Александр Залецкий – беспилотники открывают новые возможности для бизнеса на Севере
Беспилотная авиация буквально расширяет горизонты для малых и средних предприятий – МСП могут предложить не только эксплуатацию беспилотников, но и адаптацию беспилотных авиационных технологий для местных условий
Сложная транспортная доступность в Арктике сокращает число рентабельных видов экономической деятельности. Люди живут в немногочисленных крупных городах и в малых населенных пунктах, разбросанных на огромной территории. При этом развитие Арктического макрорегиона имеет стратегическое значение и требует задействования всех передовых технологий для обеспечения устойчивого развития.
И здесь открываются новые возможности для инновационных видов транспорта, таких как грузовые беспилотные воздушные суда, которые могли бы доставлять свежие фрукты и овощи, выращенные местными предпринимателями, или медикаменты в любой пункт, где могут находится люди, обеспечивать ледовую разведку и помогать в составлении мастер-планов населенных пунктов.
Учитывая ключевую роль обеспечения транспортной доступности в Арктике, малый и средний бизнес может предложить не только эксплуатацию грузовых беспилотников, но и разработку, усовершенствование и адаптацию беспилотных авиационных технологий для местных условий, уверен член Экспертного совета ПОРА, преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).
Стратегия развития беспилотной авиации и Нацпроект по развитию БАС
Еще пару лет назад беспилотная авиация рассматривалась как экзотическое направление для ведения бизнеса в России. Несмотря на относительно большое количество владельцев беспилотников в категории 30 килограмм и менее, а также деятельность профильных организаций, которые специализировались на оказании услуг по аэрофотосъемке и мониторингу, отсутствовала стратегия развития беспилотной авиации как отдельной отрасли.
В декабре 2022 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию развития беспилотной авиации, целью которой, прежде всего, должно стать создание новой отрасли экономики. Это откроет новые возможности для отечественных разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем, а также для заказчиков услуг с применением беспилотной авиации, в том числе на Севере. Кроме того, президент инициировал запуск Национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) – он должен начать работать с 1 января 2024 года. Нацпроект призван обеспечить объем и качество отечественного производства БАС, сформировать гарантированный спрос, устранить административные и правовые барьеры, а также обеспечить подготовку кадров и создание интеллектуального задела для развития новой отрасли.
Беспилотники для Севморпути
В августе 2022 года был утвержден план развития Северного морского пути на период до 2035 года (распоряжение правительства РФ от 01.08.2022 № 2115-р). Данный документ прежде всего ориентирован на обеспечение возможности доставки грузов по Северному морскому пути в интересах отечественных промышленных групп, ведущих свою деятельность в арктическом регионе. Документ предусматривает комплекс мероприятий или объектов капитального строительства в период с 2023 по 2035 годы, ориентированных на развитие экспортной грузовой базы, каботажных перевозок, транспортной инфраструктуры, информационных сервисов, обеспечение безопасности, а также развитие международного сотрудничества.
Это, несомненно, откроет новые возможности для малого и среднего бизнеса в Российском Артике в сфере обслуживания, обеспечения безопасности, строительства, несмотря на высокую конкуренцию с крупными компаниями.
Так, обеспечение ледовой разведки – помимо арктической спутниковой группировки – могли бы выполнять беспилотные авиационные системы в палубном и береговом исполнении, адаптированные для круглогодичного оперативного мониторинга ледовой обстановки.
Беспилотники для развития населенных пунктов
Возможности беспилотной авиации позволяют создать высокоточную пространственную основу для создаваемых мастер-планов развития арктических населенных пунктов, в том числе в виде трехмерных цифровых моделей городов. В то же время оперативный мониторинг с помощью беспилотников позволит выявить тепловые утечки объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, оценить экологические риски, а также риски безопасности.
Беспилотные воздушные суда с вертикальным взлетом и посадкой могут дополнить существующие виды транспорта для доставки социально значимых грузов в населенные пункты и прилегающие акватории. Более того, услуги беспилотной авиационной доставки грузов уже выполняются на регулярной основе за полярным кругом, но еще не получили широкого распространения.
Выводы
Комплексная проблема развития малого и среднего бизнеса в Арктике требует учитывать влияние военно-политических, экологических, экономических и социальных факторов для обеспечения устойчивого развития макрорегиона. Стратегические планы по развитию беспилотной авиации, Северного морского пути и других направлений открывают новые возможности для малого и среднего бизнеса на Севере.
Заявленные цели должны стать локомотивом развития Арктического макрорегиона с точки зрения инвестиционной привлекательности, необходимости обеспечения приемлемого уровня безопасности навигации, обеспечение развития сферы услуг, туризма и гостиничной индустрии, физической культуры и спорта, что обеспечит миграционную привлекательность и обеспечит привлекательные условия для людей, которые будут выбирать Арктику как место для проживания, несмотря на ее климатические и иные ограничения.