Большое северное импортозамещение
Большинство производителей уже знают, какие отечественные аналоги и технологии они предложат взамен импортных.

Автор фото Сергей Аносов, GeoPhoto.ru.
Для широких масс импортозамещение ассоциируется, прежде всего, с тем, чем мы пользуемся каждый день. Это продукты питания и лекарства, смартфоны и ноутбуки, бытовая техника, одежда и обувь, парфюмерия и косметика. Ещё вспоминаем про транспорт, которым пользуемся обыденно в городе и ездим в отпуск, про автомобили и самолёты. Но мало кто цельно представляет всю иерархию, структуру импортозамещения, при этом осознавая, что основой устойчивости индустрии страны является импортозамещение в базовых отраслях: в добыче полезных ископаемых ресурсов и их переработке, а затем в машино- и станкостроении. А ведь здесь импортозамещение -- это совсем другое дело, имеющее мало общего с проблематикой производства сыров или велосипедов.
Крупнейшие добывающие и перерабатывающие корпорации -- это сложнейшие организационные структуры, в которых собраны самые разные отрасли и подотрасли, они сами по себе — экономические минигосударства со своими министерствами и бюджетами.
В «Норникеле», например, успешно и на полную мощность работает не только горнодобывающее, обогатительное и металлургическое производство, находящееся в географически разных местах присутствия. Компания содержит и эксплуатирует: свой океанский флот контейнеровозов усиленного ледового класса и целую флотилию Красноярского речного пароходства, автомобильный, железнодорожный и гидротранспорт, морской и речные порты, аэропорт, геологоразведку, собственные строительные мощности и развитую автономную энергетику, использующую как собственные газоконденсатные месторождения с протяжёнными магистралями, так и каскад Таймырских ГЭС.
И везде остро стоит задача скорейшего избавления от «импортозависимости». Проблема эта настолько системная и сложная, что в начале полярного лета 2022 года (23-24 июня) было решено созвать Норильский профильный форум «Норникель. Импортозамещение — новые возможности», в котором приняли участие триста пятьдесят человек — представители ведущих российских поставщиков и производителей специальной техники и оборудования, чиновники Министерства промышленности и торговли России и Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Норильский форум
Внушительный состав участников свидетельствует о понимании масштаба проблемы и объёма предстоящих перестроек. Хорошо, что начали загодя. Компания существенную, до 40–45%, часть оборудования и запчастей традиционно закупала за рубежом. Открывая форум, старший вице-президент — руководитель Норильского дивизиона «Норникеля» Николай Уткин сказал:
Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Матушанский рассказал о мерах государственной поддержки предприятий, участвующих в импортозамещении. В ведомстве уже сформирован перечень оборудования, комплектующих изделий, сырья и материалов, которые могут производить в России. Министерство окажет «Норникелю» поддержку в части вопросов поставки оборудования и материалов, а для ускорения запуска проектов импортозамещения снижены требования по отношению объёма субсидирования к объёму реализации инновационной продукции.
В «Норникеле» определены четыре направления по импортозамещению: подбор аналогов, инжиниринг, реинжиниринг и предиктивная (предсказательная) диагностика оборудования, которая позволяет предугадать наступление аварийной ситуации на основе анализа и мониторинга его текущего состояния, предсказывать сбои и заблаговременно предпринять действия для устранения проблемы или смягчения негативного эффекта.
Две основы для импортозамещения
В целом, проблематику импортозамещения в подобных компаниях и концернах можно разделить на две основные составляющие: поддержание работоспособности уже имеющегося на вооружении промышленного оборудования и техники, полученных в своё время по импорту, и перенаправление будущих контрактов на комплексное обеспечение производственного цикла силами уже новых, прежде всего отечественных поставщиков. Это касается сферы самоходной горной техники и транспорта, сфер энергетики, автоматизации и цифровизации, механического оборудования, горного производства, а «комплексное» здесь — ключевое слово.
Поясню для читателей на одном примере.
Американская кампания «Катерпиллер» начала работать в России ещё в далёкие царские времена. Она работала и в СССР, твёрдо придерживаясь принципа «Экономика и репутация вне политики». Автор впервые увидел эти легендарные землеройные машины в середине семидесятых годов и даже проходил студенческую практику на участке эксплуатации тяжёлых бульдозеров. В 2000-х фирма построила сборочные заводы в городах Тосно (Ленинградская область) и Новосибирске, долгое время ничто не предвещало беды. Однако количество политэкономических безумцев на Западе в какой-то момент превысило критическую массу, и случилось немыслимое. Заводы закрылись, отныне поставки техники в Россию прекращены.
Я уже прочитал в локальных пабликах беззаботные комментарии относительно случившегося с вот таким посылом: «Ничего страшного не случилось, параллельный импорт легко всё закроет, привезут трактора из Африки или Чили!».
Нет, друзья, это так не работает... Что специализированное промышленное оборудование, что подобная техника — либо малосерийный выпуск, либо вообще штучное производство под строго конкретные требования. В заполярном Норильске не нужен бульдозер с открытой кабиной и оснасткой для работы на мягких грунтах южноамериканских приисков. Здесь требуется крюк рыхлителя для тяжёлых скальных грунтов с габбродиабазом и гранитом, отвал с определённой призмой волочения. Требуется многослойное остекление кабины, прочая теплоизоляция и климат-контроль, хладностойкость материалов и особая надёжность всех узлов, световая арматура для работы долгой полярной ночью, геопозиционирование и устойчивая связь.
Надо признать, что «Катерпиллер» умеет всё это делать, ведь они накапливали арктический опыт в том числе и на наших итогах эксплуатации, на наших заказах и рекомендациях производителю. Кроме того, мало получить десяток бульдозеров или большегрузных самосвалов из Египта -- нужно получить ещё и комплексное техническое обслуживание, гарантийное и текущее, сервисные центры, склады запчастей, обратную связь с оперативной реакцией на изменение конструктивных требований. И здесь открываются отличные возможности, как для наших уральских заводов, так и для белорусских товарищей, ведь недаром в городе перед Центральной автотранспортной конторой с советских времён стоит памятник «Белазу». К чести «Норникеля», связи с Минском не были утрачены даже в самые сложные для наших стран времена, малосерийные поставки карьерных самосвалов, пусть частенько и в политических целях, продолжались. А сейчас линейка продукции «Белаза» во многом не уступает импортным аналогам.
То же самое касается японских «Комацу» и «Кавасаки», ведь в Токио на фоне сокращения специфического добычного рынка и общемирового кризиса проявляют образцовую глупость. Не отстают шведские «Атлас» и «Сандвик Майнинг». Выкрутасы финских соседей, на стапелях которых строились контейнеровозы «Норникеля», стали ещё одним доводом для пересмотра политики сотрудничества.
Некоторые эксперты уже привычно предлагают обратить взоры в сторону Китая, но это то свято импортное место, которое должно бы остаться пустым. На норильских полиметаллических рудниках впервые начали внедрять на подземных горизонтах глубокого залегания беспроводную сеть 5G, что позволит роботизировать многие процессы. Глубины в два километра — это непредсказуемое горное давление и повышенные риски для человека. Связь нового поколения позволяет вести круглосуточную разведку и мониторинг во всех спектрах, эффективно управлять летающими дронами и роботизированной горной техникой, включая погрузочно-доставочные машины.
Как известно, комплексные решения по сетям 5G в мире предоставляют всего три фирмы: шведская «Эрикссон», финская «Нокия» и «Хуавей», его оборудование и начали устанавливать под землёй. Однако же последняя компания, опасаясь очередных санкций, официально уходит из России, и выстраивать долгосрочную политику на традиционной многовекторности китайских бизнесменов в стратегической отрасли решительно нельзя. Нужно привлекать свои силы.
А вот в деле поддержания работоспособности уже существующих систем обеспечения производства Норильского дивизиона вполне может помочь и пресловутый параллельный импорт, и «серый», и обратный инжиниринг, то есть полная разборка импортных узлов с их точным копированием. Согласно озвученной на форуме программе обратного инжиниринга комплектующих, заинтересованным организациям будут выдаваться гранты на разработку конструкторской документации на критические комплектующие и расширение инфраструктуры центров инженерных разработок. Механизм позволяет уже в 2022 году увеличить размер гранта до 100 %.
Шанс для отечественного производителя
Заместитель директора Заполярного филиала «Норникеля» по управлению промышленными активами Максим Котельников подчеркнул, что у отечественных производителей появились все шансы занять освобождающуюся выгодную нишу, предложив «Норникелю» достойные варианты замещения, а замминистра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Гаврилов поведал участникам о мерах региональной поддержки для предприятий, участвующих в импортозамещении:
Большинство производителей уже знают, какие отечественные аналоги и технологии они предложат взамен импортных, чтобы обеспечить стабильный уровень эксплуатационной надежности промышленных активов «Норникеля».
Ещё один участник форума, генеральный директор компании «Ф-МоторСпорт» Эдуард Мымрин поделился:
Следует отметить, что это был форум обрисовки контуров предстоящей грандиозной работы, обозначения массива задач и условий, в том числе условий среды. Для этого участников, собирающихся участвовать в программе, повезли на промышленные площадки Заполярного филиала, где они побывали на металлургических заводах, пяти рудниках и на одной из двух обогатительных фабрик.
Не обошлось без презентации грантовой программы развития технологических компаний под нужды крупных российских корпораций. Документальным итогом работы мероприятия стало подписание меморандума о намерениях с «Тяжмаш», «Новомек» и многими другими участниками.
Однако на этом дело не закончилось.
Сразу после Норильского форума в Красноярске прошёл Всероссийский форум по импортозамещению, в работе которого приняли участие около трёхсот делегатов из двадцати трёх регионов. Наряду с крупнейшими краевыми предприятиями активное участие в нём принял и «Норникель».
Представители малого и среднего бизнеса встретились с ключевыми предприятиями региона: «Норникелем», «Краслесинвестом», «Красцветметом», СУЭК и другими. В онлайн-сессии участвовали представители Российского экспортного центра (Казахстан, Индия, Узбекистан, Таджикистан, ОАЭ, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Турция). Новые связи возникали не только на промышленной почве.
Виталий Лажинцев, основатель компании «Ноософт», так мотивировал своё появление на форуме:
Возможность комфортной опоры на огромный краевой ресурс, промышленный и научный — ценная опция, получающая особое значение в свете вновь возникшей темы слияния двух гигантов цветной металлургии — «Норникеля» и «Русала» — в один мегаконцерн.
В таком случае силы и средства объединятся, и можно будет выстраивать наиболее надёжные схемы и связи в регионе базового присутствия с максимально высокой эффективностью, окупаемостью и надёжностью. Ну, а сам «Норникель», как подчеркнул Максим Котельников, несмотря на все сложившиеся обстоятельства, остаётся вполне надёжным партнёром.
Автор: Вадим Денисов.