Сейчас в Архангельске

19:14 -7 ˚С Погода
18+

Арктический шельф и СМП в новых условиях

20 мая 2022 года в Москве прошла XIX Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2022».

Северный морской путь Транспорт и логистика
Мария Кутузова
29 мая, 2022 | 16:06

Арктический шельф и СМП в новых условиях
Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


20 мая 2022 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» прошла XIX Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2022». Цель проведения конференции — обсуждение стратегий изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа в условиях текущей финансово-экономической ситуации в стране, а также рассмотрение современных технологий для освоения шельфовых месторождений, примеров реализации конкретных решений. Сегодня Арктика играет особую роль в планах освоения морских углеводородов и развития транспортных систем страны.



Шельф и каботаж

Северный морской путь в перспективе продолжает рассматриваться как основа формирования в регионе нового глобального транспортного коридора. В условиях геополитических вызовов и угроз развитие арктических проектов и поставок по Севморпути обретает новый смысл. Под прессом санкций стране придется решать проблемы перехода на круглогодичную навигацию, нарастить объемы грузоперевозок по СМП, развивать современную портовую инфраструктуру в Арктике.

Для наполнения грузовой базы Северного морского пути важную роль играют каботажные перевозки. Юлия Зворыкина, заместитель директора Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка, представила в ходе конференции доклад по теме «Роль шельфовых проектов в системе каботажных перевозок в Арктике». С января текущего года в силу вступили изменения в №81-ФЗ Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Обслуживание шельфовых платформ теперь относят к каботажу. В комплексе с реализацией проектов в рамках обеспечения Северного завоза «шельфовый каботаж» позволит обеспечить поставленные в стратегических документах цели по развитию судостроения и росту объема перевозок.

По мнению Зворыкиной, для поддержки таких проектов может быть задействован механизм «Фабрики проектного финансирования». По словам эксперта, необходимо также рассмотреть вопросы внесения изменений в законодательство, проработав вопрос о включении в Таможенный Кодекс ЕАЭС возможности перегрузки каботажных грузов в иностранных портах и интермодальной перевозки при условии, что частично она осуществляется водным транспортом на территории Российской Федерации.

В ходе конференции заместитель директора Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка привлекла внимание участников форума к проблеме коренных народов Арктики. Последние санкции, введенные против Российской Федерации, могут негативным образом, по мнению эксперта, отразиться на положении арктических национальных меньшинств. СМП и северный завоз обеспечивают сегодня до 3 млн человек, зависящих от снабжения товарами в удаленных труднодоступных районах Севера. Любые ограничения в отношении арктических судов и оборудования, необходимого для их функционирования, приведут к катастрофическим последствиям для населения регионов Крайнего Севера. В 2022 году Минвостокразвития совместно с «Росатомом» запускают по СМП регулярную каботажную линию между крупнейшими российскими городами – Санкт-Петербургом и Владивостоком, что поможет поддержать арктические регионы.


Смирнов Сергей smrn212019123.jpg

Фото: Сергей Смирнов / GeoPhoto

Мегатренд недостатка ресурсов

Мария Кауракова, к. ю. н., эксперт Российского газового общества, посвятила выступление на конференции теме «Влияния санкций на международное сотрудничество в освоении нефтегазового потенциала континентального шельфа России». Политические риски, по мнению эксперта, являются неотъемлемой составляющей любой деятельности российских энергетических компаний – держателей лицензий на шельфе Арктики. Именно они меняют структуру взаимоотношений в областях разведки, добычи, хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья. Придают ей динамичность в связи с возможностью включения в них новых участников. Тогда как антироссийские секторальные санкции преследуют цель не допустить, либо воспрепятствовать любой деятельности России по освоению ее континентального шельфа. По мнению Марии Каураковой, основной причиной введения таких мер является недостаток на мировых рынках природных ресурсов (энергии, воды и еды). Как утверждает эксперт, этот недостаток формирует мегатренд на период до 2030 года. 

«Совместное с Россией освоение нефтегазового потенциала ее континентального шельфа открывает доступ к надежным, доступным и чистым видам топлива, спрос на которые неизменно растет, особенно в условиях энергоперехода и трансформации рынков. Для России такая деятельность призвана решить ряд задач, включая обеспечение устойчивого энергоперехода и трансформации рынков, а также обеспечение устойчивого развития ее Арктической зоны и гарантированных поставок углеводородов для нужд внутреннего и внешнего потребления, а также устранения зависимости России от западных технологий. Ее эффективность не должна зависеть от односторонних мер давления, принимаемых отдельными государствам в обход Устава ООН», – считает Кауракова.

Конференция показала правильность государственных подходов в вопросах освоения Арктики, необходимость дальнейшей поддержки как гелогоразведки в Арктике и на шельфе непосредственно, так и развитие транспортной составляющей во всех ее проявлениях, но прежде всего СМП.


далее в рубрике