Сейчас в Мурманске

18:10 1 ˚С Погода
6+

Арктика в зоне преференций. Новые инициативы государства

Северный морской путь
Мария Кутузова
21 Апреля, 2022, 06:40
Арктика в зоне преференций. Новые инициативы государства
Из открытых источников


Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев выступил с основным докладом на совещании, посвященном арктическим регионам, и подвел итоги работы правительства в этом направлении за три последних года. По информации вице-премьера, в стране создана законодательная база для повышения инвестиционной привлекательности арктических регионов. Утверждены Основы государственной политики в Арктике, а также Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения ее национальной безопасности до 2035 года. Для региона приняты шесть федеральных законов и сорок нормативных актов.



Проектный ракурс

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам развития Арктической зоны РФ, в ходе которого обсуждались вопросы комплексного социально-экономического развития арктических территорий России, международного сотрудничества в Арктике, развития Северного морского пути, а также меры по обеспечению охраны окружающей среды и мониторингу климатических изменений в регионе. Как рассказал в ходе совещания вице-премьер Юрий Трутнев, выступивший с главным докладом, сейчас в Арктике реализуется более 460 проектов, а общий объем инвестиций превышает 1,3 трлн рублей. Созданная в арктических регионах дифференцированная система преференций (для разных видов экономической деятельности) должна обеспечить создание 30 тыс. рабочих мест. Согласно планам, к 2030 году ожидается прирост фактически осуществленных частных инвестиций до уровня не менее 730 млрд рублей, а объем планируемых инвестиций по соглашениям – почти 5 трлн рублей. К концу текущего десятилетия в регионе будет создано не менее 110 тыс. рабочих мест, а средняя зарплата в Арктической зоне России возрастет до 159 тыс. рублей.

Как пояснил вице-премьер, большая часть проектов реализуется в малонаселенных районах и требует поддержки строительства инфраструктуры. Для освоения Баимской рудной зоны необходимо строительство морского терминала и автомобильной дороги. Проект также потребует установки плавучей атомной станции для снабжения промысла электроэнергией. Согласно оценкам, запуск этого проекта приведет к удвоению бюджета Чукотки.


Гернет Николай_ngrt0120514.jpg

Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


«Сегежа Запад» станет первым проектом создания целлюлозно-бумажного комбината за последние сорок лет. В рамках проекта «Арктик СПГ 2» появится центр крупнотоннажных морских сооружений. Дополнительные объемы поставок по Северному морскому пути обеспечит разработка Сырадасайского месторождения коксующихся углей, что позволит к 2026 году увеличить грузопоток по СМП на 7 млн т угля. Для этих проектов, по словам Трутнева, потребуется субсидирование процентных ставок: необходимый объем финансирования на текущий год оценен в 5,9 млрд рублей. Трутнев обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложением о субсидировании процентных ставок в 2022 году по арктическим проектам.



Стране поможет Севморпуть

Согласно планам, объем перевозок по СМП еще до 2030 года может превысить 200 млн тонн. По словам Трутнева, стратегической задачей РФ является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора. «Системным условием реализации проектов Арктической зоны является развитие Северного морского пути. СМП позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов, транспортировать сырье и готовую продукцию, по сути, «сшивает» российский Север», – объяснил вице-премьер.

Большую часть объемов перевозок по Севморпути до 2024 года обеспечат четыре компании: «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «Роснефть» и «Северная звезда». Как отметил Трутнев, увеличение грузопотока требует значительной работы по всей трассе СМП в целях обеспечения надежной, безопасной транспортировки грузов. На российских верфях строится четыре атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года России предстоит ввести в эксплуатацию еще шесть ледоколов, четыре из которых планируется построить за внебюджетные средства. В 2025 году «Росатом» запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объем международного транзита к 2030 году до 30 млн тонн. В части развития портовой инфраструктуры ведется строительство четырех терминалов в акватории Северного морского пути с общим объемом инвестиций более 300 млрд рублей.



Никитин Ярослав_jnk01800002.jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


По информации вице-премьера, в настоящее время северный завоз обеспечивает жителей 25 северных субъектов Российской Федерации продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами. Ежегодный объем перевозок по СМП только в рамках северного завоза превышает 3 млн т. Однако их высокая стоимость оказывает существенное влияние на формирование конечной цены товаров первой необходимости, медикаментов, продуктов, а значит, и на уровень жизни людей в Арктике. Как отметил Трутнев, поскольку северный завоз осуществляется за счет кредитных ресурсов, рост их стоимости может вызвать значительное увеличение цены продуктов, медикаментов, строительных материалов. Предлагается подготовить предложения по субсидированию процентной ставки по северному завозу.

Согласно планам, общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 трлн рублей, прирост налоговых поступлений – 13 трлн рублей. По информации Трутнева, на каждый рубль из бюджета компании инвестируют 15 рублей собственных средств. Тогда как бюджетные инвестиции в Арктике окупаются за четыре года.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике