Эксперт ЦНИИМФ оценивает потребность в ледоколах на СМП в 11 единиц – такое количество необходимо для перевозки 160 млн тонн грузов в год
По данным института, на начало 2025 года средний возраст атомных ледоколов в настоящее время – 16 лет

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
В Центральном научно-исследовательском институте морского флота (ЦНИИМФ) рассчитали, что для постоянной проводки судов по Северному морскому пути (СМП) потребуется парк из 11 ледоколов. Такая численность обеспечит ежегодный грузопоток в 160 млн тонн. Об этом на конференции RAO CIS Offshore 2025 в Санкт-Петербурге сообщил кандидат экономических наук, заместитель генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта Александр Сергеевич Буянов, передаёт ИАА «ПортНьюс». Эксперт считает целесообразным «закрепить» каждый ледокол за определённым участком трассы, чтобы суда могли идти встречными рейсами без длительных простоев в ожидании проводки.
По данным института, на начало 2025 года средний возраст атомных ледоколов – 16 лет, дизельных – 29 лет. Десять судов исчерпали расчётный ресурс и эксплуатируются сверх нормы.
Смену устаревшему флоту обеспечивают атомные ледоколы проекта 22220. Головной «Арктика», заложенный в 2012 году, сошёл со стапелей Балтийского завода 16 июня 2016-го. За ним последовали «Сибирь» (введён в эксплуатацию 25 января 2022 года), «Урал» (флаг поднят 22 ноября 2022 года) и «Якутия», официально вступивший в строй ФГУП «Атомфлот» в марте 2025 года.
Сейчас на верфи продолжается строительство «Чукотки» и «Ленинграда». 19 ноября 2025 года планируется закладка следующего атомохода — «Сталинград». Решение о начале сборки седьмого и восьмого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 будет принято до конца 2026 года.