Гром в небе над Арктикой

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
17 Января, 2021 | 07:27
Гром в небе над Арктикой
Истребители Су-57. Фото: russianplanes.net

 

Борьба за арктическое небо продолжается

Планы ВВС США по переброске истребителей пятого поколения и стратегических бомбардировщиков на Аляску указывают на то, что американцы не оставляют попыток завоевать господство в воздухе в арктическом регионе.

Группировка истребителей пятого поколения на Аляске станет в 2021 году самым крупным соединением ВВС США. По заявлению Пентагона, сюда перебросят 150 F-22 Raptor и F-35 Lightning. Такого количества новейших летательных аппаратов нет ни на одной военной базе Соединенных Штатов ни в одной точке мира.

Справка: Многоцелевой истребитель пятого поколения Lockheed/Boeing F-22 Raptor имеет максимальную скорость 2 414 км/ч и массу 19 700 кг. Практический потолок 20 000 м. F-35 имеет максимальную скорость 1930 км/ч, снаряжённая масса истребителя – 24, 35 тонны. Дальность полёта – 2200 км. Продолжительность полёта – 2 часа 36 минут. Практический потолок 18 200 метров.

Цель передислокации самолетов никто не скрывает – ещё весной 2020 года один из аэродромов на Аляске пополнился 50 истребителями пятого поколения. Для обслуживания лётной техники в суровых погодных условиях Арктики на базе расквартировали более полутора тысяч военнослужащих.

Ответ России на усиление авиационной группировки США в Арктике выразился не только в переброске в Анадырь истребителей МиГ-31 БМ морской авиации Тихоокеанского флота, но и завершением второго этапа испытаний истребителей пятого поколения Су-57 – серийных самолётов с двигателями «изделие 30».

Напомним, первый полёт опытных прототипов Т-50  и самолётов предсерийного выпуска для заводских и войсковых испытаний состоялся десять лет назад. Затем были испытаны первые серийные самолёты Су-57 для ВВС России с двигателями первого этапа «изделие 117А». После завершения второго этапа испытаний серийных истребителей был заключен контракт на партию из 76 Су-57, из которых будет сформировано три авиаполка.

Учитывая, что по своим боевым характеристикам многоцелевой ударный Су-57 значительно превосходит F-35, господство в воздухе в небе над Арктикой ВВС США не светит. Особенно если учесть, что лётчики и техники американских самолётов только начали осваивать работу в условиях вечной мерзлоты.

 

F-35 Lightning II. Фото: modernweapon.ru

 

Потеря купола не повлияет на управление

А наши асы могут управлять Cу-57 даже без фонаря кабины, защищающего экипаж от встречного потока воздуха, погодных условий и шума. Когда видео с подобными финтами, сдобренными фигурами высшего пилотажа, появились в интернете, в американском сегменте военно-технических СМИ сразу сделали вывод – выступление российского лётчика демонстрирует, что потеря купола при чрезвычайной ситуации никак не повлияет на управление этим самолетом.

Лётные характеристики Су-57: Максимальная скорость 2,45 М.  Практическая дальность на дозвуковой крейсерской скорости – 4300 км, на сверхзвуковой безфорсажной скорости – 2000 км. Практический потолок 20 000 м. Продолжительность полёта до 5,8 часов. Взлётная масса 26,5 тонн.

К тому же, для осуществления взлёта и посадки Су-57 нуждается в пробеге в 2 раза меньшем, чем у предшественника – Су-35, что делает возможным его использование на аэродромах с укороченной взлётной полосой, что в условиях Арктики, где приступили к разработке «быстрых аэродромов» с помощью специальных реагентов, особенно актуально.

Российский истребитель обладает искусственным интеллектом, позволяющим управление аппаратом и без участия лётчика. Самолёт может вести диспетчер при большом удалении от базы. Кроме того, Су-57 способен работать в паре с боевым дроном «Охотник», что также было продемонстрировано на видео Министерства обороны РФ.

 

Источник: Министерство обороны РФ

 

На эту боевую машину, призванную обеспечить абсолютное преимущество в воздушном пространстве, неслучайно обратили внимание и зарубежные заказчики. В частности, по информации «Military Watch» и «Algérie Eco», российская ОАК подписала договор финансовым объёмом в 2 млрд долл. на поставку 14 Су-57 Алжиру.

В индийском журнале «EurAsian Times» указывается и на возможность возобновления переговоров с Россией на поставку Су-57, так как собственная индийская программа строительства истребителя пятого поколения – Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) явно забуксовала на земле. Весьма конкурентная цена Су-57, который почти в три раза дешевле F-35, ощутимый аргумент для потенциальных покупателей. При этом продажа такой техники исключает передачу уникального российского ноу-хау и права на производство.

 

Изделие 30 – сердце истребителя

Новая силовая установка, так называемое «сердце Су-57», именуемое  «изделие 30», наконец, готово к производству. Двигатель существует в металле и успешно испытан. Изделие интенсивно дорабатывалось в ходе испытаний не только на стендах, но и на крыле. Уже изготовлено более 20 единиц.

Новый авиамотор – это двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. Он способен выдавать тягу в 10 раз больше собственного веса самолёта. Расход топлива при этом остаётся на уровне одного из самых экономичных современных авиадвигателей АЛ-31Ф, а именно 670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Форсажная тяга – до 19,5 тонн, что превышает аналогичный показатель у F-35 (19 тонн).

Плазменное зажигание установлено прямо на форсунках, что позволяет топливу сгорать сразу при поступлении в камеру – исключается факеление, а значит снижается заметность самолёта. Изменение степени двухконтурности, делающее самолёт практически «невидимым» в инфракрасной и радиолокационной системах наблюдения, достигнуто благодаря новой архитектуре воздухозаборника и сопла.

Су-57 даже способен нести как новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал», так и разработанный для него целый арсенал ракет, делающих истребитель универсальным средством достижения господства не только в воздухе, но и над контролируемой земной поверхностью.

 

Су-57. Фото: Global Look Press / sukhoi.org

 

Гром в небе над Арктикой гарантирован

К примеру, речь может идти о разработанных корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и принятых на вооружение в 2012 году высокоточных авиационных ракетах класса «воздух-поверхность» Х-38, предназначенных для уничтожения широкого круга целей от бронетехники, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении до укреплённых или легкоуязвимых, одиночных и групповых целей.

В зависимости от условий, на театре военных действий для поражения различных типов целей ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и различными боевыми частями.

В 2015 году корпорацией на базе ракеты Х-38 были разработаны «ракето-бомбы» «Гром-1» и «Гром-2». «Гром-1» является управляемой ракетой с мощной боевой частью массой до 520 кг, а «Гром-2» – это планирующая бомба. На месте двигателя у неё располагается дополнительная боевая часть весом 165 килограммов.

Авиационные управляемые ракеты «Гром» имеют и экспортные варианты: «Гром-Э1» и «Гром-Э2» с максимальной дальностью соответственно 50 и 120 км и углом пеленга ±180°, предназначенные для поражения целей с известными координатами. Система наведения – инерциальная и спутниковая.

Словом, при оснащении новейших истребителей ракето-бомбами, гром в небе гарантирован. И он достанет до земли острием неотразимой молнии, способной поразить практически любую цель.

 

***

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политических наук, эксперт Бюро военно-политического анализа, специально для GoArctic

далее в рубрике