Сейчас в Мурманске

16:52 -2 ˚С Погода
18+

Арктическим путем: новые задачи СМП

Северный морской путь вновь продемонстрировал рекордные показатели в прошлом году. Грузопоток по Севморпути в 2021 году в несколько раз превзошел рекорды, зафиксированные в Советском Союзе. Однако грузооборот арктических морских портов России, по данным Росморречфлота, сократился по сравнению с прошлым годом.

Северный морской путь Транспорт и логистика Грузооборот в арктике
Мария Кутузова
19 января, 2022 | 05:10

Арктическим путем: новые задачи СМП
Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Северный морской путь вновь продемонстрировал рекордные показатели в прошлом году. Грузопоток по Севморпути в 2021 году в несколько раз превзошел рекорды, зафиксированные в Советском Союзе. Однако грузооборот арктических морских портов России, по данным Росморречфлота, сократился по сравнению с прошлым годом на 1,9%, до 94,3 млн т, из которых объем перевалки сухих грузов составил 29 млн т, упав на 3,8%, а наливных грузов в 65,3 млн т снизился на 1%. Что ожидает Арктику в ближайшие годы? Какие планы строят российские ведомства на дальнейшее развитие грузопотока по СМП?  


Севморпуть обновляет рекорды

Грузоперевозки по Северному морскому пути в 2021 году выросли на 5,7%, до 34,85 млн т (32,97 млн т по итогам 2020 года). Казалось бы, целевой показатель в 32 млн т, поставленный на 2021 год в Федеральном проекте «Развития Северного морского пути», уже успешно перевыполнен и превзойден. Однако, согласно экспертной оценке, учли далеко не все. «Следуя формальной логике отнесения арктических морских портов Карского моря к акватории Севморпути, заявленный объем перевозок 34,85 млн т должен быть увеличен по крайней мере до 36,5 млн т – на 1,7 млн т (столько в 2021 году завезли суда Енисейского речного пароходства в морской порт Дудинка, в 2020 году – около 2 млн т); но эти объемы традиционно по непонятным причинам в статистике грузопотока Севморпути не учитываются», – отмечает Михаил Григорьев, руководитель компании «ГЕКОН».

Согласно выводам эксперта, основными источниками прироста на 1,9 млн т стали: увеличение транзитного грузопотока на 0,8 млн т, связанное исключительно с ростом объемов перевозок российского железорудного концентрата из порта Мурманск на азиатский рынок; прирост перевозок через порт Архангельск – 0,8 млн т; рост перевозок из порта Сабетта – 0,6 млн т. В то те время ряд портов показали снижение грузопотока: терминал «Ворота Арктики» (нефть и конденсат Новопортовского месторождения) – 0,4 млн т; порт Дудинка («Норникель) – 0, 1 млн т. «Арктическая морская транспортная система находится в состоянии ожидания роста грузопотока, связанного с вывозом СПГ проекта «Арктик СПГ 2», нефти – «Восток ойл», угля Сырадасайского месторождения. Развитие транзитного грузопотока будет определяться исключительно разницей цен на железорудное сырье на азиатском и европейском рынках, так как иного устойчивого источника роста транзитных перевозок пока не видится», – считает Михаил Григорьев.


ian-taylor-HjBOmBPbi9k-unsplash.jpg

Фото: Ian Taylor / Unsplash


Арктическое планирование

Бурное развитие грузоперевозок по Севморпути началось с середины прошлого десятилетия, когда их объем впервые превысил рекордные показатели Советского Союза – 6,57 млн т. В 2016 году поток грузов по СМП составил 7,47 млн т. В 2018 году, когда Госкорпорация «Росатом» стала инфраструктурным оператором Севморпути и куратором федерального проекта «Развитие Северного морского пути», грузопоток по СМП вырос почти в два раза.

Федеральный проект «Развитие Северного морского пути» нацелен на создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 млн т к 2024 году и 110 млн т к 2030 году, а также увеличению суммарной мощности морских портов до 110 и 115 млн т соответственно. Он входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанный в соответствии с указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 

Дирекция СМП завершила в прошлом году разработку концепции и теперь работает над формированием Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Севморпути. Цели проекта заключаются в повышении безопасности судоходства в Арктике и диспетчеризации флота по маршруту Северного морского пути, а также навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении, контроле над ледовой обстановкой. Российское правительство и «Росатом» должны рассмотреть вопрос об организации транзитных, в том числе контейнерных, грузоперевозок по СМП начиная с 2022 года. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заявляло о планах представить законопроект о комплексном регулировании Северного завоза, предполагающем создание системы общего мониторинга поставок. 

«Росатом» оценил потребности круглогодичной работы на Севморпути к 2030 году в 12-14 ледоколов. Грузопоток по СМП, согласно оценкам госкорпорации, к этому времени достигнет 150 млн т, из них 30 млн т составит транзит. В прошлом году заявлен к реализации проект «Северный морской транзитный коридор», предполагающий создание контейнерной линии и портов-хабов для транзита грузов по Северному морскому пути. «Росатом» договорился в середине 2021 года с арабским портовым оператором DP World о проектировании пилотных контейнеровозов, которые войдут в новый арктический флот госкорпорации, предназначенный для перевозок по СМП.  


Никитин Ярослав_jnk01800002.jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Новые проекты

На вторую половину 2024 года анонсировано начало строительства глубоководного морского порта в районе поселка Индига в Ненецком автономном округе. Российское правительство должно до 10 мая текущего года представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до Баренцева моря в районе бухты реки Индиги. Проект может привлечь инвестиции в более чем 300 млрд рублей. Мощность новой портовой инфраструктуры оценена в 80 млн т грузооборота.

Реализация этого арктического проекта нацелена на экспорт. Среди потенциальных грузов, заявленных для перевозки, выделяются: коксующийся уголь, древесина и бумага, удобрения и продукция химической промышленности. Через новый порт Индига предполагается экспортировать российское сырье в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Японию. 

Строительство железной дороги по направлению Сосногорск – Индига входит в проект «Баренцкомур». Магистраль до Индиги соединит Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут. Проект «Баренцкомур» также вошел в Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации.    


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике