Безопасность мореплавания в Арктике

Транспорт и логистика Северный морской путь
Мария Кутузова
20 Марта, 2021, 06:20
Безопасность мореплавания в Арктике
Фото: Чистая страна


Эксперты и журналисты ПОРА принимают участие в Международном форуме «Чистая страна», проходившем в московском инновационном центре «Сколково». В центре внимания участников форума арктическая тематика, получившая в выступлениях участников глубокое и информационно наполненное освещение. Рады представить нашим читателям наиболее интересные выступления. В частности, госкорпорация «Росатом» представила в ходе форума «Чистая страна» многоуровневую инновационную систему безопасного мореплавания в акваториях арктических морей.  

Оператор российского атомного флота в последние годы активно диверсифицирует деятельность на Крайнем Севере, занимаясь вопросами судоходства по Северному морскому пути (СМП), развивая арктические электроэнергетические проекты. В конце 2019 года на Чукотке заработала первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Госкорпорация активно занимается и инновационными ветроэнергетическими проектами, собираясь ввести в стране 1,2 ГВт мощностей ветроэнергостанций к 2024 году. Пока эти проекты ВЭС не охватили Арктическую зону, но, согласно оценкам экспертов, у ветроэнергетики в регионах российского Крайнего Севера огромный потенциал.

Продвижение России в Арктику строится сегодня на поиске баланса промышленного освоения и необходимости минимальной нагрузки на экологию региона. Выступивший в ходе Международного форума «Чистая страна» специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по арктическим вопросам заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов привлёк внимание участников конференции к проблеме безопасного мореплавания в акваториях северных морей России.  

В настоящее время в российской Арктике идёт новый этап развития промышленного освоения. За последние шесть лет грузопоток по Северному морскому пути вырос в восемь раз. В 2019 году стоимость грузов, перевезённых по СМП, преодолела рубеж в 1 трлн рублей. Согласно прогнозам, к 2024 году этот показатель может достигнуть 2 трлн рублей. Рост конкурентоспособности мореплавания по Северному морскому пути повышает эффективность реализации арктических проектов, снижает экологическую нагрузку в регионах с самым высоким морским трафиком. По словам Владимира Панова, с ростом судоходства в арктических акваториях выделяются две ключевые проблемы: создание инфраструктуры мореплавания и экологическая составляющая безопасного судоходства по СМП. 




Прежде всего, это касается спасения жизни и здоровья человека в экстремальных условиях акваторий арктических морей. Ключевые вопросы в этой связи – это наличие современной надёжной связи, а также аварийно-спасательных судов, которые смогут быстро оказаться в районе возможной чрезвычайной ситуации в Арктике. На этом сегодня строится каркас безопасности морской аварийно-спасательной деятельности в арктических акваториях. 

В 2018 году Правительство РФ наделило Росатом полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути. В декабре 2019 года Правительством РФ был утвержден План развития инфраструктуры СМП до 2035 года, разработанный Росатомом.

Кроме того, госкорпорация продвигает проект создания единого цифрового пространства на Северном морском пути с участием «Роскосмоса». За счёт внедрения уникальных инновационных решений пользователям СМП можно будет получить информацию о том, что происходит на его трассе, в том числе данные дистанционного зондирования, ледовой обстановки и оценку экологической обстановки арктических акваторий, выбрав наиболее безопасный маршрут.

В прошлом году начал работу Штаб морских операций «Росатома», разрабатывающий маршруты плавания, обеспечивающий расстановку судов и проводку их ледокольным флотом. Штаб также выдаёт разрешения на плавание судов, информирует судовладельцев о безопасности и правилах мореплавания по СМП. По словам Панова, штаб стал главным центром, координирующим все судоходство в Арктической зоне Российской Федерации. Следующим этапом развития Штаба морских операций станет создание «цифровой экосистемы», которая позволит объединить самые различные слои информации и предоставить её всем пользователям, осуществляющим судоходство по Северному морскому пути. 

«Это повысит прозрачность, предиктивность и, самое главное, безопасность морских операций. В создании системы участвуют все структуры, обеспечивающие космическую информацию, надзорные и контрольные органы. По сути, мы выстраиваем единую «экосистему», которая обеспечит максимальный комфорт и безопасное прохождение СМП», – отметил Панов, выступая в ходе форума «Чистая страна». 

По информации ФГУП «Атомфлот», не так давно завершена разработка технического задания на создание на базе АСУ Штаба Единого диспетчерского центра управления плаванием судов на Севморпути. Это позволит оптимизировать маршруты движения судов и расстановку атомных ледоколов в акватории Северного морского пути. Целью внедрения такой системы является переход на автоматическую маршрутизацию в Арктике, что повысит качество логистики, обеспечит максимальную безопасность движения судов и повлияет на коммерческую привлекательность грузопотока по Севморпути. Такая платформа предоставит участникам и пользователям прозрачную и непротиворечивую информацию для организации деятельности в акватории СМП. В сервис должен войти набор по управлению мореплаванием, навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому сопровождению, обеспечению безопасности в акватории, мониторинг экологической обстановки, а также анализ эффективности функционирования и развития Севморпути.


Кузнецова Александра akzn0408903.jpg

Фото: Кузнецова Александра, GeoPhoto


Важнейшим направлением для Арктической зоны является развитие спутниковых систем, включая дистанционное зондирование и метеорологию. В конце февраля 2021 года запущен спутник «Арктика-М» – это первый российский космический аппарат для мониторинга климата и окружающей среды в регионе. По словам Панова, этот первый арктический метеорологический спутник будет с периодичностью раз в 30 минут давать оценку ситуации в Арктике. Российская мониторинговая орбитальная группировка в арктическом регионе будет состоять из двух таких спутников, что обеспечит круглосуточное всепогодное наблюдение поверхности Земли и арктических морей. Запуск второй «Арктики-М» намечен на 2023 год, ещё трёх спутников — в 2024-2025 годах. Им на смену после 2025 года предполагается отправить пять спутников нового поколения «Арктика-МП». По данным корпорации, три радиолокационных спутника для Арктики находятся в финальной стадии сборки. Кроме того, планируется запуск спутников, которые должны обеспечить в Арктической зоне как связь, так и интернет. 

Отдельное направление – в Арктике оно более чем приоритетно – это обработка радиолокационных снимков ледовых покровов. Как рассказал Владимир Панов, за счёт внедрения современных технологий (машинное обучение и искусственный интеллект) стало возможным распознавание такой важной характеристики, как толщина льда. С точки зрения оценки ледовой обстановки, предполагается создать три уровня сбора информации, которые должны обеспечить максимальную безопасность судоходства в Арктике. Первое – космические аппараты, которые обеспечивают радиолокацию, затем беспилотные аппараты, собирающие дополнительную информацию в районах, где нужно высокое разрешение, и непосредственно судовые комплексы, которые будут в режиме онлайн передавать с места информацию в Штаб морских операций.  

Перед инфраструктурным оператором также стоит задача повышения универсальности и функциональности атомного ледокольного флота в части готовности выполнения аварийно-спасательной деятельности. Как рассказал Владимир Панов, здесь предполагается внедрение целого ряда инновационных решений. 

«Первое – внедрение расширенного медицинского блока, чтобы на ледоколе появилась возможность оказания гораздо большей помощи при выходе на какую-то чрезвычайную ситуацию. Второе – это установка на ледоколах оборудования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Третье – водолазное оборудование. Но самое главное, на что мы нацелены, это сбор данных и оценка экологической ситуации в акватории Северного морского пути», – отметил Панов.

Действующий атомный ледокольный флот России пополнился в прошлом году головным ледоколом «Арктика» – это самый современный и мощный ледокол в мире. Особо выделяется начало строительства в прошлом году уникального ледокола «Лидер». В настоящее время у России пять действующих ледоколов: «Арктика», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Ведется строительство ещё четырёх новых ледоколов серии 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Морспасслужба в 2021 году начинает строительство 16 аварийно-спасательных судов разного типа, которые должны заступить на аварийно-спасательную службу в ближайшие годы. Таким образом, уже к 2024 году, по информации Панова, на трассе СМП будут установлены аварийно-спасательные суда, которые должны будут обеспечить безопасность судоходства вдоль акватории арктических морей. Ещё одним из важных направлений стала работа гидрофизических предприятий, нацеленная на оценку глубин арктических акваторий. Перед ними поставлена задача выполнения к 2024 году съёмки рельефа дна в соответствии с международными стандартами, что позволит обеспечить безопасные маршруты с точки зрения глубины. Кроме того, в России идёт строительство новых гидрофизических судов и модернизация уже существующих. 


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике