Арктическая изоляция: переживут ли регионы севера кризис COVID-19

Виктория Бабаева
16 Апреля, 2020, 14:17
Арктическая изоляция: переживут ли регионы севера кризис COVID-19

Фото: Егор Алеев / ТАСС

 

Пандемия коронавируса и ее экономические последствия толкнула федеральные власти к активным действиям. Российское правительство недавно подготовило новый, расширенный перечень системообразующих организаций. Власти будут следить за финансовым состоянием этих компаний и при необходимости оказывать поддержку. В опубликованном в прессе списке указаны 646 компании со всех уголков страны. Конечно, компании, работающие в Арктике, также попали в этот перечень. Однако, если судить по списку в открытом доступе, далеко не все структуры в важных для Севера отраслях смогут получить необходимую помощь от страны.

Добыча всех прокормит



Фото: ИА Neftegaz.RU

Компании, занимающиеся добычей нефти и природного газа, указаны в обновленном перечне системообразующих предприятий России первыми. В списке числятся такие предприятия как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Зарубежнефть», «Новатэк» — все они так или иначе работают в Арктике. В общей сложности добывающих компаний в списке 22. Чисто арктическими среди них можно назвать две – «Арктикгаз» (проект «Газпрома»), а также «Компания Полярное сияние». Обе организации являются в перечне новичками, в списке 2015 года они не числились.

Добыча угля идет в перечне отдельным блоком, здесь уже 15 компаний, среди которых место нашлось для «Воркутауголь», «Якутуголь». В более раннем документе этих организаций также не было. К Арктике из числа добывающих уголь компаний можно причислить СУЭК, так как в ее структуру входит «Мурманский торговый порт», где и осуществляется перевалка угля для дальнейшей транспортировки.

Несмотря на причастность как к добыче угля, так и к Арктике, правительственная комиссия не внесла в список компанию «Востокуголь». В начале февраля стало известно, что компания решила избавиться от своего угольного проекта, актива «Арктикуголь», в рамках которого планировалось осуществлять добычу угля на Таймыре. Первоначально данный проект должен быть обеспечить Севморпуть загрузкой в 30 млн тонн к 2024 году. С тех пор в медиапространстве регулярно появляются сообщения о «давлении» в отношении добывающей компании, что связывают как раз с отказом в развитии арктического проекта.

Без помощи по земле и воздуху



Самолет Boeing 767 авиакомпании "Россия" :: Андрей Лехтин

Вместе с активным развитием добывающих проектов особое значение для Арктики имеет транспортная коммуникация и инфраструктура. В первую очередь, речь идет о водном транспорте и авиации, поскольку в ряде северных регионов страны система железных и автомобильных дорог развита слабо. Российские авиакомпании вошли в перечень системообразующих организаций, которым при необходимости будет оказана государственная поддержка, однако речь идет лишь о восьми, ни одна из которых, за исключением «ЮТэйр», напрямую не относится к регионам Арктики: «Аэрофлот», «Авиакомпания Волга-Днепр», компания «Россия», компания «Уральские авиалинии», компания «Победа», компания «ЮТэйр», «Авиакомпания Сибирь» и компания «ЮАэро». В перечне не числятся ни авиакомпания «Ямал», ни авиакомпания «Якутия», ни арктические авиаотряды, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов в труднодоступные северные области страны.

Поддержку региональных компаний взяли на себя власти субъектов. В частности, руководство Якутии объявило о намерении выделить местной авиакомпании кредит на сумму в объеме 600 млн рублей. «Поддержка авиакомпании для нашей республики, с ее расстояниями – это насущная необходимость. Поэтому мы в регионе, разумеется, тоже не стоим в стороне, сейчас рассматривается вопрос о выделении льготного кредита для "Якутии" из разных источников», — заявил глава региона Айсен Николаев.

Также есть надежда, что региональные авиакомпании смогут получить федеральную поддержку, о которой ранее заявил президент России Владимир Путин. Речь шла о выделении более 23 млрд рублей авиакомпаниям, которые позволят покрыть расходы авиакомпаний на лизинг, оплату стоянки воздушных судов, а также дадут возможность пополнить оборотные средства.

В списке компаний, осуществляющих водные перевозки, указаны всего семь организаций (причем среди коммерческих организацией приоритет отдан компаниям, действующим в центральной России): «Московский туристический флот», «Донинтурфлот», «ВодоходЪ», «Совкомфлот», «Совфрахт», ФГБУ «Морспасслужба», ФГУП «Морсвязьспутник». В блоке «Инфраструктура», куда вошли стивидорные компании, основный упор сделан на организации, работающие в портах Черноморского бассейна (АО "Туапсинский морской торговый порт", ПАО "Новороссийский морской торговый порт", «Делопортс»), Балтийского бассейна (ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", АО «Морской порт Санкт-Петербурга»). Арктические порты в данном списке остались без внимания.

Упор на столицы

В блоке компаний, относящихся к лесопромышленному комплексу, предприятия, работающие в Арктике, занимают сразу три строки из восьми. В перечень вошли ОАО «Архангельский ЦБК», АО «Монди сыктывкарский ЛПК», а также компания «Илим» (владеет целлюлозно-бумажным комбинатом в Коряжме, Архангельской области). Такой выбор оправдан, поскольку регионы Севера являются одними из лидеров по поставкам леса и производству лесоматериалов в стране.

Среди промышленных предприятий, вошедших в правительственный список, большинство зарегистрированы не в Арктике – в центральной России, на Урале, на Юге страны. Системообразующими компаниями, функционирующими на Севере, были признаны ООО «ССК "Звезда"», ПАО «ГМК "Норильский никель"» и ряд других организаций, имеющих производственные мощности или филиалы в Арктике.

Так или иначе, очевидно, что подготовленный перечень в большей степени ориентирован на Москву и Петербург, а также центральные регионы страны. Во многом это объясняется большой численностью персонала на таких предприятиях и их непосредственным вкладом в экономику страны. Но все же организации в Арктике, даже не столь крупные, имеют для регионов Севера особое значение, порой более важное, чем имеют большие компании в центре России. Без внимания и поддержки федерального центра большое число организаций в Арктике могут не пережить нынешний кризис, что может стать причиной для дальнейшего сокращения численности населения в данных областях.



Фото: ИА Neftegaz.RU

Перечень системообразующих предприятий окончательно еще не утвержден. В ходе совещания с правительством 15 апреля Владимир Путин заявил, что документ еще будет изменен – планируется доработать параметры правительственного списка, убедиться, что в нем находятся «исключительно важные для национальной экономики» предприятия, которые будут соответствовать четким критериям.

Вместе с этим Власти регионов прорабатывают собственные списки системообразующих предприятий, готовя для них меры адресной поддержки. Но хватит ли сил и средств на оказание помощи крупному бизнесу у субъектов, остается под вопросом. Главное, чтобы нынешний кризис не стал для предприятий Севера фатальным.

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике