Эксперты перечислили, что необходимо для развития Трансарктического транспортного коридора
Транспортная линия протянется от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока, включая Северный морской путь

Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto
По планам развития Трансарктического транспортного коридора (ТТК), через пять лет по морям Российской Арктики будет перевозиться до 109 миллионов тонн грузов в год. Эксперты считают, что маршрут от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока, включающий Северный морской путь, станет основой для экономического роста Арктической зоны России. Но для этого нужно применить комплексный подход и провести определенную работу, передаёт «Российская газета» мнения экспертов.
Как напоминает «РГ», акцент на развитии Трансарктического транспортного коридора впервые был сделан на VI Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в марте 2025 года в Мурманске. GoArctic тоже писал об этом. Правительству страны совместно с госкорпорацией «Росатом» было поручено разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования ТТК. В процессе разработки модели должны участвовать комиссия Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), судостроительный комплекс «Звезда» и заинтересованные грузоотправители.
Кроме того, правительство РФ вместе с Российским фондом прямых инвестиций до конца 2025 года планирует создать Инвестиционный фонд развития Арктики, а совместно с госкорпорацией «ВЭБ.РФ» – проектный офис, который поддержит формирование инфраструктуры ТТК, реализацию инвестпроектов и мастер-планов опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ (АЗРФ). В «РГ» предполагают, что проектный офис может стать основой акционерного общества, а затем корпорации, которую в дальнейшем можно будет капитализировать и вывести на IPO.
С этим согласен начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков: он уверен, что Трансарктический транспортный коридор – связующее звено и основной актив Арктики, который необходимо развивать и в первую очередь – капитализировать, применяя комплексный подход к его развитию и привлекая потенциал всей страны. Комплексный проект должен включать не только финансово-экономическую модель ТТК, но и пространственно-экономическую модель развития АЗРФ: развитие портов, внутренних водных путей, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог. В интересах развития ТТК эту бесшовную транспортную систему надо сформировать и обязательно включить в комплексный план развития АЗРФ, считает Сергей Вахруков.
Министр транспорта РФ Андрей Никитин выделил три аспекта, на которых необходимо акцентировать внимание. Первый – актуализация Транспортной стратегии страны с учетом новых приоритетов – развития внутренних водных путей и ТТК. Второй аспект – использование беспилотных технологий при создании транспорта для Северного морского пути и ТТК. Третий аспект – создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая должна решить минимум две задачи: сократить «до одного, а то и до нуля» количество документов, оформляемых на бумаге (чем быстрее проходит таможенное и прочее оформление, тем выгоднее грузоперевозка); перевести все документы в электронный вид (с 2026 года на электронный документооборот перейдут на транспорте, а постепенно – и в других сферах).
Спецпредставитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов уточняет, что формирование ТТК, перспективы СМП и самой Арктики «не могут строиться на амбициях какой-либо страны»: развитие Арктики и транспортных маршрутов может строиться только на основе экономики, которая имеет четыре составляющих. Это – добычные проекты, энергетика, логистика и международное сотрудничество. По словам Владимира Панова, в 2024 году были созданы и сформированы два новых межправительственных формата по развитию сотрудничества на Северном морском пути – с Китаем и Индией.
В целом, эксперты единодушны: комплексный проект по развитию Трансарктического транспортного коридора (ТТК) должен включать обязательный набор взаимосвязанных элементов. Первым из них является формирование полноценной транспортной инфраструктуры в широком смысле – речь идёт не только о развитии портовой и судоходной составляющих, но и о создании всей наземной, воздушной и цифровой логистической сети, обеспечивающей бесперебойные перевозки. Вторым необходимым компонентом признаётся система преференций, льгот и специальных возможностей, которая позволит реализовать как приоритетные национальные задачи, так и крупные инвестиционные проекты. Третьим обязательным блоком станет экологическая составляющая: её цель — сохранить уникальную природу арктической зоны, чьё состояние напрямую влияет на климат всей планеты. Кроме того, проект обязан содержать разделы, посвящённые развитию судостроения, строительству арктического, дноуглубительного и ледокольного флота, поскольку без этих факторов круглогодичное использование Трансарктического транспортного коридора невозможно.