Герман Широков: «Вопрос по обратной загрузке лихтеровоза «Севморпуть» мы практически решили»

Северный морской путь Транспорт и логистика
Валентин Юшкевич
29 Сентября, 2020 | 05:11
Герман Широков: «Вопрос по обратной загрузке лихтеровоза «Севморпуть» мы практически решили»


Лихтеровоз «Севморпуть» (единственный из действующих атомных в мире) связывает с Санкт-Петербургом немало. Именно здесь он проектировался в 1978 году, ремонтировался на Канонерском заводе и именно сюда в прошлом году прибыл с первым пробным рейсом, выполняя поручение Владимира Путина наладить регулярные рыбные поставки с Дальнего Востока в Европейскую часть страны. Нынешний приход в терминал «Петролеспорт» Большого порта Санкт-Петербурга позволил (обычно осторожным на оценки) ответственным лицам утвердительно говорить о начале регулярности.

На языке цифр и фактов прибытие 25 сентября 2020 года в Санкт-Петербург ледокольно-транспортного судна «Севморпуть» во многом похоже на события годичной давности. Тоже сентябрь, тот же маршрут по Северному морскому пути (СМП), те же морепродукты на борту (в обоих случаях чуть более 200 рефрижераторных контейнеров или пять тысяч тонн) и тот же оператор (госкорпорация «Росатом»). Если же искать отличия, то увеличилась скорость прохождения. Рейс-2019 из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга занял 18 суток. Сейчас дошли быстрее.

«Планировалось восемнадцать суток при коммерческой скорости 17 узлов, а получилось чуть больше шестнадцати. В будущем, думаю, дойдем до пятнадцати суток. Единственное – был закрыт район острова Вилькицкого, и нам пришлось его обойти. На этом мы потеряли не больше шести часов, а в целом если эти рейсы будут постоянные, если мы будем точно знать конкретный причал и время прибытия, то это все будет действительно гораздо быстрее», – охарактеризовал перспективы маршрута капитан лихтеровоза Фарид Габбасов.   

IMG_20200925_123716.jpg  

 

Впечатлила и скорость разгрузки судна. На глазах приглашенных журналистов на один рефконтейнер (с подъездом и отъездом выстроившихся в очередь фур) уходило от одной до двух минут. По мнению председателя Комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга Германа Широкова на всем Северо-Западе подобные темпы способны обеспечить только здесь.

«Большой порт Санкт-Петербурга – единственный в западной части России, который может принять сегодня лихтеровоз «Севморпуть» и разгрузить его за считанные часы. Мурманску, например, для этого потребуется несколько дней, а не будем забывать, что судно фрахтуется именно по дням», – отметил Герман Широков.

Но, главное, по его словам, это то, что за прошедший год удалось кардинально продвинуться по вопросу обратной загрузки. К расчетам были привлечены силы Логистического кластера Северо-Запада России и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

«Наша задача состоит в том, чтобы перевозимые по СМП грузы были как можно меньше по себестоимости. Мы отработали много вариантов обратной загрузки, и все свои предложения направили в два адреса – Госкомисию по вопросам развития Арктики и Дирекцию Северного морского пути «Росатома». Именно эти вопросы должны быть обсуждены в ближайшее время на заедании рабочей группы Госкомисии под руководством Владимира Александровича Панова. Я бы сказал, что вопрос по обратной загрузке мы практически решили. «Атомфлот» обещал уже в ближайшие недели дать точные даты рейсов на следующий год», – подытожил Герман Широков.

Речь уже точно идет о четырех рейсах, которые атомный лихтеровоз сделает в 2021 году. И уже сейчас логисты определяются, какие грузы он будет перевозить в оба конца. «Севморпуть» в состоянии взять на борт до 30 000 тонн груза, но совершенно ясно, что это будет не только рыбная продукция. По словам капитана Фарида Габбасова рыбаки-дальневосточники не могут одномоментно обеспечить такой объем рыбы, икры, краба и других морепродуктов. «Лучше мы сделаем несколько рейсов и подвезем свежее», - говорит он. И это дает шанс проявить себя всему бизнес-сообществу ДФО, а европейским жителям России познакомиться с более широким спектром продукции нашего Дальнего Востока.

Если говорить об обратном направлении, то, по оценке специалистов, Санкт-Петербург способен превратиться в главный западный хаб нашей страны.

«Мы проводим постоянные опросы компаний-участников нашего Логистического кластера, анализируем и обновляем потребности арктических регионов и на этой основе формируем планы поставок. Могу сказать, что видим серьезную заинтересованность у потенциальных грузоотправителей. Как раз сейчас готовится подписание соответствующих соглашений об отправке грузов по Севморпути из Санкт-Петербурга в 2021 году. Среди них фигурируют брикетированный торф и минеральные удобрения, оборудование для добычи драгоценных металлов, горнодобывающей и угольной промышленности, газохимического комплекса и СПГ, строительная техника и стройматериалы, а также продовольственные товары и сельхозпродукция», – отмечает руководитель проектов Логистического кластера Северо-Запада России Александр Лиепа.

IMG_20200925_121802.jpg  

  

Со своей стороны перед «Русатом Карго» (логистическим оператором «Росатома» – В.Ю.) стоит еще более ответственная задача – разработать комплексный план обслуживания всего СМП, включающий строительство и развитие точек захода, всю портовую инфраструктуру и необходимую флотилию для торгового освоения высоких широт.

«Я работал у англичан. Они свою линию и логистические цепочки выстраивали сто лет, и я видел, как у них все отработано до мельчайших деталей. А мы только начинаем. Этим, как раз, сейчас занимается «Русатом Карго» который к 2024 году должен вывести окончательно всю эту цепочку. Если мы в следующем году до четырех рейсов сделаем, то они как раз посмотрят - что мы отсюда возьмем, что и куда привезем», – отмечает капитан Габбасов и уверяет, что если его судно займет арктическую нишу, то будет работать на этом направлении минимум до 2030 года.

Сам «Севморпуть», несмотря на свой почтенный возраст, способен еще долго находится в строю. Специалисты Канонерского завода уверяют, что его «железо» в идеальном состоянии, а перезарядка атомного реактора в октябре 2015 года обеспечила возможность бесперебойной эксплуатации на протяжении ближайших четырех лет. Поэтому сейчас, разгрузившись и недолго простояв в порту Санкт-Петербурга, атомный лихтеровоз отправится… не назад в Петропавловск-Камчатский, а в Антарктиду. У России много задач на обоих полюсах, а вот судов ледового класса, способных их решить меньше, чем хотелось бы. Это значит, что, даже обеспечив загрузку в оба конца, без наличия современной арктической флотилии системно освоить полярные маршруты никак не получится. Думается, что в «Росатоме» – единственном инфраструктурном операторе СМП – понимают это лучше всего.

 

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic
далее в рубрике