Сейчас в Мурманске

04:59 1 ˚С Погода
18+

Эксперт ПОРА: Регулярный рейс из Мурманска в Петропавловск-Камчатский по Севморпути решает сразу несколько задач

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» завершил программу первого кругового каботажного рейса из Мурманска на Дальний Восток.

Северный морской путь Материалы ЭЦ ПОРА
19 августа, 2022 | 14:17

Эксперт ПОРА: Регулярный рейс из Мурманска в Петропавловск-Камчатский по Севморпути решает сразу несколько задач


Атомный лихтеровоз «Севморпуть» в середине августа завершил программу первого кругового каботажного рейса из Мурманска на Дальний Восток, предусмотренного Планом развития Северного морского пути до 2035 года. Новость комментирует кандидат экономических наук, сотрудник кафедры экономики водного транспорта ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова и консультант ГК ЗАО «Арктик-консалтинг-сервис» Евгений Антипов.

«Атомный лихтеровоз «Севморпуть» был и остаётся уникальным судном советского судостроения. Помимо атомной силовой установки и ледового класса «УЛА» (по Правилам Регистра СССР), он обладает системой разгрузки лихтеров [лихтер – разновидность баржи, прим. ПОРА], которые планировались к использованию, в том числе, на основных реках Крайнего Севера (Оби, Енисее, Хатанге, Лене) и, реже, на заболоченных берегах островных территорий Арктики.

В ходе эксплуатации выяснилась одна неприятная технологическая особенность: при спуске лихтеров в условиях мелкобитого льда подъёмные механизмы забивались, что в значительной степени затрудняло и затягивало процесс «перезагрузки». Соответственно, для оптимального режима работы судна необходимо было выбирать наиболее благоприятные места спуска лихтеров и периоды навигации, что ставило под вопрос дальнейшее использование весьма дорогостоящего судна.

Вместе с этим, на дальнейшую эксплуатацию оказала влияние фрагментация хозяйственных связей, которая повлекла за собой снижение интереса государства к региону и, впоследствии, уменьшение грузооборота на водном транспорте в Арктике. В результате судно оставалось невостребованным до 2014 г.

Во второй декаде XXI в. вновь возрос интерес государства к региону: был принят ряд документов стратегического планирования; построена новая и модернизирована существующая портовая инфраструктура; разработаны новые месторождения полезных ископаемых и другое.

После длительного простоя и де-факто списания судна, ФГУП «Атомфлот» в 2014 г. принял решение о восстановлении его эксплуатационных качеств и увеличении количества грузовых помещений для перевозки контейнеров вместо лихтеров.

Организация регулярных рейсов из Мурманска в Петропавловск-Камчатский через акваторию Северного морского пути – один из многих шагов на пути к формированию круглогодичной высокоширотной магистрали во внутренних водах России. Здесь решаются сразу несколько задач практического толка:

  • «обкатка» процесса организации регулярного каботажа через Северный морской путь между портами-хабами;

  • дополнительное изучение особенностей эксплуатации судна «Севморпуть» на длительных переходах;

  • понимание особенностей навигационных условий восточного сектора Арктики.

Рассматривая вопрос о целесообразности организации данного рейса, следует отметить, что он является одним из элементов целого комплекса задач для развития морских коммуникаций между Арктическим и Тихоокеанским бассейнами Российской Федерации – и для создания реальной альтернативы Суэцкому каналу. Поэтому говорить о стоимостных показателях рейса стоит в контексте инвестиций в будущее судоходства в Арктике. Насколько они оправданы – покажет время».

далее в рубрике