Александр Воротников – как изменения в законодательстве о ГЧП повлияют на проекты в Арктике
О регулировании сферы государственно-частного партнерства
Какое значение этот документ, вступающий в силу с 1 октября 2023 года, имеет для проектов ГЧП в Арктической зоне России, объясняет координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников.
В АЗРФ реализуются или готовятся к реализации многочисленные инфраструктурные проекты. Они являются комплексными в том плане, что в их рамках создается различная инфраструктура, в том числе социальная. По данным КРДВиА, за 2,5 года арктические инвесторы реализовали 100 проектов. Всего же в АЗРФ на данный момент зарегистрировано 580 резидентов с проектами на 802 млрд рублей, которые позволят трудоустроить 23 тыс. человек. В разной стадии реализации находятся такие проекты, как Северный широтный ход, проект развития Мурманского транспортного узла, кампус «Арктическая звезда» в Архангельске, который станет наукоградом для всех регионов Арктической зоны РФ и т.д. В этих проектах так или иначе используется концессионный механизм реализации.
Внесенные изменения устраняют многие выявленные на практике неопределенности, что должно поспособствовать росту концессионных соглашений по федеральному закону 115-ФЗ и соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве по 224-ФЗ. В частности, вводятся давно ожидаемые рынком положения, которые детализируют финансовые обязательства концедента [государства, предоставившего концессию – прим. ПОРА], законодательно закрепляется повсеместно используемый институт особых обстоятельств.
Также новый закон стремится к унификации понятий, используемых в 115-ФЗ и 224-ФЗ.
В целом, можно отметить, новшества необходимые и важные. Концессионные соглашения становятся более удобными для использования и выполнения. Например, теперь «примерные» формы концессионных соглашений носят рекомендательный характер. Это существенно упрощает реализацию концессионного проекта.
Очень важные изменения связаны с финансовым обеспечением концессионных соглашений. Введено понятие финансовое участие концедента, которое связано с плановыми денежными обязательствами публичной стороны в КС. Закон определяет и закрепляет формы финансового участия концедента в виде капитального гранта, платы концедента и минимального гарантированного дохода.
Также важно, что теперь законодательно прописан механизм особых обстоятельств при реализации инфраструктурных проектов. В период реализации проекта практически всегда происходит изменение обстоятельств, в которых изначально было заключено концессионное соглашение. И такие изменения могут оказать значительное влияние на экономику проекта и даже сделать невозможной его реализацию. Так происходило, например, с проектом Ленского моста в Якутии, аналогичное происходит сейчас с проектом по реализации Северного широтного хода.
Учитывая современную геополитическую ситуацию, турбулентность бюджетного процесса наибольшую актуальность приобретают, например, следующие обстоятельства:
1. введение санкций в отношении группы лиц на стороне концессионера, его контрагентов, которое препятствует исполнению концессии;
2. увеличение расходов на проект в связи с ростом курса валюты, ключевой ставки Банка России, цен на строительные материалы и оборудование и т.д.;
3. невозможность исполнения концессии в установленные сроки из-за задержек с поставками или невозможностью приобрести необходимые материалы, оборудование на фоне санкций.
В текущей рыночной практике реализации концессий выработан такой механизм, как система особых обстоятельств. Это обстоятельства, наступление которых препятствует надлежащему исполнению соглашения о реализации проекта и (или) наступление которых повлекло или повлечет дополнительные расходы и (или) сокращение выручки. Цель использования механизма – распределить между сторонами риски, связанные с изменением обстоятельств, в которых заключалась концессия.
Система особых обстоятельств — это договорной механизм. Теперь закон установил открытый перечень последствий наступления особых обстоятельств, среди которых прямо указаны обязательства публичной стороны по возмещению инвестору возникших в связи с наступлением особых обстоятельств дополнительных расходов и (или) компенсации недополученных доходов. По моему мнению, такой подход соответствует сложившейся практике и значительно снижает риски реализации инфраструктурного проекта.
Таким образом, новое законодательство по ГЧП позволит успешно реализовать крупные инфраструктурные проекты в АЗРФ. А это окажет серьезное влияние на устойчивое развитие АЗРФ, рост доходов населения российского Севера и его уверенность в завтрашнем дне.
публикации по теме
Подписка оформлена, спасибо!
далее в рубрике