Сейчас в Мурманске

17:43 ˚С
6+

Что ждёт Северный морской путь?

Северный морской путь
Валентин Юшкевич
4 октября, 2022, 12:57

Что ждёт Северный морской путь?

В Санкт-Петербурге состоялась Международная выставка и конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (OMR 2022). На вопросы GoArctic о проблемах и планах развития самой северной и самой перспективной морской трассы ответил замдиректора Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максимом Кулинко. 

 «Росатом» является инфраструктурным оператором Севморпути с 2018 года, а в этом году решением президента и правительства страны ваши полномочия по управлению судоходством в акватории СМП еще больше расширились. Как на это отреагировало профессиональное сообщество? 

– Мне представляется, что на сегодняшний день к деятельности «Росатома» сформировалось доверие. Уже прошло беспокойство, которое было в 2018 году, когда образовали дирекцию, и уже снялись вопросы о том, как это все будет работать. И то, что нам дополнительно передали функции по выдаче разрешений на проход по СМП (с возможностью приостановки и отзыва разрешений) – это лучшее подтверждение того, что мы заслужили своим трудом доверие, как морского сообщества, так и руководства страны. 

– Удастся ли выполнить целевой показатель грузопотока по Севморпути – 80 млн тонн в 2024 году?

– Мы всегда смотрели с оптимизмом на эту цифру. Конечно, 24 февраля (прим. – начало СВО на Украине) внесло свои коррективы, но у нас нет оснований не верить компаниям-недропользователям, которые подтверждают все свои заявленные планы и показатели. Поэтому никаких оснований говорить о том, что они не будут выполнены, у меня, как представителя Дирекции Северного морского пути, нет.


AnyConv.com__78e821f0039697160b91315b45df053e.jpg

Фото: Росатом


 А что можно сказать о более удаленной перспективе? 

– Сейчас наши перспективные задачи во многом синхронизированы с недавно принятым «Планом развития Северного морского пути до 2035 года». И если взять расчетную цифру 150 млн тонн к 2030 году, то могу сказать, что это вполне выполнимый показатель. 

– Сейчас все чаще предлагают выйти за рамки Северного морского пути и развивать Большой Севморпуть (БСМП) или по-другому – Северный морской транспортный коридор (СМТК). Ваше мнение на этот счет? 

– Ничего нового в этих предложениях нет. Еще в 2018 году, когда я работал в правительстве, мы готовили доклад премьер-министра Д.А. Медведева с предложениями об усилении управленческих функций «Росатома», как единого инфраструктурного оператора, и вводили термин СМТК. С Мурманском на входе и Петропавловском-Камчатском на выходе. Это очень важно потому, что мы должны смотреть на СМП, как на важную часть этой магистрали и развивать ее в единой логистике и в единой экономике.

 Вы довольны как заказчик качеством атомных ледоколов проекта 22220, которые строятся на «Балтийском заводе»?

– Конечно, по головному ледоколу «Арктика» были вопросы, и некоторые проблемы еще остаются до сих пор. Но на то он и есть головной. Ведь это такая опытно-конструкторская, испытательная работа. Так было всегда, еще с советских времен. Что касается «Сибири», то на нем эти «детские болячки» уже устранены, и он себя прекрасно зарекомендовал. Это даже не наши отзывы, а мнение тех судовладельцев, которые неоднократно его испытали на практике во время ледовых проводок. Уверен, с «Уралом», который будет введён в эксплуатацию в этом году, и следующими ледоколами серии проблем не будет.


8e32e3f8a541083566497dd099d06f99.jpg

Фото: Балтийский завод


– На какой стадии находится идея строительства новой мощной судоверфи на острове Котлин в Кронштадте?

– Мы испытываем большую потребность в судостроении вообще, и в крупнотоннажном судостроении в частности. И видим, что нам не хватает таких строительных мощностей в Северо-Западном регионе России. Потому смотрим на возможность строительства этой верфи в увязке с «Балтийским заводом». Сама идея находится на стадии осмысления совместно с отраслевыми научными организациями. В первую очередь специалистами «Центра технологии судостроения и судоремонта», которые и подсказали нам эту географическую точку. Примерные цифры по объемам производства и срокам строительства нам уже понятны. Я думаю, что в ближайшее время выйдет соответствующее поручение, и эти вопросы будут взяты уже в официальную проработку. 

– Какова возможность международной кооперации в изменившихся геополитических условиях?

– Подобная кооперация возможна, но мы все находимся в режиме неопределенности. Например, из южнокорейских верфей поступает разнонаправленная информация. То они готовы строить, то не готовы… Что касается китайских коллег, мы начинаем их тестировать и хотим с ними поработать с точки зрения спутниковой группировки. Потому что пока других альтернатив не видим. В любом случае нам предстоит большой труд по развитию отечественных технологий, но и отказываться от возможной кооперации с иностранными партнерами мы не будем.

– Как будет работать единая цифровая платформа на СМП? 

– Цифровая платформа – это часть большой экосистемы Северного морского пути. Мы понимаем, что судовладельцы, находясь на разной стадии своей цифровизации, готовы пользоваться сторонними сервисами. Более того, им гораздо удобнее получать из «одного окна» весь необходимый набор данных, который им обеспечит безопасность судоходства. Это и спутниковые данные, и гидрометеорологическая информация, ледовая информация, это и оперирование ледокольным флотом. И что еще более важно – мы пытаемся синхронизировать их логистические планы. Потому что тот объем грузов, который сейчас идет по СМП, зачастую требует большего числа ледоколов, чем мы располагаем.


Layer-1.jpg

Фото: Росатом


Цифровая платформа направлена на то, чтобы по понятным алгоритмам получать качественную информацию из Штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» и предоставлять в удобном виде для всех судовладельцев. Я считаю, что задача амбициозная, источников информации пока не хватает, но мы стараемся их наращивать. И если к концу 2024-го года мы закончим эту работу, то, думаю, что судовладельцы это оценят и скажут спасибо. 


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике