Сейчас в Мурманске

21:08 -11 ˚С Погода
18+

Дорога к Лавне не вошла в список приоритетов

Строительство железной дороги к порту Лавна в Мурманской области приостанавливается

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
19 ноября, 2020 | 20:55

Дорога к Лавне не вошла в список приоритетов
Фото: mikhail.krivyy.com

Строительство железной дороги к порту Лавна в Мурманской области приостанавливается. Что стало причиной расторжения контракта на строительство между Министерством транспорта и подрядчиком и когда дорога всё же будет сооружена – в материале GoArctic.

Министерство транспорта и «Стройгазконсалтинг», который осуществлял строительство железнодорожной ветки к порту Лавна в Мурманской области, по соглашению сторон расторгли контракт по реализации данного проекта. Из общей суммы контракта в 44,7 млрд рублей 26 млрд рублей – стоимость работ, уже выполненных подрядчиком, писал «Коммерсантъ». Причём претензий друг к другу, как говорится в документах, стороны не имеют.

Проект должен был быть завершен в 2021 году, спустя 7 лет с момента подписания договора. После расторжения контракта сроки будут в очередной раз сдвинуты. Не исключается, что новым окажется не только подрядчик, но и основной заказчик проекта по созданию железнодорожной ветки для нового угольного терминала в Арктике.



Фото: СеверПост

 

Причины срыва

В этом году главным объяснением всему является эпидемия коронавируса. Она оказала существенное влияние на экономику не только России, но и мира. Транспортные проекты кризис не обошёл стороной.

«Всё зависит от денежных потоков, ведь на финансирование сейчас стоит очередь. В этом году главный приоритет – медицина. Не было бы коронавируса, ситуация могла бы обстоять иначе», – прокомментировал глава агентства Infranews Алексей Безбородов.

На это накладывается конкуренция между различными вовлечёнными в крупные проекты игроками, которая лишь усиливается в условиях ограниченного бюджета.

Смена подрядчика и, как следствие, временное замораживание проекта по строительству железнодорожной ветки, помимо общеэкономических факторов, связано со сложностями с самим портом Лавна, к которому следует дорога. Хотя порт и входит в число ключевых для Мурманской области проектов (инвестпроект «Морской торговый порт Лавна» стал резидентом территории опережающего развития «Столица Арктики»), нет полной ясности относительно концессионера и заявленной грузовой базы.

 

Фото: Лев Федосеев, ТАСС

 

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что события со сменой подрядчика связаны с тем, что ключевым реализатором и заказчиком проекта становится не Министерство транспорта РФ, а РЖД.

«Это формальная замена одного подрядчика на другого с учётом смены заказчика», – сказал глава региона.

По словам Павла Иванкина, президента Института исследования проблем железнодорожного транспорта, в случае смены заказчика с Минтранса на РЖД, может возникнуть ряд сложностей. Во-первых, РЖД проблематично встраивать в схему государственно-частного партнерства (ГЧП), так как монополия является акционерным обществом, хоть и со 100-процентным государственным участием. Во-вторых, РЖД, скорее всего, не сможет стать получателем средств по федеральной целевой программе напрямую – финансирование придётся проводить через Минтранс.

«Не стоит забывать, что перед РЖД сейчас и так стоит множество задач: это и работы на восточном полигоне, и на подходах к портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, и реконструкция морского транспортного узла. Добавление ко всему этому ещё и Лавны вряд ли можно назвать правильным решением», – заявил Павел Иванкин.

 

Дорога будущего

Власти Мурманской области заверяют, что железнодорожная ветка будет построена, несмотря на все происходящие изменения.

«Что касается строительства железнодорожной инфраструктуры – она является ключевой не только для порта Лавна, но и для целого ряда других портовых проектов, которые сегодня реализуются на западном берегу. Эта стройка идёт», – заявил Андрей Чибис.

Алексей Безбородов также уверен, что дороге быть, так как уже слишком много средств вложено, чтобы бросать строительство. Проект Лавна, по его словам, тоже будет реализован. В ближайшие 10-15 лет, по мнению Безбородова, спрос на уголь (этот груз планируется переваливать в порту Лавна) будет сохраняться.

 

Фото: Иван Шаповалов, ТАСС

 

Что касается сроков окончания строительства железнодорожной ветки, многое будет зависеть от скорости подготовки документов для нового конкурса Минтрансом, а также от того, кто станет победителем и как активно он будет вести работу на участке, считает Павел Иванкин.

«Раньше 2025 года реализация проекта вряд ли завершится. Ускорить процесс смогут либо грузовладельцы, либо федеральные власти», – прогнозирует эксперт.

Для развития Арктики, реализации масштабный транспортных проектов, превращения Северного морского пути в международный транспортный коридор необходим мощный импульс, понимание значения Арктики для России. Важно осознание того, что на Севере нельзя ожидать быстрого результата. Развитие Арктики – это вопрос длительной перспективы.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике