Эффект от господдержки Арктической зоны РФ рассчитан до 2035 года
Существующая система включает целый ряд федеральных, целевых, региональных и отраслевых программ

Фото: Максим Деминов / GeoPhoto
Арктика остается стратегическим направлением для развития Российской Федерации. Существующая система поддержки районов Крайнего Севера включает целый ряд федеральных, целевых, региональных и отраслевых программ, в том числе северный завоз продукции в эти регионы страны.
Северный морской путь
В 2020 году вся территория российской Арктики стала особой экономической зоной. По информации вице-премьера Юрия Трутнева, сегодня в арктических преференциальных режимах реализуется 695 проектов с объемом инвестиций 1,6 трлн рублей, уже вложено 355 млрд рублей, создано более 12 тыс. рабочих мест.
«Арктическое направление сегодня является стратегическим для развития нашей страны. Прежде всего, это единственная морская дорога, находящаяся полностью в юрисдикции Российской Федерации, связывающая Европу и Азию. Арктический регион имеет стратегическое значение для нашей страны как с точки зрения укрепления экономики, так и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Северный морской путь – не только транзитный путь, он создает условия для реализации мегапроектов в Арктической зоне», – сказал вице-премьер. По словам Юрия Трутнева, в горизонте до 2035 года их реализация обеспечит налоговые поступления в размере 21 трлн рублей.
За последние восемь лет объемы перевозок в акватории Северного морского пути выросли более чем в восемь раз. Объем грузов по СМП сегодня составляет 34 млн т в год. Несмотря на беспрецедентные санкции, действующие в отношении Российской Федерации, не забыта задача роста грузопотока по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, а к 2031 году поставлена задача нарастить объем перевозок по нему до 200 млн т.
Фото: Сергей Доля / GeoPhoto
Согласно планам, в ближайшие пять лет в стране обновят торговый флот, а до 2035 года на российских верфях построят около 1 тыс. судов различного назначения, в этих целях в стране задействована программа льготного лизинга. Так, на верфи «Звезда» при финансовой поддержке «ВЭБ.РФ» строится головное судно серии уникальных арктических газовозов ледового класса для круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики. Для судоремонтных предприятий обнуляется НДС, а также оказывается поддержка перехода на отечественные цифровые решения.
По данным на 2023 год, грузоперевозки в российской Арктике выполняют 30 судов: 17 газовозов и танкеров обеспечивают проекты компании «НОВАТЭК», 7 танкеров поддерживают вывоз нефти из «Нового Порта» компании «Газпром нефть», 6 танкеров и контейнеровозов работают для нужд компании «Норникель». В то же время ведется строительство 33 новых судов. Согласно планам, к 2024 году стране для работы в Арктике потребуется 57 грузовых судов с учетом действующих. «НОВАТЭК» должен увеличить флот газовозов, задействованных в перевозках сжиженного природного газа на 16 судов (до 33), для проекта «Северная звезда» компании АЕОН потребуются 9 балкеров, 2 танкера нужны «Роснефти» для «Восток Ойл», подсчитали в Росатоме. К 2030 году для «НОВАТЭКа» потребуется 39 газовозов и танкеров, АЕОН – 25 балкеров, ГДК «Баимская» – 3 балкера, «Роснефти» – 11 танкеров, Росатому – 9 контейнеровозов. Для поддержки северного завоза России нужны 10 универсальных судов. К 2030 году для обеспечения растущего грузопотока ключевых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в общей сложности потребуются 160 судов, в основном это будет крупнотоннажный флот.
Для поддержания безопасного судоходства по СМП необходимо принять своевременные меры в области развития инфраструктуры, связи и ледокольного флота. По мнению министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, навигация во льдах в таких объемах и с такой интенсивностью не может проводиться вслепую, Россия не должна зависеть от иностранного спутникового сопровождения.
Фото: Вадим Штрик / GeoPhoto
Связь для Арктики
Одним из самых острых вопросов для Арктической зоны остается развитие мобильной связи и интернета. Согласно планам, до 2030 года 97% населения России должны иметь доступ к широкополосному интернету и качественной мобильной связи.
По информации Минцифры РФ, в планах министерства, «Роскосмоса» и «ГЛОНАСС» покрытие всей территории российской Арктики спутниковым интернетом в ближайшие годы. Тестовой площадкой для реализации инициативы в этом году стало село Хатанга в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края.
Застопорилась ранее анонсированная инициатива компании МегаФон Arctic Connect: планировалось проложить подводный оптоволоконный кабель по дну Северного Ледовитого океана вдоль арктического побережья по Севморпути. Общая протяженность Arctic Connect могла составить 10 тыс. км. Соглашения с сотовым оператором подписали четыре региона Арктической зоны: Коми, Якутия, Чукотка и Ненецкий автономный округ. Сейчас этот проект временно заморожен из-за санкций.
На Чукотке оптоволоконный кабель был проведен по дну Берингова моря, ранее в регионе жители пользовались спутниковым интернетом. По информации госкомпании «Космическая связь», в настоящее время более 90% населения АЗРФ имеют доступ к цифровым услугам, а 98,6% к 2022 году охвачены услугами цифрового телевидения.
Фото: Вадим Кантор / GeoPhoto
Социальный ракурс господдержки
В этом году Госдума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе», регулирующий всю систему комплексных мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению районов Крайнего Севера. По информации Минвостокразвития, география северного завоза охватывает 25 регионов РФ. Ежегодно в них доставляется более 3,4 млн т жизненно важной продукции для 3 млн жителей.
Государство создает единого морского оператора северного завоза, а также систему мониторинга – ФГИС «Северный завоз», обрабатывающую и анализирующую информацию о движении грузов и выявлении потенциальных рисков сбоев таких поставок. Согласно планам, к 2026 году расходы федерального бюджета на финансирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза – водные пути, автодороги и аэродромы – могут достичь 7,4 млрд рублей.
Фото: Афанасий Маковнев / GeoPhoto
В марте 2022 года губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Артюхов предложил масштабировать на всю АЗРФ опыт Ямала по отмене накопительного принципа северных надбавок для сотрудников федеральных учреждений.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис выступил за распространение правила о выплате молодежи «северных надбавок» с первого дня трудоустройства на все организации.
В текущем году Чукотка решила ввести выплату «северных» в 100% размере для специалистов из бюджетной сферы, переезжающих в регион, с первого рабочего дня. Цель оказываемой поддержки заключается в привлечении кадров в Арктику.
На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме участники обсуждали стратегию продвижения России в арктических регионах: одной из главных задач остается соблюдение баланса между экономическим освоением Крайнего Севера и защитой окружающей среды на «климатической кухне планеты», а также социальная поддержка населения. Устойчивое развитие арктических территорий затрагивает и вопросы формирования новых логистических цепочек, международного сотрудничества со странами – потребителями ресурсов российской Арктики, а также туризма и экологии.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic