и ее педагогов. Но видит возможность создать альтернативу с возможностью прислушиваться к каждому ребенку. В переполненных классах обычной школы такое учителям не по силам.

«К платной медицине мы уже пришли – если раз в год мне нужна помощь, то я, не раздумывая, пойду в платную клинику. Хотя есть и обратные примеры: у моих детей в обычной поликлинике отличный участковый врач. Все нужно рассматривать с точки зрения целесообразности. И про частное образование я говорю, что оно необходимо под конкретные запросы, а не потому, что это модно. Если ребенку плохо в школе, если есть логопедические особенности, если отличнику из гимназии скучно на своих уроках и у него запрос на суперкачество, то тогда есть резон, – говорит Евгения.  – Для своего ребенка я вижу предельно простые задачи и цели: мне нужна гарантированно безопасная среда, я не хочу, чтобы ребенка воспринимали как биоматериал в показателях ЕГЭ, не хочу буллинга в школе и чтобы на переменах был мат, порно, песни Моргенштерна. Хочу, чтобы ребенок рос в  интеллектуальной среде».

В «Галилео» для школьников – в этом учебном году их будет 50 – составляют индивидуальные образовательные маршруты. Уроки проходят по всем предметам школьной программы, во второй половине дня дети изучают английский, норвежский, испанский языки и шахматы. В конце учебного года – аттестация в общеобразовательной школе.


галилео.jpg

Фото: «Галилео»


Иногда детям требуется особое внимание с участием логопеда или олигофренопедагога. Работая индивидуально, удается оставить в прошлом дислексию и дисграфию, обуздать синдром дефицита внимания и гиперактивности.  

Еще одно отличное направление в семейной школе – отношение к экологии. Выстраивая образовательную программу, Евгения и Наталья сделали акцент на ресурсосбережении. Дети занимаются сбором батареек и пластиковых крышек и, главное, понимают смысл этого занятия. Вместе с педагогами они побывали на экскурсиях в центрах сортировки и переработки мусора в Мурманской области.

Еще один акцент в новаторской школе – развитие критического мышления у школьников, навыков поиска, перепроверки информации.

«Мне претит мысль «Я начальник, ты дурак». Поэтому в школе у нас принцип коммуникации на равных без потери субординации. То есть ребенок знает, что все, включая учителя, могут ошибаться, и ошибок бояться не надо. В итоге некритичное отношение к ошибке убирает стресс, страх и открывает познавательную активность, – говорит Евгения. – Думаю, это полезно для глобального понимания жизни».

Среди учеников «Галилео» – дети, которые всерьез занимаются спортом или искусством. Они часто оказываются в разъездах: сборы, выступления, соревнования. Нагонять пропущенное в школе в авральном режиме не нужно. 

«Для детей спорта и искусства у нас выстроена индивидуальная работа. Это могут быть индивидуальные занятия, онлайн-уроки, дополнительная домашняя работа, чтобы не копился снежный ком непонятых тем,  – поясняет Наталья Ломакина. – В большинстве своем такие дети очень организованы, и работать с ними одно удовольствие. С такой же ответственностью и вниманием, с которыми они относятся к заданиям тренера, они относятся к домашней работе».

Среди учителей семейной школы есть молодые выпускники Мурманского арктического государственного университета. Евгения отмечает, что такие педагоги еще не растеряли мотивацию и не успели получить деформацию в общеобразовательной системе. Также в «Галилео» преподают те, у кого есть значительный опыт в репетиторстве и научной работе, но кто по формальным признакам не смог бы преподавать в общей школе. 

«К примеру, у нас есть потомственный педагог, которая за непродолжительное время работы в школе столкнулась с запретом обнимать детей, ей велели «держать дистанцию». Бывают ситуации, когда педагог начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. В прошлом году во время аттестации в общеобразовательной школе мы столкнулись с ситуацией, когда 12-летней девочке, практически кандидату в мастера спорта, поставили не пятерку, а четверку, потому что педагоги сочли ее самооценку завышенной. Это непозволительный прессинг», – рассказывает Наталья.

галилео 2.jpg


Евгения добавляет, что уважительное, партнерское отношение должно быть ко всем участникам образовательного процесса – детям, их родителям, педагогам. К примеру, в семейной школе отказались от чатов в мессенджерах, где обычно родителей нервируют отчетами о домашней работе.

«В нашей школе есть базисное правило – никто никого не отчитывает, не заставляет оправдываться. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые давно работают в системе образования: вот они вроде бы просто спросили, но внутренне ты уже сжался, начинаешь испытывать чувство вины, оправдываться. Это заложенная годами система вины, страха, давления, – считает Евгения. – От этого мы ушли полностью и этим горды. Любые вопросы можно решать в рабочем порядке».

К началу этого учебного года «Галилео» подготовил новые проекты. Создательницы семейной школы решили, что уходить в онлайн не нужно, делу стоит расти вширь. Так, появился детский сад на 30 человек, а учеников средних классов ждет профориентация, чтобы подростки смогли прислушаться к себе и осознать свои наклонности и таланты.


Наука быть мужчиной

Этой осенью четыре года исполнится уникальному проекту для Мурманской области – школе мужества «Путь воина». Ее основали друзья Артем Собинин и Владимир Листвин. Оба, когда стали отцами, осознали, что их сыновьям предстоит расти преимущественно в окружении женщин – воспитательниц, учительниц. Имея опыт организации различных курсов для взрослых мужчин, Артем и Владимир решили заняться воспитанием для мальчишек.

«Мысли о создании школы мужества появились с рождением первого сына. Отцы часто заняты карьерой, и сыновьям не хватает их внимания. В итоге детский сад, школа, университет – среди педагогов в основном женщины – и следом женитьба. Здесь нет идентификации мальчика, нет его становления, – рассказывает Артем, в прошлом преподаватель Мурманского арктического государственного университета. – Для школы мужества мы составляли программы, упрощая содержание курсов для взрослых, добавляя образовательные элементы из собственного педагогического опыта».

В пилотном наборе на двухмесячные курсы школы мужества было восемь мальчиков. Интерес мальчиков и их родителей дали Артему и Владимиру понимание: школе надо расти, а занятия должны стать постоянными.

Сейчас школа располагает классами, спортивным залом, творческой мастерской. С детьми работают шестеро наставников, в том числе спортсмены, ветераны боевых действий. Школу посещают исключительно мальчики в возрасте от 7 до 15 лет, дважды в неделю приходят после уроков в обычной школе. Один раз занятие проходит в помещении, второй раз – на уличной спортплощадке или в походе, вне зависимости от погоды.


Школа мужества 1jpg.jpg

Фото: Школа мужества


Обучение в школе мужества разбито на семь ключевых тем – сундучков. Каждый из сундучков дает ребятам полезные навыки и знания. Это азы первой помощи и знакомство с аптечкой, безопасность и навигация в лесу, организация палаточного лагеря, мелкий домашний ремонт, азы бокса, рукопашного боя и занятия в тире. 

«Один из блоков – сундучок красноречия. В школе мы обязательно учим ребят общению. Нужно уметь высказаться самому, не бояться брать слово, уметь выслушать другого, найти общий язык. Одна из самых простых практик – здороваться с каждым встреченным на пути, смотреть на реакцию прохожего. Одна из самых сложных – в походе произнести речь с вершины сопки перед сотней товарищей», – говорит Артем.

Сундучок храбреца – особенность школы мужества. Сюда входят занятия из программы «Жизнь без страха». Под присмотром наставников мальчики ходят по стеклу и углям, стоят на гвоздях, падают с высоты на доверие, практикуют с огнем.

Другой примечательный образовательный блок – сундучок молодца, который развивает в мальчиках эмпатию, знакомит с благотворительностью и волонтерством.

«Один из вариантов задания для сундучка молодца – сделать десять добрых дел дома, каждый день говорить маме, бабушке, сестре комплименты. Мальчики должны расти с большим сердцем, наполненным добротой», – объясняет Артем.

Он добавляет, что на занятиях через разные инструменты до мальчиков еще доносят осознание ценности мам, помощи им – их каждодневный домашний труд может быть незаметен, но очень важен.

В школе мужества необычная терминология – не секция, а сундучки, не тьютор, а наставник, не класс, а дружина. У каждого наставника и ребенка есть позывной, но исключительно на русском языке – Мурман, Медведь, Волк и так далее. Артем объясняет, что, помимо прочего, на занятиях детям рассказывают про русскую культуру, обращают внимание на чистоту речи и вред слов-паразитов.

Вопреки ожиданиям, в школе мужества не ставят целью воспитание безжалостных победителей. Наоборот, учат проигрывать, принимать поражение и делать из него выводы.

«Важно объяснить ребенку, подростку, что проигрывать тоже важно – ведь поражение показывает нам наши слабые места. Занятия проходят в игровой форме, чтобы не возникало нездорового, ожесточенного соперничества», – рассказывает Артем.

Школа мужества 3jpg.jpg


Исключительно мужской круг общения дает мальчикам возможность безопасно проявлять эмоции.

«Мы учим наших ребят, что нельзя подавлять в себе эмоции.  Вместе кричим, выплескиваем эмоции. Некоторых детей учим кричать, бывает и такое, – говорит Артем. – Бывает, что мальчики специально приходят пораньше – выговориться, рассказать о проблемах в школе. Им важно знать, особенно в подростковом возрасте, что в такие моменты их не увидит девочка, перед которой хочется держать лицо».

Еще один акцент в работе школы мужества – семейное общение. Периодически наставники проводят походы, в которые с ребятами идут их родители и сестры. На природе проходят практики, которые укрепляют доверие в семьях и помогают родителям снять маску серьезного взрослого, чтобы поиграть вместе с детьми. 

После изучения семи сундучков желающих ждут «Капитанские курсы». Это углубленное изучение всех дисциплин школы мужества, а также мера ответственности – курсант должен быть готов заменить наставника на занятии, организовать поход.

«Сейчас мы видим, что школа мужества стала хорошей базой для тех ребят, которые хотят стать руководителями, военными. После такой подготовки ребята поступают в Мурманский филиал Нахимовского военно-морского училища – они уже знают, что такое дисциплина, имеют хорошую физическую подготовку, – резюмирует Артем. – Такой формат занятий оказался востребован, за прошедшее время через школу мужества прошли 200 мальчиков. Сейчас есть запросы из других городов области, из других регионов. Без рекламы, через сарафанное радио о школе мужества узнали и тоже хотят внедрять подобные занятия».

Требования современности

«Действительно, сейчас есть такая тенденция, что появляется все больше частных образовательных инициатив. Это требование сегодняшнего дня, потому что у каждого родителя свои запросы к школе, особенно, если их ребенку нужен индивидуальный подход. Имея дополнительные финансовые возможности, семьи хотят, чтобы их ребенок получил качественное образование, чтобы он вошел в высококультурное общество», – прокомментировала GoArctic доцент Мурманского арктического государственного университета, кандидат педагогических наук Людмила Рогозина.

Эксперт отметила, что преимущество частных школ в небольших классах, где возможен персонализированный подход.

Рогозина напомнила, что ключевым фактором для государственной общеобразовательной школы или частной остается качество преподавания, талант педагога и его компетенция.


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике